В Беларуси создана благоприятная среда для инвестирования, но ее потенциал еще не полностью задействован.
Денис Муха, кандидат экономических наук
Денис Муха около 10 лет профессионально занимается экономической наукой. В Институте экономики НАН Беларуси возглавлял сектора иностранных инвестиций и инвестиционной политики, а сегодня руководит отделом инновационной политики. Одна из ключевых тем молодого ученого - проблемы эффективного привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций (ПИИ).
Справка «Директора»
В этом году Д. Муха - единственный экономист, включенный в банк данных «100 талантов НАН Беларуси». В его активе - стипендия Президента талантливым молодым ученым (2017 г.), а также выход в финал республиканского конкурса «100 идей для Беларуси» с проектом «Единый интернет-портал: иностранное инвестирование в научно-инновационной сфере и высокотехнологичных секторах экономики в странах ЕАЭС» (2017 г.).
- Мной комплексно исследованы теоретические, методологические и эмпирические аспекты макроэкономической эффективности привлечения ПИИ в принимающую экономику. Вначале развивались и систематизировались теоретико-методологические основы определения их эффективности. Затем - разработаны оригинальный алгоритм и методика оценки макроэкономической эффективности. Представленные расчеты, с одной стороны, свидетельствовали о том, что система институциональных факторов является преобладающей в привлечении ПИИ, а с другой - о существенном влиянии экономических факторов на поступление прямых инвестиций в экономики развивающихся государств и стран с переходной экономикой, к числу которых относится и Беларусь. К сожалению, пока наша страна не в полной мере использовала свой инвестиционный потенциал.
- Расскажите подробнее о роли прямых иностранных инвестиций в белорусской экономике.
- ПИИ составляют около трети в структуре накопленных иностранных инвестиций страны, остальное - преимущественно долговые инструменты: кредиты, займы и др. Прямые инвестиции играют важную роль в формировании ВВП, в том числе в ускорении экономического роста.
Ежегодные притоки ПИИ составляют примерно 2-4% ВВП. Хотя это и небольшие цифры, но за ними - новые рабочие места, выпуск инновационной продукции, рост экспорта.
В компаниях с иностранными инвестициями зарплата в среднем в 1,4 раза больше, чем в организациях без ПИИ, выше и производительность труда - более чем в 2 раза. Сегодня в Беларуси работают около 6,8 тыс. фирм с иностранным капиталом, что, на мой взгляд, немало.
Но часто информация о деталях закрыта по коммерческим соображениям. Как говорится, деньги любят тишину.
- В связи с этим у вас часто возникали проблемы с доступом к нужным данным?
- Для меня как исследователя поиск уникальных сведений о компаниях и предприятиях был непростым. Быстрее удавалось найти статистику по секторам, отраслям и регионам. Опирался на данные Белстата, Нацбанка, который регулярно публикует отчеты по платежному балансу, где говорится и об инвестициях. Привлекал материалы Всемирного банка, МВФ, ЮНКТАД и других ведущих международных организаций.
Этого хватило - ведь требовалось оценить общую ситуацию. Но есть исследования, где заранее оговорено, что результаты обнародованию не подлежат. Это нормально - общедоступность подобной информации может навредить предприятию.
- В чем видите основные риски для привлечения и реализации инвестиций?
- Было время, когда Беларуси требовалось максимальное количество инвесторов. При этом было сложно оценить их состоятельность и порядочность. Сейчас необходим более тщательный отбор партнеров, причем с определением критериев на законодательном уровне как в мировой практике. Нужна оперативная экспертная оценка потенциального вкладчика.
О том, почему почти половина инвестдоговоров расторгается, читайте в продолжении интервью, опубликованного в печатной версии журнала «Директор» № 1.
Владимир Буранов