Технология распределенных баз данных выходит на новые рынки.
Бурное развитие информационных технологий в последние годы ускоряет трансформацию бизнес-процессов и финансовой деятельности, а также повышает эффективность взаимодействия государства и общества. Одним из наиболее инновационных решений является технология блокчейн.
Первопроходцы - государство и банки
В самом общем понимании блокчейн представляет собой распределенную базу данных, которая состоит из связанных между собой блоков транзакций. Отличительной ее особенностью является отсутствие единого центра управления. Все изменения в системе происходят на основе консенсуса ее участников. При этом информацию о совершенной транзакции невозможно изменить или удалить, а безопасность технологии обеспечивается криптографическими методами. Дополнительным преимуществом является также отражение информации о новых транзакциях в режиме, близком к реальному времени.
Технология блокчейн применяется в самых различных сферах. Например, в Литве в 2017 г. в блокчейн-проекты было привлечено около 500 млн евро. Сегодня эта небольшая страна занимает третье место в мире по инвестициям в блокчейн после Китая и США. Кроме того, Центральный банк Литвы заявил о намерении в 2019 г. создать «регуляторную песочницу» LBChain. Страной, где технология распределенных реестров была внедрена в государственное администрирование в 2012 г., является Эстония. В Республике Беларусь активное участие в развитии данной технологии на государственном уровне принимает Национальный банк. На блокчейне уже функционируют реестр банковских гарантий и реестр операций с ценными бумагами.
Помимо государственной сферы блокчейн все активнее применяется в финансовом секторе. Например, Приорбанком на платформе R-Chain по поручению Мозырского НПЗ была выпущена международная банковская гарантия в пользу российского партнера. В свою очередь в сентябре 2017 г. БПС-Сбербанк заключил пилотную сделку по открытию международного аккредитива на основе блокчейна. В России Сбербанк совместно с Альфа-банком и компанией IBM провел разовую сделку по осуществлению денежного перевода между российским сотовым оператором МегаФон и его дочерней компанией - МегаЛабс в рамках договора займа.
Еще одним проектом в банковской сфере стало создание JPMorgan частного блокчейна, который представляет собой информационную сеть и объединяет более 100 банков. Эта система позволяет оптимизировать трансграничные переводы между странами Латинской Америки, Азии, Европы, Ближнего Востока и Африки. Основная задача проекта - сокращение банковских издержек. Дело в том, что международный денежный перевод требует участия ряда банков-корреспондентов. При этом взаимодействие банковских учреждений возможно только в одностороннем порядке. Такой процесс (например, в случае отмены или отсрочки перевода из-за непрохождения проверки соответствия и других исключений) сопровождается дополнительными затратами. Блокчейн позволяет получать информацию о состоянии платежа всеми банками-корреспондентами в режиме близком к реальному времени.
Также заслуживает внимания реальная (а не пилотная!) сделка по получению синдицированного кредита испанской компанией Red Electrica. Кредит в размере 150 млн долл. был предоставлен тремя банками - BBVA, BNP Paribas и MUFG. Как и в предыдущих примерах, основная причина использования блокчейн-технологии - возможность сокращения времени и материальных затрат контрагентов на бумажный документооборот.
Транспорт и не только
Таким образом, финансисты все активнее интересуются возможностями блокчейна. Однако использование технологии распределенных реестров возможно не только в финансовом и государственном секторах. Большое влияние блокчейн-технология может оказать на развитие транспортной отрасли. Особенно - в сфере международных перевозок. Дело в том, что пользователи блокчейн-приложений могут получать актуальную информацию о транспортировке каждого груза и месте его нахождения. Кроме того, внедрение этой технологии позволяет уменьшить административные издержки, сократить вероятность ошибок и мошеннических схем с документами.
В качестве примера можно привести созданный в 2017 г. международный Транспортный Блокчейн Альянс (The Blockchain in Transport Alliance), представляющий площадку для внедрения блокчейн-решений в таких сферах как грузоперевозки, транспорт и глобальная экосистема поставок. В настоящее время Альянс насчитывает около 420 членов. В свою очередь мировой лидер в сфере перевозок грузов морским путем - компания Maersk - совместно с IBM запустила проект, который позволяет отслеживать движение грузов с момента погрузки до поставки потребителям в режиме, близком к реальному времени, и минимизирует количество посредников.
В ближайшие пять лет эксперты также прогнозируют рост интереса к данной технологии и со стороны ритейла. Некоторые проекты реализуются уже сегодня. Например, ГК «Обувь России» использует блокчейн для безопасного хранения информации о клиентах, покупающих товары с рассрочкой платежа. В будущем компания планирует внедрить и собственную криптовалюту.
Технология блокчейн вызывает все больший интерес у государственных органов, предприятий различных секторов экономики, ИТ-компаний, организаций финансового сектора.
Однако хотя примеры запуска блокчейн-проектов в промышленную эксплуатацию уже есть, многие из них все еще находятся на стадии тестирования. Причина понятна: технология является новой, и требуется время, чтобы определить целесообразность ее внедрения. Кроме того, ее использование невозможно без наличия квалифицированных кадров, что требует налаживания процесса подготовки профильных специалистов. Наконец, дальнейшее развитие технологии невозможно без полноценной законодательной базы. В Беларуси в этом направлении ведется активная работа.
Об этом свидетельствует принятие Декрета Президента №8 «О развитии цифровой экономики» и ряда уточняющих нормативных актов в области работы крипторынка. В то же время ряд блокчейн-проектов предполагает взаимодействие с иностранными контрагентами, что требует выработки четких принципов работы на международном уровне. Реализация этих мероприятий будет способствовать встраиванию блокчейн-технологии во многие финансовые, административные и производственные процессы.
Анастасия ЛУЗГИНА, кандидат экономических наук, Центр экономических исследований «БЕРОК»