Какой будет поддержка экспорта в Беларуси и что профинансируют из бюджета Союзного государства.
БЕЛАРУСЬ
Банк развития обнародовал объемы инвестиционного и экспортного кредитования на этот год.
19 декабря 2018 г. состоялось заседание Наблюдательного совета ОАО «Банк развития Республики Беларусь», на котором было принято решение выделить на реализацию инвестиционных проектов в 2019 г. 1 300 млн. бел. руб. Кроме того, предполагается, что объем выдачи экспортных кредитов в следующем году должен достичь 650 млн. руб.
Обращает на себя внимание тот факт, что инвестиционное кредитование несколько сокращено. Для сравнения: за 11 месяцев 2018 г. банк направил на реализацию инвестиционных проектов 1,5 млрд. руб. Экспортное кредитование останется примерно на уровне прошлого года (590 млн. руб. за 11 месяцев). Вероятно, это следствие принятых на уровне правительства решений: как известно, ранее министр финансов страны Максим Ермолович сообщил, что объем бюджетных расходов на государственную поддержку в 2019 г. сократится на 10%, а расходы на поддержку экспорта - наоборот, увеличены.
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО
70% бюджета Союзного государства Беларуси и России в 2019 г. потратят на финансирование совместных программ.
Утвержден бюджет Союзного государства на 2019 г. Размер его доходной части составит 7,245 млрд росс. руб., а расходной - 6,3257 млрд. По сравнению с прошлым годом расходная часть существенно выросла (в 2018 г. она составляла 4,8765 млрд руб.
Пока бюджетом предусмотрено финансирование 36 программ, проектов и мероприятий. Но это не окончательно - в список могут быть добавлены пока еще не принятые проекты. По словам Председателя Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимира Андрейченко, основные ассигнования пойдут на развитие промышленности, науки, социальную сферу, военно-техническое сотрудничество и обеспечение безопасности Союзного государства. В свою очередь, Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота подчеркнул, что приоритетной статьей расходов в 2019 г. станет финансирование научно-технических программ, нацеленных на получение новых технологий и инновационных продуктов.
РОССИЯ
Российские регионы получат дополнительно свыше 12 млрд руб. на развитие дорожной инфраструктуры.
Соответствующее Распоряжение №2772-р, подписанное 14 декабря 2018 г., опубликовано на сайте Правительства РФ. Как сообщается, 12,073 млрд будут направлены на развитие и модернизацию сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения.
В частности, большая часть ассигнований в размере 8 132 313 тыс. росс. руб. выделяется 14 регионам «на реализацию особо крупных и важных для социально-экономического развития страны проектов». 9 субъектов Федерации получат почти 3 млрд руб. на приведение в нормативное состояние, развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения. Еще 5 регионам выделят деньги «на ремонт и реконструкцию уникальных дорожных искусственных сооружений».
Ранее сообщалось, что на строительство новых дорог в России в 2019 г. будет выделено 824 млрд руб.
Активизируется реализация государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны».
В последние годы Россия все больше сил и средств вкладывает в освоение северных территорий. И это понятно: в Арктике сосредоточены гигантские запасы природных ресурсов - порядка 7,3 млрд т нефти и 55 трлн куб. м газа. Растут перевозки по Северному морскому пути (за этот год их объем увеличился почти в два раза!). Не случайно эта тема стала недавно предметом обсуждения в Правительстве России.
Как было озвучено, федеральное финансирование госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны», принятой еще в 2015 г. и рассчитанной до 2025 г., в 2019-м возрастет в разы. Оно составит 22818657,2 тыс. руб. Для сравнения: в 2018 г. - 791900 тыс. руб. Только комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. предполагает вложение из разных источников почти 240 млрд руб. Эти средства пойдут на модернизацию портов, строительство новых грузовых и СПГ-терминалов, развитие автомобильного и железнодорожного сообщения, социальной инфраструктуры и др.
ЛИТВА
В 2019 г. ЕС выделит Литве более 2 млрд евро.
Эта соседняя страна давно является для белорусских предприятий своего рода «плацдармом» на рынок Европейского союза. Тем более что там сейчас благодаря приличным «вливаниям» из фондов ЕС, реализуется много проектов.
Так, например, на следующий год Евросоюз увеличил финансирование фонда Механизма европейских инфраструктурных сетей (CEF). Этот фонд занимается важными международными транспортными и энергетическими проектами, такими как Rail Baltica. Кроме того, в 2019 г. европейские «доноры» выделят Литве 51,2 млн евро на программу закрытия Игналинской АЭС, 756,9 млн евро - на сельское хозяйство, а также 54 млн - на внутреннюю безопасность и охрану внешних границ.
Можно добавить, что правительство Литвы недавно доработало программу госинвестиций на 2019-2021 гг., в соответствии с которой в 2019 г. на инвестиции в государственные и частные проекты выделят из бюджета 1,104 млрд евро.
ЧЕХИЯ
В 2019 г. правительство страны планирует объявить тендер на строительство новой АЭС.
Это хорошая новость для белорусских компаний, поставлявших товары и услуги для строительства Белорусской АЭС. Опыт такой работы им наверняка зачтется при участии в аналогичных проектах за рубежом.
Что касается Чехии, то уже известно, что строительство будет осуществлять полугосударственная компания под названием CEZ. В настоящее время между правительством Чешской Республики и этой компанией ведутся переговоры по подготовке тендерной документации. По словам министра промышленности и торговли Чехии Марты Новаковой, для всех участников тендера будут созданы «транспарентные и прозрачные условия».
Первоначально планировалось, что строительство двух новых энергоблоков совокупной мощностью 2 000 МВт начнется в 2015 г. и завершится к 2025 г., но затем проект перенесли. Стоимость строительства оценивается в 10-15 млрд долл. В настоящее время в Чехии действуют две атомные станции: «Дукованы» (4 энергоблока) и «Темелин» (2 блока), построенные еще по советским проектам.