Одно из крупнейших могилевских предприятий преодолело затяжной спад и возвращается на свой рынок.
У ОАО «Могилевский завод «Строммашина» богатая история, которая началась 105 лет назад - в 1913 г., когда товарищество братьев Мазья и Аранзон открыло в городе меднолитейное и механическое предприятие. В свое время это было одно из самых передовых предприятий СССР. Здесь производились первые советские лифты, ежегодно изготавливалось до 150 наименований машин и автоматизированных линий для многих отраслей промышленности. Продукция поставлялась в страны «соцлагеря», а также в Индию, Иран и Турцию.
В 2000-х гг. изменилась экономическая ситуация, и предприятие столкнулось с проблемами, которые едва не привели его к банкротству. К счастью, этого удалось избежать. Сегодня «Строммашина» проходит процедуру санации, и в этой работе уже достигнуты определенные успехи. Освоен выпуск востребованной рынком продукции, заключены новые контракты, удалось сохранить производственный и кадровый потенциал. В 2019 г. здесь рассчитывают выйти на устойчивую рентабельность. Есть только одно «но»: чтобы эти успехи приняли долгосрочный характер и завод смог не просто поддерживать текущую деятельность, но и рассчитываться по старым обязательствам, нужна модернизация производства. Стратегия развития у руководства предприятия есть, и она определенно выполнима. Для ее реализации нужно немногое: финансирование «точечной» модернизации производства и «политическое» решение на государственном уровне о перспективном плане развития завода.
На новые рынки
Основных причин, по которым «Строммашина» оказалась в сложной ситуации, две. Во-первых, в 2000-е гг. предприятие начало массовое производство башенных кранов, причем достаточно узкого модельного ряда, но этот рынок достаточно быстро насытился, а расширить линейку не позволяли технические возможности. В результате с 2014 г. ни одного заказа на эту продукцию не поступало. Во-вторых, исполнение договора с крупным заказчиком - ОАО «Беларуськалий», для которого завод изготавливал чугунную тюбинговую крепь, снизило активность по поиску иных перспективных заказчиков и рынков сбыта. Доля калийной компании в портфеле заказов завода достигала 90%, и после того как закончился контракт на поставку тюбингов для Петриковского ГОК, загрузка мощностей упала до 3%. То есть предприятие практически остановилось…
Летом 2018 г. на «Строммашину» был назначен новый антикризисный управляющий Сергей Гринкевич, у которого за плечами есть опыт санации промышленных предприятий. Вместе с пришедшей командой единомышленников и специалистами предприятия началась кропотливая работа по диверсификации производства, поиску новых рынков сбыта и заказов.
- Главная задача, которая стояла перед нами, - загрузить производственные мощности, - рассказывает Сергей Гринкевич. - Поскольку к этому моменту мы достигли значительных успехов в производстве тюбингов, начали искать заказчиков прежде всего на эту продукцию. Нам удалось заключить перспективный контракт с ИООО «Славкалий», которое занимается строительством Нежинского ГОК. Выиграли два тендера на производство запасных частей к приводам штанговых глубинных насосов для ПО «Беларуснефть» - эту продукцию завод освоил еще в 2003 г., но сейчас мы ее значительно усовершенствовали. Заключен контракт с ПО «Беларусьнефть» на 2019 г. Вспомнили и о выпуске оборудования для производства железобетонных шпал. Сейчас идет предконтрактная подготовка поставки таких линий в Узбекистан. Одним словом, положение стабилизируется - сегодня наши мощности загружены уже на 41%, в среднем на треть выросли зарплаты работников…
Кроме того, предприятие активно изучает рынки стран ближнего и дальнего зарубежья. «Строммашина» стала победителем редукциона на поставку горно-шахтного оборудования для ПАО «Уралкалий», есть неплохие перспективы поставок оборудования для нефтедобывающей отрасли и производства железобетонных шпал в Россию, Грузию, Армению и даже Сирию. Перспективным видится и строительный рынок, для которого завод изготавливает туннельную опалубку.
От серии - до индивидуальных заказов
Технологические возможности предприятия в принципе позволяют производить очень широкий спектр оборудования: от линий для производства стеновых керамических материалов и деревообрабатывающих машин до товаров народного потребления, например, таких, как замки.
- Специфика ОАО «Могилевский завод «Строммашина» состоит в многономенклатурности, - говорит управляющий предприятием. - Мы работаем в основном по конкретным заказам, а не «на склад». Тот факт, что потребитель может заказать оборудование с учетом особенностей собственного производства и технологии, конечно, добавляет ценности нашей продукции. Мы можем варьировать не только состав и комплектность технологических линий (кирпичных, по производству шифера, шпал и др.), но и их конструктивные особенности. Разумеется, это требует высокой квалификации рабочих и инженерно-технического персонала, чем предприятие в полной мере располагает.
В 2019 г. ОАО «Могилевский завод «Строммашина» входит с оптимизмом. По словам Сергея Гринкевича, в загрузке производственных мощностей завод уже фактически достиг потолка. Это связано с необходимостью модернизации части оборудования - в первую очередь, литейного производства и частично - станочного парка. Речь не идет о каких-то гигантских вложениях, но в нынешней ситуации без финансовой поддержки государства не обойтись. Кроме того, нужна оптимизация - сокращение небольшого количества вспомогательного персонала и избыточной производственной базы (части неиспользуемой территории и производственных площадей).
Но чтобы выйти на устойчивую траекторию роста, иметь возможность погашать и реструктуризировать накопившуюся в прошлые периоды задолженность, «Строммашине» необходима поддержка стратегии развития. По мнению руководства завода, это позволит сделать качественный рывок: значительно увеличить объемы производства, а в перспективе - финансово оздоровить предприятие.
Николай ЗАГОРСКИЙ