fbpx

Полезные технологии ИТ-менеджмента, которые можно использовать в реальном секторе экономики.

biznes

Буквально на протяжении жизни одного поколения информационные технологии существенно изменили многие подходы в экономике. И не только за счет автоматизации и цифровизации. Развиваясь глобально, в условиях жесткой конкуренции, ИТ-индустрия выработала собственные, максимально эффективные решения в менеджменте, которые не грех было бы перенять и другим отраслям. Тем более что сами айтишники некоторые из этих методов позаимствовали из промышленности! В реальном секторе еще как-то воспринимается проектный подход: тройственная ограниченность, контрольные точки, KPI - это уже как-то освоено. Но айтишники за это время умудрились продвинуться далеко вперед или глубоко в сторону. Нередко в разговоре с заказчиком начинают сыпать терминами вроде «эджайл», «канбан», «принс ту»... При этом они вовсе не бахвалятся - просто аналогичных русских терминов еще нет или они не утвердились. Не вошли пока эти понятия и в вузовские программы, которые стойко защищают поборники «проверенных подходов». Между тем на Западе (да и на Востоке тоже) эти методы проектного менеджмента уже приобрели критическое значение, так как без их применения на мировом рынке просто не выжить.

 

Agile

Современная речь пестрит технологическими неологизмами. Это можно приветствовать или отрицать, но от этого нельзя отмахнуться. Специалисты не из ИТ-сферы порой оказываются в затруднительном положении, когда слышат их, они даже предполагают о чем речь, но не понимают сути. При внедрении ИТ-решений заказчик может услышать что-то вроде: «Можем начать проект сразу, а развивать будем в эджайл-стиле». Звучит подозрительно, и заказчик может отвергнуть идею и потребовать, чтобы «все было как у людей», как он привык. А напрасно! Agile дает колоссальный выигрыш во времени и при этом помогает найти наиболее эффективные и инновационные решения. Айтишнику смысл термина будет понятен сразу, потому что он владеет английским как рабочим инструментом и знает, что agile - это просто «гибкость». Тем не менее этот термин настолько перевернул представления о разработке и ведении проектов, что его принципы даже оформили в Манифест. Некоторые из положений Манифеста выглядят по-мальчишески заносчивыми. Например: «Изменение требований приветствуется даже на поздних стадиях разработки!». Ну какой исполнитель-традиционалист подпишется под этим?

Но это работает! Сущность Agile - в итерационной разработке. После каждой итерации (т.е. реализации проекта и его тестирования) в него вносятся изменения и улучшения, при этом учитываются невидимые ранее факторы. И в конце концов путем «приближения к совершенству» результат действительно оказывается более ценным, чем можно было предполагать вначале. Agile-процессы позволяют использовать изменения для обеспечения заказчику реальных конкурентных преимуществ. Отсюда - еще один провокационный тезис Манифеста: «Работающий продукт следует выпускать как можно чаще, с периодичностью от пары недель до пары месяцев». И таких озарений в Agile немало. При внешней провокационности они разумны и рациональны. Например, один из главных принципов - на протяжении всего проекта разработчики и представители заказчика должны ежедневно работать вместе. Уж с этим точно вряд ли кто-то будет спорить!

Сильные стороны Agile - гибкость и адаптивность, т.е. возможность подстроиться под любые условия реализации проекта. «Реакция на изменения важнее следования плану», - заявляют сторонники метода. Поэтому при разработке инновационных продуктов и проектов ему фактически нет конкурентов. Ведь сам продукт в таких проектах вначале даже неизвестен и проявляется лишь по мере ведения работ. Соответственно, конкретных планов по его созданию построить тоже нельзя. В этом случае только Agile-подход приведет к успешному результату.

Критики метода упрекают его в отсутствии конкретных метрик, утверждая что Agile - это не метод управления проектами, а просто набор идей и принципов. Пусть даже так, но применение такого набора на практике уже привело к возникновению вполне конкретных методик. Именно на базе Agile появились Scrum, Kanban и др.

 

Scrum

Scrum - это попытка объединить Agile и стандартное управление проектами с планированием и последовательными этапами их выполнения. В соответствии с этой методикой проект разбивается на подпроекты (как в Agile), которые могут быть использованы заказчиком сразу в виде заделов будущего готового продукта. Эти заделы приоритезируются - из них выбираются наиболее важные, которые реализуются в первую очередь последовательными итерациями, или - спринтами. Всем проектом руководит ScrumMaster (лидер проекта), но он делит ответственность за успех с заказчиком, находясь в постоянном контакте с его представителем. Спринты-итерации реализуются под присмотром представителей обеих сторон: исполнителя и заказчика.

Считается, что Scrum гарантирует «быстрые победы», при этом изменения и улучшения в ходе реализации проекта возможны и осуществимы. Сами айтишники считают этот метод оптимальным, когда исполнители «не совсем в теме». Благодаря такой методике они постоянно подтягивают свою компетенцию в той сфере, где ведется разработка. Scrum предполагает работу компактного коллектива «многостаночников», т.е. людей, владеющих несколькими специальностями. Они могут подменять или ассистировать друг другу для сохранения динамики разработки.

 

Канбан

Этот метод - прекрасный пример того, как менеджмент мигрирует из одной сферы в другую. Изначально канбан (в оригинале - «камбан») - метод управления проектом в машиностроении. Его придумли и внедрили на заводах Toyota еще в 50-х гг. ХХ в. Метод был воспринят айтишниками, поскольку он направлен на реализацию принципа «точно в срок». А это - всегда было и остается слабым местом ИТ-разработок. Название передает суть метода - «карточки», в которые вписывается информация о проекте (продукте). У Toyota в основе лежал годовой план производства и сбыта автомобилей, на базе которого составлялись месячные и оперативные планы среднесуточного выпуска на каждом участке, основанные на прогнозировании покупательского спроса с упреждением. Суточные графики составлялись только для главного сборочного конвейера. Для цехов и участков, обслуживающих главный конвейер, они были не нужны. Тем самым давался простор для оперативной инициативы.

Ключевой момент заключается в том, что метод позволяет одновременно вести несколько проектов (или производить несколько продуктов), и когда нет необходимости в одном - заниматься другим. Тем самым обеспечивается постоянная занятость команды. При этом благодаря карточкам, можно легко возвращаться к остановленной задаче. Первоначально это действительно были просто разноцветные бумажные карточки (производство - синие, склад - красные и т.д.). Теперь они, конечно же, электронные. В них содержится вся необходимая информация о задаче. Контроль по карточкам дает возможность своевременно выявлять узкие места, где происходит простой. Айтишники используют канбан в ситуации, когда одному коллективу приходится работать с несколькими проектами. Большим плюсом метода считается то, что по нему могут работать коллективы любого уровня подготовки.

 

PRINCE2

Европа тоже внесла в копилку проектных методов свой, хотя и достаточно консервативный - как бы анти-Agile. Британская методология PRINCE2 (PRojects IN Controlled Environments version 2 - «Проекты в контролируемой среде, версия 2») не использует гибких методов, итерации и пр. Но зато она сконцентрирована на высоком качестве конечного продукта.

Этот метод - для управления проектами в рамках четко определенной структуры. Изначально определяются 3 основных аспекта проекта: бизнес-аспект (принесет ли проект выгоду?); потребительский аспект (какой нужен продукт?) и ресурсный аспект (хватает ли всего, чтобы достичь цели?). По итогам рассмотрения принимается решение: делать или не делать. PRINCE2 ориентирован на масштабные государственные проекты и крупные организации, так как помогает избежать бесполезных крупных затрат. Каждый процесс в методе описывается с конкретными целями и мероприятиями, которые будут осуществляться. Это дает возможность проводить автоматический контроль и своевременно выявлять отклонения от плана. За счет разделения процессов на управляемые этапы метод дает возможность эффективного управления ресурсами. Сильные стороны PRINCE2 - акцент на продуктах и на экономической целесообразности, а также ясная регламентация управления и последовательности работ. Поэтому на родине метода - в Великобритании - его очень любят государственные структуры. Но он работает хорошо тогда, когда структура оптимизирована и штат не раздут.

 

Резюмируя

Айтишные методы менеджмента быстрее всего воспринимаются теми сферами бизнеса, где жесткая конкуренция ставит вопрос выживаемости ребром. Скажем, Agile уже прочно утвердился в маркетинге в виде Agile-маркетинга. Он заключается в отказе от долгосрочных планов по расходованию маркетингового бюджета в пользу коротких итераций и возможности внести изменения в любой момент.

Принципы Agile-маркетинга выглядят хотя и декларативно, но по сути - верно: «Важнейшая задача - делать клиента довольным за счет сопровождения процесса и оперативного устранения ошибок; приветствуйте изменения и планируйте меняться. Готовность быстро реагировать на изменения - основное конкурентное преимущество; выпускать маркетинговый план нужно часто, в срок от пары недель до пары месяцев, но чем чаще - тем лучше; хороший маркетинг получается тогда, когда разработчики, продавцы и покупатели приходят к согласию».

Профессор А. Курбацкий успешно адаптирует Agile к образовательному процессу. На этих принципах строится программа его магистратуры «Проектирование сложных интегрированных систем». Тем самым делается попытка устранить отставание ИТ-образования от требований рынка. Некоторые айтишные методы менеджмента фактически существуют и в других отраслях. Но в ИТ-индустрии их не только красиво назвали, но и отточили. И раз уж мы - ИТ-страна, то реальный сектор экономики должен научиться использовать наработки айтишников в организации производственного процесса. Тем более что свою эффективность они доказывают постоянно и наглядно.

 

Комментарий эксперта

 

biznes kurbackiАлександр Курбацкий, председатель Экспертного совета Парка высоких технологий, доктор технических наук, профессор:

- Технологии ведения ИТ-бизнеса можно и нужно использовать во всех сферах национальной экономики, что сейчас действительно начинает происходить. Я бы сказал, что эти проектные подходы применимы во многих отраслях: строительстве, торговле, логистике, образовании - практически везде. Это должна быть, конечно, плавная трансформация, но Agile и другие проверенные практикой ИТ-индустрии технологии можно успешно использовать во многих сферах экономики.

 

biznes zubovichВалентин Зубович, директор ООО «Информационные порталы и сервисы»:

- Менеджер, работающий в любой отрасли, должен владеть навыками управления проектами в стиле Agile. Хотя бы потому, что без использования ИТ современное производство не сможет конкурировать на рынке. При этом надо знать и о других стандартах в ИТ-отрасли. Менеджмент системы качества, безопасности, охраны труда - все это основано на других принципах. Здесь не может быть гибкости, поскольку речь идет о безопасности продукции. Необходимо также знать стандарты идентификации продукции, CALS-технологии (Continuous Acquisition and Lifecycle Support - непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделий). Они пока не применяются на предприятиях должным образом. Что касается гибких методологий, то для их применения предприятие должно быть готово. Нельзя обращаться к Аgile, если в компании не созданы соответствующие условия, т.е. не внедрены базовые стандарты.

Игорь КЛОКОВ