Белорусские компании могут принять участие в реализации масштабных проектов на российском рынке.
РОССИЯ
Крупные инвесторы, которые реализуют проекты на территории страны, получат беспрецедентные льготы.
А именно: для такого бизнеса «замораживаются» почти все регуляторные изменения, в том числе акты, принятые на основании международных договоров! Это касается обязательных платежей, лицензирования и сертификации, использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, таможенных правил, возможных изменений налогов и сборов, тарифов страховых взносов и налоговых льгот. Кроме того, строительство инфраструктуры под эти проекты будет льготироваться путем возмещения затрат за счет налоговых вычетов.
Минфин России уже подготовил проекты соответствующих нормативных правовых актов, а также проект Закона «О защите и поощрении капиталовложений в России». Совместно с предпринимательскими союзами составлен список из 153 проектов в самых разных отраслях на общую сумму 4,7 трлн росс. руб. (примерно 70,7 млрд долл.), которые могут получить такие льготы. Что важно: эти проекты предложены самим бизнесом, а не чиновниками и уже прошли независимую экспертизу Внешэкономбанка и Российского фонда прямых инвестиций. По каждому проекту между правительством и инвесторами будут заключаться «соглашения о защите и поощрении капиталовложений».
В Санкт-Петербурге будет построено железнодорожное «Северное полукольцо» стоимостью 300 млрд росс. руб (примерно 4,5 млрд долл.).
Идея проекта - по аналогии с МЦК (Московское центральное кольцо) соединить пригородные железнодорожные пассажирские перевозки с метрополитеном. Сегодня при пассажирских перевозках 1,5 млрд пассажиров в год доля Северо-Западной пригородной пассажирской компании составляет всего 3,1%. Это связано с тем, что электрички не стыкуются с линией метро.
Как сообщил Председатель комитета по транспорту Санкт-Петербурга Александр Головин, придется существенно расширять пассажирскую железнодорожную инфраструктуру, для чего планируется изъятие земельных участков. Предстоит решить и ряд других проблем: перенаправление грузовых ж/д перевозок в обход города, строительство мостов, так как в Петербурге много островов и водных преград, создание транспортно-пересадочных узлов и т.д. По предварительным оценкам, срок реализации проекта - около 10 лет.
На реализацию проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД) до 2024 г. будет потрачено 4,5 трлн росс. руб. (порядка 66,7 млрд долл.).
Правительство России уже утвердило объем финансирования из средств федерального бюджета - 1,4 трлн руб. Еще 3,1 трлн руб. в него вложат регионы. Что характерно: частного финансирования проект не предусматривает!
Предполагается, что за эти 5 лет в нормативное состояние должно быть приведено 50,9% дорог (сейчас - 43,1% из 511 тыс. км), доля дорог в режиме перегрузки сократится с 10,2 до 9,1%, а ежегодную смертность на дорогах планируется уменьшить с 13 до 4 человек на 100 тыс. населения. То есть речь идет не только о ремонте, но и об оснащении дорог приборами весогабаритного контроля, камерами видеонаблюдения и другими техническими средствами обеспечения безопасности.
Проект реализуется в России с 2016 г. В 2018 г. за его счет отремонтировано 3 236 дорожных объектов и более 31,5 тыс. км дорог.
В ближайшие годы будут модернизированы почти все российские санатории.
Правительством России утверждена Стратегия развития санаторно-курортного комплекса. Сегодня 44% санаторно-курортных организаций страны относятся к государственной форме собственности, 3% - к муниципальной, 53% - к частной. Из 495 государственных санаториев 140 - федеральных и 355 - региональных. В основном они сконцентрированы в Крыму, Краснодарском и Ставропольском краях. В 2015-2017 гг. в них получили лечение и отдохнули свыше 20 млн человек.
В ближайшее время планируется разработать план конкретных мероприятий и определить источники финансирования. Предполагается, что оно будет осуществляться за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников. По предварительным оценкам, сейчас в 123 государственных санаторно-курортных организациях износ зданий составляет более 80%. В 166 организациях износ медицинского оборудования превышает 80%.
УКРАИНА
На модернизацию и строительство дорог в 2019 г. планируется направить 55 млрд гривен (около 2 млрд долл.).
23 ноября Верховной радой принят государственный бюджет Украины на 2019 г. В него заложен 9%-ный рост доходов по сравнению с 2018 г., в целом же доходная часть планируется в размере 1,026 трлн гривен, а расходная - 1,112 трлн.
Более 40% доходов госбюджета предстоит направить на погашение и обслуживание госдолга. Кроме того, значительные средства (211,9 млрд гривен) уйдут на военные расходы и обеспечение деятельности силовых структур, из-за чего новый бюджет уже успели окрестить «бюджетом войны». Все это, конечно, будет сдерживать финансирование экономических проектов и социальной сферы.
Тем не менее правительство страны планирует выделить значительные ресурсы на строительство новых дорог. На эти цели зарезервировано 55 млрд гривен (в том числе - 50,4 млрд из Дорожного фонда и 4,6 млрд за счет средств международных доноров). Расходы на образование составят 126,9 млрд гривен, что на 4% больше, чем планировалось в первом чтении. На финансирование культуры выделено 5,4 млрд гривен.
ГРУЗИЯ
Власти страны в 2019 г. выделят на развитие транспортной инфраструктуры 1,4 млрд лари (более 516 млн долл.).
Только в Тбилиси на строительство и восстановление транспортной инфраструктуры потратят 105,8 млн лари (около 39,5 млн долл.), а на строительство объектов инфраструктуры, укрепление эксплуатируемых и аварийных зданий - 174 млн лари (более 64,8 млн долл.). Кроме того, в Тбилиси планируется потратить 93 млн лари (порядка 34,7 млн долл.) на улучшение экологической ситуации, построить 10 новых детских садов и школ.
Как следует из данных бюджета грузинской столицы, основные транспортные проекты на будущий год - реконструкция участка Кахетинского шоссе от аэропорта до моста Лочини, реконструкция моста на проспекте Сараджишвили, а также строительство соединительного моста между Университетской улицей и Цкнетским шоссе, реконструкция и строительство еще 10 мостов и других сооружений.