Смогут ли белорусские производители освоить новое продовольственное направление?
Один из самых перспективных современных мировых трендов в сельском хозяйстве - производство органической продукции. Но если во многих странах это уже масштабная индустрия, то у нас - удел немногих энтузиастов. О том, как превратить отдельные попытки в стратегически важный сектор АПК, рассказывает бизнесмен Анатолий ТРУХАНОВИЧ.
- Анатолий Иванович, откуда у вас такой интерес к органическому сельскому хозяйству?
- Я считаю, что это важное и перспективное направление для белорусского бизнеса. Но ему у нас пока не уделяется столько внимания, как за рубежом. Между тем, по данным статистики, органическое сельскохозяйственное производство имеется в 172 странах. В Европе оно развивается почти во всех государствах, в Африке - в 70% стран, Азии - 79%, Южной Америке - 72%. В мире сертифицировано более 2,3 млн органических производителей, причем 3/4 из них - в развивающихся странах. Карта распространения этого сектора становится все обширнее, но Беларуси на ней все еще не видно. В то же время в ряде стран растет спрос на органическую продукцию. И если в Евросоюзе, Японии и США он сформировался уже давно, то теперь подтягиваются Россия, Китай, другие азиатские страны, в которых растет благосостояние населения. Таким образом, появляются новые возможности увеличения и диверсификации экспорта.
Беларусь не должна отставать в развитии столь перспективного сегмента. Мы, например, на «Ивенецкой птушке» уже более года выпускаем экологически чистые яйца, ориентируясь на европейские стандарты. Поблизости с производством нет никаких промпредприятий или автострад, вода, воздух и земля не загрязнены. Встречаются такие попытки и в некоторых других хозяйствах Беларуси. Но для успеха в этом бизнесе нужно много составляющих: правовая база, инициатива предпринимателей, поддержка государства и международных организаций, налоговые и финансовые преференции, научные разработки, обучение специалистов, внимание СМИ. А еще - забота людей о здоровье, собственном и своих близких.
- На прилавках магазинов уже сейчас можно увидеть продукты, позиционируемые как «натуральные», «органические», «экологически чистые» и т.п. Но такая этикетка не внушает особого доверия, а цена порой просто отпугивает. Как сориентироваться в подобных товарах?
- Во многих странах для этого существуют четкие правила маркировки. У нас их нет. Но и сам рынок органический продукции в Беларуси только зарождается. Пока есть лишь единичные попытки представить такие продукты в розничных сетях или специализированных магазинах, в основном - в столице. Их ассортимент довольно ограничен, а цены - высоки. Причем из-за отсутствия нормативно-правовой базы любой производитель может объявить, что предлагаемые им продукты - органические, не рискуя нарушить правил рекламы, маркировки и сертификации. Это порождает скепсис и недоверие покупателей, но одновременно показывает, что интерес к такой продукции есть. Нужно лишь установить соответствующие правила на основе международного опыта, научиться их соблюдать и создать стимулы для производства и потребления органической продукции. Поэтому законом предусматривается создание реестра производителей органической продукции, а также знак «Органический продукт», право на который еще предстоит доказывать каждому производителю.
- Вы полагаете, что на органическую продукцию в Беларуси будет спрос?
- Спрос уже есть, хотя пока и небольшой. Конечно, потребление экологически чистых продуктов прямо зависит от доходов. К примеру, самый высокий уровень потребления органической продукции на душу населения - в Швейцарии (221 евро в год), Дании (162 евро) и Люксембурге (164 евро). Пока только наиболее обеспеченные белорусы могут позволить себе здоровое питание, да и они часто не реализуют такую возможность. Поэтому так важны разъяснительная работа и популяризация здорового питания, в том числе - органических продуктов.
- Если производство органической продукции - дело настолько дорогое и рискованное, так зачем в него ввязываться?
- Это самый странный вопрос, который, тем не менее, мне приходится слышать довольно часто. Почему-то никто не спрашивает «зачем?», если речь идет о компьютерной игре или новом сорте пива. Напротив, все радуются очередному достижению прогресса. А тут - сплошной скепсис и недоумение. Допустим, я хочу, чтобы все мы, наши дети и внуки были здоровыми. Естественно, для этого нужна здоровая еда - регулярно и по доступным ценам. По-моему, это должно быть интересно каждому. А если попутно мне удастся на этом заработать, вы уж простите - это еще и бизнес.
О том, почему для развития производства органической продукции, необходимо принять соответствующее законодательство, читайте в продолжении интервью, опубликованного в печатной версии журнала «Директор» №11.
Вадим ЛЕБЕДЕВ