Деление компаний на «своих» и «чужих» - государственных и частных - стало тормозом развития рынка.
Согласно официальной статистике, рынок страхования в Беларуси растет уже несколько лет. При этом удельный вес отрасли в общем «экономическом пироге» страны практически не меняется, составляя около 1% ВВП. Что же происходит на самом деле? Является ли рост рынка страховых услуг чисто «техническим» - следствием общего оживления экономики - или на нем все-таки происходят определенные качественные изменения?
Позитивная динамика
По данным Минфина Беларуси (именно это ведомство остается регулятором страхового рынка), за три последних года отечественные страховщики заметно укрепились финансово. В частности, активы страховых компаний совокупно выросли в 1,5 раза - до 3,2 млрд руб., собственный капитал увеличился в 1,3 раза (до 1,5 млрд руб.), а резервы - в 1,8 раза (до 1,3 млрд руб.). Позитивная динамика наблюдается на рынке и в текущем году. По итогам 9 месяцев 2018 г. взносы страховых организаций по прямому страхованию и сострахованию составили 906,6 млн руб. (рост - 116,1% к аналогичному периоду 2017 г.). Выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения за январь-сентябрь 2018 г. в целом по республике достигли 447,6 млн руб.
Какие выводы можно сделать на основании этой статистики? Во-первых, объемы собираемых взносов растут темпами, опережающими темпы инфляции, а значит налицо реальный, а не номинальный рост рынка. Во-вторых, уровень выплат в общей сумме страховых взносов составляет 49,4%, что свидетельствует о достаточно сбалансированном страховом портфеле. Причем этот показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года даже улучшился (в январе-сентябре 2017 г. - 50,4%).
Еще один важный показатель - удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов. Еще в 2010 г. «обязаловка» в Беларуси составляла более 50%, но теперь ситуация меняется. В 2015 г. доля обязательных видов в общем объеме страхового портфеля составляла 47,9%, в 2016-м - 45,1, в 2017-м - 43,4%, а за январь-сентябрь 2017 г. - 40%. О чем это говорит? О росте той самой культуры страхования, на отсутствие которой часто пеняют участники рынка! То есть постепенно граждане Беларуси и субъекты хозяйствования начинают понимать, что полис - не просто «бумажка», наличия которой требует тот или иной государственный орган, а важный финансовый инструмент.
Обязанности - равные, права - разные?
Впрочем, до уровня развитых стран белорусскому страхованию все еще далеко.
- Тот прирост взносов в 12-15%, который мы сегодня имеем, на самом деле о многом не говорит, - отмечает генеральный директор Белорусской ассоциации страховщиков Ирина Мерзлякова. - Потому что в международной практике есть два показателя, которые считаются основными характеристиками рынка - это страховая премия на душу населения и отношение собираемых страховых взносов к ВВП. Так вот, несмотря на рост количества взносов, который у нас иногда достигал 20-30% в год и даже больше, их соотношение к ВВП в Беларуси остается примерно на одном и том же уровне - около 1%. А премия на душу населения колеблется от 50 до 60 долл.
Действительно, по итогам 2015 г. соотношение страховых взносов к ВВП у нас составляло 0,94%, а страховая премия на душу населения - 54 долл., в 2016 г - 1,05% и 52 долл., в 2017-м - 1,02% и 58 долл. соответственно. В развитых странах доля страхования в ВВП составляет от 5-10%, а средний мировой показатель страховой премии на душу населения в 2016 г. был 638 долл., в т.ч. в Европе - 1 620 долл.
Нерешенным остается вопрос о равных возможностях для всех участников рынка независимо от формы собственности. Согласно Декрету Президента №320, принятому 9 июля 2004 г., страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств может предоставляться исключительно государственными страховыми организациями или организациями с долей госсобственности, превышающей 50%. Остальные виды обязательного страхования могут предоставляться исключительно государственными страховщиками. Иначе говоря, уже более 14 лет на рынке существует как бы «два отдельных мира» - госкомпании и частные страховщики, которые вынуждены довольствоваться крохами с «барского стола». Ситуация более чем странная, поскольку у нее нет ни одного серьезного логического обоснования. Представьте, если бы негосударственным банкам в одночасье запретили, скажем, привлекать средства населения или обслуживать государственные предприятия! И там, и там - финансовые услуги, которые жестко регулируются государством, но условия работы совершенно разные. Кстати, этот запрет не помешал государству установить для частных страховых компаний такой же размер минимального уставного фонда как и для государственных - 5 млн евро!
Результат такой политики - практически полное отсутствие иностранных инвестиций в отрасль и уход с рынка ряда игроков. За 4 года были поглощены или ликвидированы 9 компаний, которые не смогли конкурировать в таких условиях. Последний и наиболее громкий пример - банкротство «Би энд Би иншуренс Ко». Конечно, в этом случае можно говорить также об ошибочной стратегии компании, которая и привела ее к краху, но все знают, что в разное время интерес к покупке B&B проявляли зарубежные инвесторы. И именно из-за ограничений для «частников» они были вынуждены отказаться от этой затеи.
Кстати, в этой связи вызывают сомнения перспективы создания общего финансового рынка ЕАЭС. Ведь, как известно, заключенными договоренностями предусмотрены гармонизация национальных законодательств стран-членов Союза и взаимное признание с 1 января 2025 г. национальных лицензий на осуществление страховой деятельности. То есть предполагается, что с 2025 г. российские компании автоматически смогут выйти на рынок Беларуси и, соответственно, наоборот. Но без отмены существующих ограничений это просто невозможно представить.
В этом году начальник главного управления страхового надзора Министерства финансов Беларуси Сергей Осенко заявил о необходимости продолжения поэтапной либерализации национального страхового рынка. В частности, по словам представителя Минфина, планировалось до конца года снять запрет на заключение юрлицами с преобладающей долей государства договоров страхования жизни и дополнительной пенсии с негосударственными страховщиками и отменить условие о включении в затраты страховых взносов по таким договорам только в случае их заключения с государственной страховой организацией.
Такое решение (если, конечно, оно будет принято) можно приветствовать, но очевидно, что это лишь полумера. Для упомянутых сегментов это наверняка станет хорошим стимулом. Ведь в последнее время именно страхование жизни, медицинских расходов и дополнительных пенсий стало одними из основных драйверов роста рынка. Но страховщики резонно замечают: почему, говоря «а», государство не готово сказать «б»? И допустить «частников» к страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и продаже «Зеленой карты». В конце концов, до 2004 г. они с этим прекрасно справлялись, практика и риск-менеджмент по таким продуктам давно отработаны, а капитализация у всех участников рынка, как уже говорилось, регламентируется довольно жестко.
О том, какую опасность таит очередная волна демпинга на рынке страховых услуг, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» №11.
Константин КОРЖЕВИЧ