Шаблоны и стереотипы, которые мешают соискателям найти хорошее место работы, а нанимателям - толкового сотрудника.
Находясь большую часть времени в условиях быстрого и большого потока информации, современный человек инстинктивно начинает все упрощать, создавая удобные, по его мнению, шаблоны. Мы сталкиваемся с ними каждый день: черная кошка - к беде, опоздал на работу - безответственный сотрудник, выпью кофе - быстрее проснусь, лежит человек без сознания - пьяница… Однако пытаясь таким образом сделать свою жизнь проще, мы получаем не только пользу, но и вред. Потому что на самом деле попадаем в иллюзию кластеризации.
Иллюзия - это своего рода обман чувств, а кластеризация - объединение схожих объектов в группы. Рассмотрим пример, который наверняка знаком большинству из нас: «Чтобы взбодриться (или - проснуться), мне нужно выпить кофе». Это шаблон, который упрощает жизнь, но далеко не всегда является верным. Видеть систему или шаблоны там, где на самом деле их нет - это и есть иллюзия кластеризации. Согласитесь: ведь далеко не каждая чашка кофе действительно заряжает нас энергией как в рекламе?
Иллюзия кластеризации - явление, которое часто встречается при подборе персонала как у работодателей, так и у соискателей. Рассмотрим наиболее распространенные примеры с обеих сторон.
Стереотипы нанимателей…
- В Беларуси практически не осталось классных специалистов, так как самые достойные из них уехали за границу. Такое мнение можно часто услышать от руководителей и менеджеров по персоналу. Но, уважаемые работодатели, спросите себя: есть ли в нашей стране хотя бы один устраивающий вас «достойный специалист»? Или - знают ли ваши коллеги и знакомые хороших специалистов, которые не уехали за границу?
Почему-то я уверена, что вы дважды ответили «да» и поняли, что, попав в эту иллюзию, вы сами себе устроили ловушку. Что делать в этой ситуации? Если вы поняли, что являетесь носителем иллюзии, постарайтесь найти человека, у которого такой иллюзии нет, и обсудите эту ситуацию с ним. Это поможет получить объективную оценку.
- Иллюзии кластеризации по возрасту. Как-то я направила руководителю компании резюме женщины 47 лет и получила ответ, что эта кандидатура им не подходит. Оказалось, что сотрудникам было столько же лет, сколько дочери соискательницы. Руководитель был убежден, что она будет испытывать стресс и не сможет найти общий язык с молодыми сотрудниками компании. Он заявил, что отношения в ключе «дочки-матери» им не нужны, а нашим аргументам о том, что соискательница общается с молодежью на равных и без дистанции, руководитель не поверил.
Если в этом примере вы узнали себя, знайте - есть выход. Прежде всего, задайте себе вопрос: дружеские отношения можно строить только с людьми своего возраста? Думаю, правильным решением в этой ситуации было бы пригласить соискательницу на стажировку и понаблюдать несколько дней за тем, как она общается с членами коллектива.
- Гендерная иллюзия. Как-то я подбирала кандидатуру на вакансию инженера, и изначально работодатель видел на этой должности только мужчину. После того как я сообщила, что в одной из компаний, с которой мы сотрудничаем, работает женщина-инженер, описала ее компетенции, рассказала, как четко она принимает решения и выстраивает деловые отношения с мужской частью коллектива, работодатель ответил, что если она будет соответствовать требованиям вакансии, компания готова рассмотреть ее кандидатуру. То есть директор понял, что главный критерий - качество работы, а будет это мужчина или женщина - не настолько важно. И если вы тоже считаете, что есть только мужские или женские профессии, вспомните о том, как часто женщины выполняют мужские функции и наоборот. Это поможет разрушить иллюзию кластеризации.
- Иллюзия о низкой эффективности сотрудников-женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста. Действительно, работодатель должен быть готов, что мама с ребенком может чаще остальных работников «брать» больничные. Однако на самом деле многие мамы в случае болезни ребенка прибегают к помощи старших детей, бабушек и дедушек или нянь, которые позволяют сотруднице оставаться в рабочем процессе. Прежде всего это связано с ответственностью за работу и перед семьей. Женщина с ребенком понимает, что в случае частых уходов на больничный у руководителя может сложиться отрицательное отношение к ней как к работнику.
- Кандидат, который работал на себя или занимал руководящие должности, не сможет работать в подчинении. Вы переживаете, что такой сотрудник, имея опыт управления, будет критиковать ваш стиль управления или претендовать на ваше место? Тем не менее опыт рекрутинга показывает, что если человек рассматривает предложения о трудоустройстве на более низкую должность, это говорит о том, что он все обдумал, взвесил, и в данный момент руководящие позиции для него не приоритетны. Значит, сейчас ему важно просто трудоустроиться. Представьте себя на его месте: если бы вас уволили с должности руководителя, а другие управленческие вакансии были заполнены или ваш бизнес «затух». Как бы вы поступили? Скорее всего, точно так же - просто искали бы вариант заработать, чтобы обеспечить себя и свою семью. Наверняка этот пример развеет у вас иллюзию о том, что после руководящей должности работать на кого-то невозможно.
…и сотрудников
- Соискатели считают, что хороших денег и перспектив в Беларуси нет. Когда я слышу это, мне хочется спросить: так зачем вы ищете работу в Беларуси? Люди часто уезжают и пробуют что-то новое - это норма в глобальном мире. Но если это не про вас, то, думая так, вы автоматически примеряете на себя «костюм жертвы». Вы уверены, что вокруг - отсутствие возможностей, маленькие зарплаты и нулевые перспективы. Но наверняка среди ваших знакомых есть люди, которые так не считают. Они хорошо зарабатывают, имеют карьерный рост, работая в компании или владея бизнесом в Беларуси. Это позволяет им быть рядом с семьей и искать новые возможности заработать.
- Чтобы устроиться на хорошее место, нужны «правильные» знакомства. Многие кандидаты говорят, что их знакомых, которые хорошо устроились в Беларуси, «пристроили» мамы, папы или друзья. Вам нужен кто-то в качестве помощника? Вы не рассчитываете на свои силы? Вам не хватает уверенности и ответственности за свои решения? Тогда спросите себя: я устроился на последнее место работы по знакомству? И всех ли моих друзей устроили знакомые? Уверена, что все окажется совсем не так очевидно!
- После 45 лет в «солидную компанию» не берут. На одном из собеседований женщина-кандидат, ранее работавшая на руководящих должностях, на вопрос - почему она выбрала вакансию, которая явно ниже ее уровня, ответила: «Ну, куда мне… Вы посмотрите - сколько мне лет! Кому я нужна?». На тот момент ей было всего 48, но стереотип, что везде работают только опытные молодые люди, был прочный. Я обратила ее внимание на тот уникальный опыт, который у нее есть, рассказала о трудоустроенных мной кандидатах ее возраста и о том, что работодатели часто специально ищут специалистов «за 40», которым можно поручить ответственные задачи. В результате она отлично трудостроилась.
- Некоторые кандидаты-мужчины не готовы рассматривать вакансию, если их непосредственным руководителем может стать женщина. «Я мужик и работать под началом женщины не буду!» - это всего лишь одна из вариаций иллюзии кластеризации по гендерному признаку. Между тем на практике женщина-руководитель более внимательна к подчиненным и, как правило, более демократична в управлении коллективом. Кроме того, даже в нашей стране есть немало компаний, во главе которых - женщины, успешно руководящие мужскими коллективами, например, Белорусская калийная компания, группа компаний «Сатио» и т.д.
- Часть соискателей считают, что кадровые агентства не помогают найти работу, а обманывают и хотят только денег. Однако работу кадровых агентств Беларуси регламентирует Министерство труда и социальной защиты, которое ведет Реестр кадровых агентств. Услуги агентств для соискателей бесплатны, и без их согласия заключить договор на оказание платных услуг агентства не имеют права. При этом специалисты кадровых агентств иногда больше заинтересованы в трудоустройстве кандидатов, чем они сами.
Бороться трудно, но можно
Иллюзии кластеризации мешают соискателям найти подходящее место работы, а нанимателям - достойного сотрудника. К сожалению, стереотипы не возникают на пустом месте, люди формулируют их сами на основе личного опыта, фильмов, историй, рассказанных знакомыми, публикаций в СМИ и др. С этим бесполезно бороться, так как иллюзии сильнее вас. Просто «вылавливайте» их, подмечая в своем поведении моменты, когда вы озвучили какую-либо иллюзию, и старайтесь не применять в жизни. Человек, основывающий свои решения на представлениях (пусть и массовых), а не на фактах, серьезно рискует. Поэтому почаще задавайте себе вопросы, касающиеся ваших предубеждений и ищите в них положительную сторону. Сам факт того, что вы об этом начнете задумываться, постепенно сформирует у вас привычку размышлять над шаблонными действиями и принимать правильные решения.