Освоение новых видов деятельности и оптимизация затрат позволили государственному автоперевозчику значительно повысить эффективность работы.
У белорусских автопредприятий, деятельность которых связана с обслуживанием населения, схожие проблемы. Пригородные перевозки - хронически убыточны, междугородние - порой тоже, поскольку большинство востребованных маршрутов давно и прочно «оккупированы» частными перевозчиками. При этом частники находятся в более выгодном положении - над ними не довлеют затратная производственная база и «социалка», которую нужно поддерживать, им не доводятся плановые показатели по пассажирообороту. У них нет обязательного графика движения, а требованиям в области безопасности, технической исправности транспортных средств и соблюдения режима труда и отдыха водителей многие из них уделяют внимание постольку - поскольку…
В этих условиях государственные автопарки часто вынуждены изыскивать дополнительные способы получения дохода, внедрять программы экономии энергоресурсов и топлива, оптимизировать структуру и т.д. Одно из таких предприятий - Автобусный парк №4 г. Волковыска, филиал ОАО «Гроднооблавтотранс». Оно обеспечивает перевозку пассажиров трех самых южных районов Гродненской области - Волковысского, Свислочского и Мостовского. По итогам 9 месяцев текущего года автопарк сработал с прибылью в размере 60 тыс. руб.
Прошлое и настоящее
Вячеслав Гусак возглавляет предприятие с 2001 г. А до этого почти 20 лет работал на должности заместителя директора по перевозкам, так что вся история предприятия прошла на его глазах.
- Наш автопарк был сдан в эксплуатацию в 1981 г., одним из последних в стране, - рассказывает директор предприятия. - Поэтому строилось все с размахом: боксы, ремонтные мастерские, автоматизированная конвейерная линия для технического обслуживания 150 автобусов, многочисленные вспомогательные производства и даже собственный 25-метровый бассейн! Своя свиноферма, пасека и теплица позволяли обеспечивать работников продуктами питания по доступным ценам… Сейчас, конечно, ситуация изменилась, и мы уже не можем позволить себе таких затрат, но я считаю, что в существующих условиях мы работаем достаточно эффективно, в полном объеме обеспечиваем на подведомственной территории оказание услуг гражданам и организациям по перевозке пассажиров и грузов, сохраняя производственную и социальную базы.
На территории, обслуживаемой предприятием, много небольших и удаленных населенных пунктов, что, конечно же, сказывается на окупаемости пассажирских перевозок. Например, в Мостовском районе она составляет около 40%, а в Свислочском - лишь 33%. В целом же по трем районам выходит порядка 50%. Но если эта разница в основном компенсируется из местных бюджетов, то междугородние перевозки в последнее время вообще стали нерентабельными.
- За 9 месяцев этого года они принесли нам 141 тыс. руб. убытка, - говорит Вячеслав Гусак. - На этих маршрутах мы вынуждены жестко конкурировать с частниками, и, к сожалению, в условиях действующей нормативной базы мы эту конкуренцию пока проигрываем. А отказаться от «межгорода» тоже не можем, поскольку обязаны выполнять доведенные нам показатели по перевозке пассажиров.
Серьезной проблемой является также дебиторская задолженность, объем которой составляет почти 2-месячную выручку автопарка. В результате юридической службе и руководству приходится тратить массу времени и сил на работу по ее взысканию - написание претензий, переговоры с должниками и даже судебные споры.
Жизнь продолжается
Тем не менее, жизнь продолжается, и руководство предприятия находит возможности для развития даже в таких условиях. Постепенно обновляется автобусный парк, в котором сейчас 80 машин. Каждый год закупается несколько новых автобусов, а благодаря хорошо оснащенной ремонтной базе, удается поддерживать в рабочем состоянии приобретенную ранее технику. Два десятка 20-тонных грузовых автомобилей позволяют зарабатывать на перевозке грузов. Недавно был закуплен 33-тонный КамАЗ. В целом услуги по перевозке грузов являются одним из наиболее прибыльных видов деятельности: за 9 месяцев 2018 г. они принесли предприятию 54 тыс. руб. прибыли.
Несколько лет назад на территории автопарка появилась новая портальная мойка, рассчитанная на все виды транспорта - от легковых автомобилей до автобусов и большегрузных тягачей с полуприцепами. Эта услуга оказалась очень востребованной, поскольку Волковыск находится на платной трассе Р-99, в непосредственной близости от границы, и транзит здесь значительный. Да и на местные предприятия - Беллакт и мясокомбинат - за товаром приезжает немало машин, которым требуется санобработка. Неплохой доход приносит шиномонтаж, оснащенный итальянским оборудованием, где можно производить ремонт всех типов шин: от велосипеда до комбайна или трактора. В каждом из трех «подведомственных» районов работают диагностические станции гостехосмотра…
- Кроме того, нами заключено более 120 договоров со сторонними организациями на ежедневную проверку технического состояния их транспортных средств, - добавляет руководитель автопарка, - а наш медпункт может оказывать услуги по предрейсовому медицинскому осмотру водителей. Все эти «сопутствующие» услуги приносят нам 11-11,5% дохода. Значительный экономический эффект мы также получаем за счет реализации мероприятий по экономии энергоресурсов. Предприятие регулярно выполняет плановые показатели в этой сфере. В свое время мы построили собственную котельную, подвели газ, заменили лампы освещения на энергосберегающие светильники. На производстве меняем энергозатратные двигатели старого образца на современные экономичные. Заменили двигатели в котельных. Избыточные площади и пустующие помещения также используем рационально - продаем или сдаем в аренду. Сегодня на наших арендуемых площадях расположены швейный цех, производства по выпуску пенопласта и стеклопакетов и даже бильярдный клуб. Это - более 80 рабочих мест для города и неплохой доход в бюджет предприятия. Все это позволяет нам успешно работать, развивать новые направления деятельности, достойно оплачивать труд своих работников.
Константин ШИШКИН