Контрактинг - важный управленческий инструмент, повышающий качество взаимодействия собственника бизнеса и наемного руководителя.
Эффективность работы предприятия зависит от многих организационно-управленческих слагаемых. Крепкая связка «собственник бизнеса - наемный руководитель» дает компании мощный синергетический эффект, который отражается на всех сторонах ее жизнедеятельности. Опыт показывает, что в основе успешной работы любого бизнеса всегда лежит взаимное доверие. Тем не менее, на практике приходится сталкиваться с ошибками, которые совершают собственники и руководители как в процессе взаимодействия, так и в различных рабочих ситуациях.
Зачем собственнику профессиональный топ?
Наиболее часто встречающаяся ситуация - выход бизнеса на определенный уровень эффективности, не требующий постоянного присутствия и оперативного вмешательства его владельца.
Вторая причина возникает, если на определенном этапе развития бизнес начинает «пробуксовывать», его управляемость - невысокая, а сугубо менеджерских компетенций для построения эффективной системы управления собственнику не хватает. Выход из возможного застоя и стагнации видится ему в привлечении профессионального руководителя на позицию топ-менеджера.
Третий вариант - инвестор приглашает управленца для приобретаемого им предприятия, к которому он ранее не имел никакого отношения. То есть это его новый актив, оперативным управлением которым по тем или иным причинам он лично заниматься не может.
Почему собственник вмешивается в работу наемного директора и как с этим быть?
В идеале, передавая предприятие профессиональному менеджеру, собственник должен «отойти в сторону» и не вмешиваться в оперативное управление. А их взаимодействие должно строиться по принципу «черного ящика»: владелец ставит перед новым директором определенные цели и задачи, при этом наделяя его полномочиями действовать так, как тот сочтет нужным. В противном случае на предприятии возникнет двоевластие, которое повлечет за собой конфликтные ситуации.
Во-первых, в основе действий собственника лежат его личностные особенности, такие как тревожность, подозрительность, мнительность, различного рода страхи, порой даже переходящие в параноидные поведенческие проявления. Он беспокоится о том, что без него дело может развалиться, что «наемник» будет управлять неэффективно, использовать ресурсы организации в своих интересах и т.д.
В этом случае владельцу, прежде чем принимать решение о найме директора, необходимо семь раз отмерить, один - отрезать. И в первую очередь предпосылкой эффективности совместной работы является схожесть личностных особенностей наемного руководителя с «эталонным» образом директора в представлении собственника. Один из участников программы системной управленческой подготовки, проводимой в Школе делового и управленческого мастерства, - успешный бизнесмен - предельно четко высказался по этому поводу: «Если у меня есть сомнение, значит, у меня нет сомнений» (в том смысле, что в случае возникновения на этапе подбора кандидата малейших сомнений относительно его личностных качеств, управленческих и профессиональных компетенций решение по такой кандидатуре принимается отрицательное).
Ко второй группе причин вмешательства собственника в оперативный управленческий процесс можно отнести также его личностные характеристики, например, импульсивность, высокий уровень спонтанности, некое детское желание во всем поучаствовать. Если в условиях бурного роста рынка его в сжатые сроки «вынесло» на вершину организационной пирамиды и он не успел пройти обычные промежуточные управленческие уровни, его постоянно будет тянуть «в массы». «Ненаигравшегося» собственника не убедить в том, что «вассал моего вассала - не мой вассал». Не отработав промежуточные уровни - «линейный руководитель» и «топ-менеджер» - собственник будет испытывать психологические сложности на высшей предпринимательской ступеньке - «инвестор», так как он постоянно хочет «поруководить».
В ситуации, когда собственник бизнеса осознает, что при любом наемном топе он не сможет отойти от дел, наиболее подходящей кандидатурой на пост директора будет не амбициозный руководитель с рынка труда, а грамотный менеджер, выросший в той же компании, лояльный к собственнику и знающий все нюансы «политической кухни» организации.
О том, как провести четкие границы между сферами полномочий собственника и наемного руководителя, и чем отличается контрактинг от контракта, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 10.
Александр ТРУСЬ, бизнес-тренер, основатель Школы делового и управленческого мастерства, кандидат психологических наук