При прочих равных условиях преимущество на рынке труда всегда будут иметь компании, которые используют в своей работе инструменты нематериальной мотивации.
Большинство людей при поиске работы интересует размер зарплаты. Оценивая предлагаемую нанимателем цифру, они прикидывают - хватит ли денег на еду, оплату коммуналки, развлечения, отдых, спорт и пр… Тем не менее, мой опыт в подборе персонала свидетельствует, что деньги - далеко не всегда главный мотиватор при выборе работы. Есть люди, которые ставят их на второе, третье и даже четвертое место. А значит, нанимателям нужно учитывать этот момент и шире использовать инструменты нематериальной мотивации персонала.
Что движет выбором?
На собеседовании я всегда задаю соискателям вопрос: «Что для вас важно в работе?» И прошу их назвать пять основных ценностей или факторов в порядке значимости - от самого важного до менее значимого. А также - развернуто прокомментировать: что значит лично для них каждый из факторов.
Почему пять ценностей? Потому что именно столько «ступенек» во всемирно известной «пирамиде потребностей» А. Маслоу. В этой пирамиде в иерархическом порядке представлены все пять основных потребностей человека: от низшей (базовой), присущей любому человеку, и до высшей, которая интересует далеко не всех. Определив основные потребности человека, можно соотнести их и с мотиваторами к работе в вашей компании.
Пять ступеней мотивации
- Физиологические потребности (еда, вода, сон, тепло). Мотиватор - деньги.
Если в приоритете у кандидата - удовлетворение базовых потребностей, то основным мотиватором явно будут деньги. Кандидаты хотят получать зарплату, которая бы покрывала их базовые потребности, а также затраты на развлечения и отдых. Таких кандидатов большинство на рынке. И часто им совершенно не важно - в какой компании работать. Их даже не особенно интересуют ее месторасположение и будущая должность. Главное - чтобы платили хорошо. Если такой человек понимает, что предложенной вами суммы не хватает для его «зоны комфорта», он наверняка откажется от работы или не задержится у вас надолго.
- Потребность в безопасности (стабильность, личная безопасность, здоровье). Мотиватор - надежность компании, комфортные и безопасные условия работы, медицинское страхование.
Кандидаты с приоритетной потребностью в безопасности всегда оценивают - насколько место будущей работы безопасно для их здоровья и благополучия, каков риск попасть под сокращение и быть уволенным. Безопасность в данном контексте - очень широкое понятие: это и устойчивое положение компании на рынке, и отсутствие в ее работе признаков кризиса, и безопасные условия труда, и медицинское страхование, и отношение к выходу на больничный или в декрет (или - возможность продолжать работать после декрета), отпуск, стабильный отдых в выходные и праздничные дни, удобное месторасположение и, конечно же, достаточно гибкий график работы.
- Потребность в принадлежности. Мотиватор - коллектив и руководство компании.
Речь здесь, прежде всего, о социальной потребности. Она находит отражение в стремлении найти вакансию в компании с благоприятным психологическим климатом, хорошим коллективом и адекватным руководством. На собеседовании такие кандидаты рассказывают, как им важно чувствовать принадлежность к коллективу, как важны для них не только формальные, но и неформальные отношения. Как правило, они хотят быть частью команды: делиться своей энергией и получать обратный эффект. Просто ходить на работу, выполняя определенный набор операций, - не для них. Им нужно чувствовать, что их там ждут и любят. Значительную роль играет и фигура руководителя, так как таким кандидатам чрезвычайно важно, чтобы он воспринимал их как часть своей команды.
- Потребность в признании. Мотиваторы - успех, слава, престижная должность.
У таких кандидатов главная потребность - быть в компании «уважаемым человеком», блистать заслугами и успехами: награды, фотографии на стенде «Гордость компании», высокий пост. Признание мотивирует таких сотрудников к работе, дает им энергию. Чувство собственной гордости должно сопровождать их на протяжении всего периода работы в компании.
- Потребность в самореализации. Мотиватор - карьерное и профессиональное саморазвитие.
У таких кандидатов преобладает потребность развиваться как профессионал своего дела и как личность в компании. Для них важно реализовывать свой потенциал: создавать что-то принципиальное новое, развивать имеющиеся проекты. Они хотят расти или профессионально в своей сфере, т.е. горизонтально (решать важные задачи, осваивать новые программы и технологии, так сказать, быть экспертами в своей области). Или же - карьерно, т.е. вертикально (стать не просто экспертом, а настоящим наставником для персонала - заниматься обучением, делиться опытом, быть правой рукой или в числе советников руководителя компании). Поэтому мотиватор №1 для таких соискателей - развитие и рост. На собеседовании они активно интересуются: реален ли карьерный рост в компании, поощряется ли инициатива, налажена ли система обучения и наставничества.
О том, как долго материальная мотивация будет влиять на продуктивность труда и чем привлекательны разные варианты нематериальной мотивации, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 10.
Анастасия ТЕТЕРУК, специалист по работе с персоналом компании «Актив Лайф Технолоджи»