fbpx

Снижение кредитоспособности реального сектора становится фактором риска для финансовой системы страны.

zhizn

В августе Национальный банк опубликовал аналитическое обозрение «Мониторинг предприятий реального сектора Республики Беларусь», в котором оценивается кредитоспособность предприятий на основе расчета интегрального рейтинга. Считается, что чем меньше этот показатель, тем лучше уровень кредитоспособности предприятий. Как следует из документа, за последние два года он заметно ухудшился. Если в I квартале 2016 г. интегральный рейтинг кредитоспособности составил чуть более 2 единиц, то в I квартале 2017-го - 2,13, а в I квартале 2018 г. - 2,31.

Указ №200: вопросы остаются

В рамках проведенного исследования все предприятия были разделены на 4 класса. В соответствии с применяемой методикой к 1-му классу относят предприятия с наилучшей кредитоспособностью, а к 4-му - с наихудшей. По результатам анализа было отмечено, что с I квартала 2017 г. по I квартал 2018-го возросла доля предприятий во 2-, 3- и 4-м классах при одновременном снижении доли предприятий в 1-м классе. Таким образом, количество надежных и устойчивых организаций сократилось. Хуже всего чувствуют себя предприятия промышленности и торговли, более благоприятные рейтинги кредитоспособности имеют организации строительного сектора и транспорта. При этом Национальный банк отмечает, что ухудшение ситуации в течение года наблюдалось по всем исследуемым отраслям (промышленности, торговли, строительства и транспорта).

Косвенным фактором снижения кредитоспособности предприятий может служить их финансовое состояние. Согласно официальным данным Национального статистического комитета, в 1-й половине 2018 г. по сравнению с аналогичным периодом 2017-го рентабельность работы предприятий в среднем по республике сократилась с 8 до 7,4%. Несколько увеличилась доля платежей по кредитам и займам в общем объеме выручки. Положительным моментом является тот факт, что доля кредитов и займов в общем объеме совокупной задолженности предприятий составляет около 60%, однако просроченная задолженность по кредитам равна всего 25% общего объема такой задолженности. Это свидетельствует о том, что предприятия и организации могут наращивать увеличение просроченной кредиторской задолженности, но при этом задержек по кредитным выплатам стараются не допускать.

Совокупное снижение кредитоспособности предприятий и организаций может оказывать негативное влияние на работу банков. Одной из мер по повышению устойчивости банковского сектора страны стал Указ Президента Республики Беларусь №200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». В соответствии с новыми правилами работы с плохими долгами банки могут продавать проблемные кредиты с дисконтом. Раньше покупка таких долгов была возможна только другими банковскими учреждениями. Теперь это ограничение отменено, что, безусловно, является позитивным шагом, так как не только позволяет финансовым учреждениям сократить долю плохих кредитов на своем балансе, но и способствует формированию рынка проблемных долгов.

Указом также предусмотрена возможность для банков обменивать плохие кредиты на акции или доли в уставных фондах проблемных заемщиков. До принятия данного документа такие меры разрешались только госбанкам. Теперь же все банковские учреждения могут избавиться от плохих кредитов и одновременно содействовать повышению эффективности работы своих клиентов. Однако следует учитывать, что выведение предприятий из кризиса не является профильным бизнесом для финансовых учреждений, и в результате их издержки могут превысить положительный эффект от такой деятельности. Поэтому возможность сокращения проблемной задолженности за счет покупки части предприятий для банков является достаточно сомнительной.

Наконец, документ предлагает в определенных случаях банкам списывать (прощать) плохие долги своих клиентов. Данное положение также вызывает ряд нареканий у экспертов. Не совсем понятно - в каких случаях банки действительно могут списывать проблемную задолженность клиентов и какими критериями при этом они должны руководствоваться.

Проблемы не только в АПК

Дополнительной возможностью по улучшению кредитного портфеля для банковских учреждений стало появление Агентства по управлению активами. Эта структура была создана в середине 2016 г., и ее главной задачей является повышение устойчивости финансовой системы за счет передачи плохих долгов неплатежеспособных предприятий аграрного комплекса. По состоянию на начало 2018 г. Агентство смогло аккумулировать плохих долгов на сумму более 770 млн руб. Эта структура самостоятельно осуществляет работу с проблемными предприятиями путем рассрочки или пролонгации их задолженности. В то же время Агентство работает только с предприятиями АПК и не имеет возможности помогать банкам разбираться с плохими кредитами предприятий других отраслей экономики.

Таким образом, устойчивость финансового сектора неразрывно связана с ситуацией в экономике в целом. Даже самое совершенное банковское законодательство и постоянная работа над повышением качества обслуживания коммерческими банками своих клиентов может не дать желаемых результатов при наличии проблем в других отраслях. Для Беларуси это особенно важно, так как, по официальным данным, больше половины депозитов банковской системы формируется за счет вкладов физических лиц. В то же время, более 70% всех банковских кредитов выдано частным компаниям и государственным коммерческим предприятиям. Причем в общем объеме банковских займов юридическим лицам превалирует доля валютных кредитов, что еще больше повышает банковские риски. В этой связи государству и бизнесу очень важно совместно работать над созданием условий для эффективного развития и роста рентабельности предприятий ведущих отраслей. В противном случае банковский сектор не сможет эффективно функционировать и являться драйвером экономического роста.

Анастасия ЛУЗГИНА, кандидат экономических наук, Центр экономических исследований «БЕРОК»