fbpx

В Беларуси создана сеть бизнес-ангелов Angels Band. О специфике и перспективах венчурного бизнеса в нашей стране в интервью журналу «Директор» рассказал соучредитель сети Кирилл ГОЛУБ.

ot start1- Интерес инвесторов к финансированию стартапов в нашей стране в последние годы заметно вырос, и создание Angels Band это подтверждает. С чем это связано?

- В инвестиционной деятельности есть такое понятие как «волны Дрейпера». Оно было предложено одним из основателей  Draper Fisher Jurvetson, венчурным капиталистом из Кремниевой долины Тимом Дрейпером и основано на принципе цикличности макроэкономики. Его суть заключается в том, что на определенном этапе каждого макроэкономического цикла становятся особенно востребованными венчурные инвестиции. То есть инвестиции в стартапы, которые обладают большим потенциалом роста. Из них в среднесрочной перспективе, скажем, через 6-8 лет, может получиться большая бизнес-история со значительным денежным потоком или большая технологическая история - научные и технические разработки, которые будут востребованы крупными корпорациями.

Когда макроэкономический цикл готов перейти в фазу рецессии - все происходит наоборот. Начинается период сделок M&A - выкуп «выросших» стартапов крупными корпорациями. В итоге хорошо всем. Фаундеры (создатели стартапа. - Ред.) и ранние инвесторы получают деньги, а крупные корпорации - перспективные активы, долю в новых рыночных нишах и дополнительные денежные потоки.

Возможно, кому-то может показаться, что наша экономика сейчас переживает не лучшие времена. В ряде традиционных отраслей это действительно так. Но если мы говорим об ИТ-сфере и других высокотехнологичных отраслях, я вас уверяю - мы на подъеме! Соответственно, появляются новые капиталы, владельцы которых начинают искать - во что их инвестировать, чтобы обеспечить привычную им доходность в пределах 20-25% в год. Если еще 4-5 лет назад основным объектом инвестиционного интереса у нас была недвижимость, то сейчас этот инструмент работает заметно хуже. В таких условиях инвестиции в венчурный бизнес становятся неплохим решением.


- Ваша сеть работает преимущественно со стартапами в сфере ИТ. Почему?

- В белорусских реалиях быстрый и многократный рост способны обеспечить только стартапы в ИТ-бизнесе. На мой взгляд, рассчитывать, что в ближайшей перспективе какой-то другой сектор экономики будет расти такими темпами - самонадеянность и прожектерство. Простой пример: если вы открываете аптеку, то, чтобы увеличить свой бизнес в 10 раз, вам нужно открыть 10 аптек. Чтобы опять вырасти в 10 раз, придется открыть уже 100 торговых точек - задача, мягко говоря, не самая простая. Чтобы ваша сеть снова показала 10-кратный рост, понадобится открыть уже 1 000 аптек, что в белорусских реалиях практически невыполнимо. В то же время, если вы финансируете перспективный проект в сфере информационных технологий или интернет-бизнеса, то задача 10-кратного роста может успешно решаться не один, а 3-4 раза!

Причем это не обязательно должен быть какой-то высокотехнологичный продукт, а, например, обычная компьютерная игра, которая «взорвала» геймерский рынок. Или можно вспомнить наш белорусский проект «Маскарад» (MSQRD. - Ред.) - приложение для смартфонов, которое позволяет в реальном времени примерить на себя маски знаменитостей, киногероев или мультяшек. Эта история - классический пример успешного ИТ-стартапа. Одним из конкурентов компании Facebook являлась компания Snap и ее продукт Snapchat, очень популярный у американской молодежи. А у FB на тот момент, 3 года назад, была как раз проблема с привлечением молодежной аудитории. И когда Snapchat купил украинскую компанию, занимающуюся разработками в области видеоэффектов для мобильных приложений, другой крупный игрок (в данном случае - Facebook), решил сделать что-то аналогичное и приобрел белорусский проект за довольно крупную сумму.

А теперь предположим, что этот проект предложили классическому инвестору. Думаю, он, наверное, только посмеялся бы, так как возможность монетизации для него была бы совсем неочевидной. Наверняка аналогичное отношение у него было бы и к Maps.me (оффлайновое приложение для мобильных устройств на основе свободной географической карты OpenStreetMap. - Ред.). Тем не менее, сегодня Maps.me пользуется значительной популярностью и принадлежит российской Mail.ru Group. Похожая история произошла с мессенджером Viber, и подобных примеров можно привести много.

В отличие от обычного инвестора для бизнес-ангела, занимающегося венчурными инвестициями, главное - не быстрая монетизация или расширение сети, а ответ на вопросы: почему, кто и когда этот бизнес купит? Особенно важным является вопрос «почему». Часто основная ценность для покупателя - растущая аудитория пользователей или команда проекта, иногда - перспективная технология, реже - генерируемый или потенциальный денежный поток.


- В чем преимущества сообщества инвесторов, которым является Angels Band, перед отдельно взятым бизнес-ангелом?

- Надо понимать, что венчурные инвестиции относятся к высокорисковым, так как вероятность успеха отдельного стартапа по статистике составляет около 20%. Значит, чтобы минимизировать риски, инвестору нужно вложиться не в один, а в 5-6 или даже 10 проектов. Это потребует значительных финансовых ресурсов и времени. Ведь типичному перспективному белорусскому проекту для развития и продвижения на ранней стадии нужно в среднем 80-100 тыс. долл. А кроме финансирования инвестору нужно работать с фаундерами, изучать рынок, искать инвесторов следующего раунда… У одного человека чисто физически не хватит ни времени, ни сил больше чем на 5-6 стартапов, не говоря уже о том, что на такие инвестиции не принято тратить больше, чем 10-20% личного капитала.

Решить эту проблему как раз и позволяет сообщество бизнес-ангелов. Объединяясь в синдикат, они могут сообща профинансировать проект, выбрав для его продвижения куратора, или лид-инвестора - человека, который разбирается в технологии и готов не только инвестировать деньги, но и сопровождать проект своими знаниями и опытом. Это нормальная практика. Во всем мире венчурные инвесторы объединяются для реализации проектов. Например, в России работают 3 крупных клуба бизнес-ангелов и более полутора десятков мелких. Аналогичные нашей сети бизнес-ангелов действуют в Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украине и других странах Европы.

Можно добавить, что сейчас в Беларуси сложились очень хорошие условия для венчурного инвестирования. Не случайно с нами все активнее налаживают сотрудничество клубы бизнес-ангелов Польши, Литвы, России и т.д. Показательно и постоянный рост числа членов Angels Band: если весной на старте нас было всего 15, то сейчас - уже 50. В стране постоянно растет количество занятых в ИТ-сфере и, как следствие, появляется все больше интересных технологических проектов. Ведь в стартапах что особенно важно? Время! Если на то, чтобы собрать в одном из российских городов под проект опытную команду из 20-30 человек нужно не менее полугода, то в Минске это можно сделать за 3-4 месяца.


- Сеть является открытой для инвесторов, которые хотели бы к вам присоединиться? И как это происходит на практике?

- Разумеется, наше сообщество открыто для новых бизнес-ангелов. Чтобы стать членом Angels Band, не нужно никаких особых условий, главное - иметь намерение инвестировать. Каждый участник сети платит небольшой ежегодный членский взнос, что позволяет ему принимать участие в наших встречах (они проводятся в разных форматах в среднем дважды в месяц), а также подключиться к базе данных в CRM, где размещается и анализируется информация обо всех поступающих на рассмотрение проектах. Причем хочу отметить, что все члены сети обладают равными правами, у них нет каких-то формальных обязательств, а все отношения регулируются исключительно взаимными договоренностями.

Уже сейчас мы ищем способы радикально улучшить скорость, удобство и эффективность венчурных сделок и для инвесторов, и для проектов. Например, в некоторых стартапах наличие большого числа частных инвесторов может оказаться нежелательным. Когда проект, в котором полтора десятка собственников, приходит к большим зарубежным фондам, это значительно осложняет реализацию сделки. Второй момент: есть люди с действительно серьезными капиталами, которые хотят заниматься венчурными инвестициями, но у них нет времени, чтобы глубоко вовлекаться в процесс. Максимум, что они могут себе позволить - это прочесть тизер и посмотреть презентацию. Поэтому во многих странах, в том числе и в России, существует практика инвестклубов. Это юридическое лицо, своего рода посредник между частным инвестором и объектом инвестиций. Инвестклуб не является фондом, поскольку в фонде деньги инвесторов «перемешиваются» и вкладываются в активы, соответствующие общей политике фонда. А в клубе каждый инвестор может сам определить, на финансирование каких проектов будут направлены его деньги.

Эта форма организации инвесторов имеет еще одно важное преимущество. В венчурном бизнесе с момента входа в проект до выхода может пройти 5-7 лет, пока стартап вырастет до стадии продажи стратегическому инвестору. Но не все частные инвесторы хотят оставаться в проекте так долго, и клуб как раз позволяет решить эту проблему. Например, когда кто-то из партнеров хочет вывести свои инвестиции на каком-то этапе, а кто-то, наоборот, хочет на следующем раунде зайти в проект - в этом случае клуб помогает организовать выкуп доли первого инвестора. Работа ведется, и я надеюсь, что в течение полугода у белорусских инвесторов появится такая возможность.


- С каких сумм вы советуете начинать инвестировать в венчурном бизнесе?

- Здесь все индивидуально. Примерно половина наших бизнес-ангелов в год намерены инвестировать в разные проекты совокупно до 50 тыс. долл. Остальные - больше. Но я хочу еще раз отметить, что членство в Angels Band никого не обязывает инвестировать, как говорится, «здесь и сейчас» и в какой-то конкретный стартап. Выбор проекта и стратегии инвестирования - личное дело каждого бизнес-ангела. Начинающим инвесторам мы рекомендуем принимать участие в наших образовательных мероприятиях, которых проводится достаточно много. Кроме того, для белорусских бизнес-ангелов сейчас уже в третий раз запускается дистанционный обучающий курс от нашего партнера Уилла Кардвелла. Это действительно очень хороший курс, где профессионал с богатым практическим опытом работы в венчурном бизнесе обучает азам работы на этом рынке.


- Много ли в Беларуси перспективных стартапов? И по каким критериям вы отделяете «зерна от плевел?»

- Довольно много. Наш опыт показывает, что авторы проектов, которые приходят к нам, делятся на две группы. Примерно четвертая часть из них - хорошо подготовленные люди, умеющие общаться с инвесторами на одном языке, уже имеющие свою команду и опыт работы. И, что самое главное, они способны оценить потенциальный рынок своей идеи и потенциал роста. Ведь чтобы быть интересным для инвесторов, венчурный проект должен постоянно масштабироваться! Условно говоря, если сегодня он стоит 10 тыс. долл., то завтра должен стоить 100 тыс., а послезавтра - миллион. Так вот, с фаундерами из этой группы часто можно сразу же начинать работать. После предварительного согласования отборочным комитетом такие проекты выносятся на рассмотрение инвесторов. В случае принятия решения о финансировании деньги выделяются либо в виде взноса в уставный фонд, либо путем предоставления конвертируемого займа.

Что касается остальных соискателей финансирования, то, если мы видим, что у них есть потенциал и они готовы учиться, им предлагается участие в различных образовательных программах, консультационная и экспертная поддержка, возможность поработать в бизнес-акселераторах и другие формы помощи. Как правило, большинство из них затем переходят в первую группу. И, кстати, часто после этого они радикально переосмысливают свои идеи, находя новые нестандартные и эффективные решения.