fbpx

О том, как руководителю строить работу в условиях совершенствования законодательства, рассказала вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР) Лилия Коваль.

umet Koval- Лилия Ивановна, с какими проблемами чаще всего сталкивается бизнес в условиях законотворчества?

- Надо признать, что порой законодательные акты принимаются без должного обсуждения и аналитической оценки возможных последствий. В результате нарушаются годами выстроенные и отлаженные системы взаимоотношений предпринимателей с органами власти, клиентами и покупателями. Такие действия не то чтобы вносят дисбаланс в рабочие процессы, но нередко сильно усложняют жизнь бизнеса, который не может осуществлять профессиональную деятельность.

В частности, с подобными проблемами мы столкнулись, когда занимались процессом адвокатирования интересов предпринимателей, сдающих квартиры на сутки. При этом изменения коснулись не только ИП, от принятых решений пострадали и юридические лица. В тот период гостиницы были заполнены всего на 30%, и власти решили исправить ситуацию за счет ущемления интересов целой отрасли. Был подготовлен проект указа, который запрещал бизнесу заниматься подобной деятельностью. Это вызвало сильный резонанс, негативные последствия до сих пор будоражат предпринимателей и общественность. Процесс адвокатирования тогда занял много времени. Практически год бесконечных заседаний, переписки и встреч…

В качестве примера можно привести и ситуацию с частными предприятиями, которые занимались обеспечением безопасности подъездов. Власти прекращали с ними договорные отношения и передавали обслуживание государственным коммунальным структурам. Конечно, это финансово ударило по бизнесу многих предпринимателей и юрлиц. Стало ли обслуживание после этого качественнее или дешевле - вопрос риторический. Процесс адвокатирования в этом случае растянулся на еще более продолжительный период - два с лишним года.

Понятно, что законодательные акты не следует принимать без оценки регуляторного воздействия на предпринимательскую среду. К сожалению, в нашей практике предостаточно подобных примеров. Среди них - Указ №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (более известный как Указ о лжепредпринимательстве). Сколько предприятий пострадало от него, даже трудно предположить. Как и вышеприведенные примеры, этот документ многих довел до разорения, банкротства и прекращения деятельности. Причем его последствия негативно сказываются не только на благополучии предпринимателей и их семей, но и влияют на экономическую ситуацию в стране.

Следующий пример касается деятельности налоговых консультантов. Благодаря Указу №338 «О налоговом консультировании», аутсорсинговые компании, которые осуществляют бухгалтерский учет юридических лиц, оказались на пороге сильных изменений. С 1 января 2019 г. они просто не смогут продолжать профессиональную деятельность. Причем в проекте Указа, вынесенном на обсуждение бизнес-сообщества, этой нормы не было. Поэтому нам пришлось начать кампанию адвокатирования по защите их интересов.

- Как предприятие может получить экспертную оценку последствий законодательного акта? Куда обращаться за информацией, чтобы оценить реальный результат изменений?

- В развитых странах существуют отработанные механизмы оценки регуляторного воздействия законодательных актов на экономику. Там всесторонне оценивают и прогнозируют возможные последствия, после чего выносят проекты на обсуждение. И только после завершения всех процедур принимают нормативный документ. У нас же нет подобной практики. Более того, в Беларуси еще не разработана и не принята методика оценки регуляторного воздействия. В результате имеем ситуацию, о которой говорилось выше.

umet

- Тогда куда обращаться бизнесу? И что делать?

- Бизнес должен быть более активным в отстаивании своих интересов. Например, проекты указов направляются для обсуждения в бизнес-ассоциации, которые объединяют лишь около 10% предпринимателей и юрлиц Беларуси. Консолидация приведет к усилению делового сообщества, экспертного потенциала, позволит более эффективно оценивать последствия принимаемых нормативных актов и оперативно отстаивать интересы бизнеса.

С другой стороны, проекты законодательных актов сейчас размещаются на сайтах профильных министерств. К сожалению, немногие предприниматели знакомятся с их содержанием, не говоря уже об оценке воздействия того или иного документа на конкретный бизнес. Конечно, для досконального, всеобъемлющего анализа нужно быть профессионалом. Согласитесь, не каждый способен на это. Вот здесь ключевую роль играют бизнес-ассоциации.

- Насколько членство в бизнес-союзах помогает предприятиям отстаивать свои интересы?

- Все ассоциации и объединения предпринимателей защищают своих членов, что предусмотрено их уставными документами. Рассмотрим подробнее практику работы МССПиР. Наши члены в большей степени защищены, информированы и имеют возможность отстаивать свои интересы, чем предприятия, оставшиеся один на один с государством. Потому что Союз направляет запросы по проблемным вопросам от бизнес-ассоциации, не называя фирму, чтобы не навредить ее хозяйственной деятельности.

Все-таки мы эксперты в адвокатировании, изучили необходимые методики, наработали хороший опыт в этом процессе. Также участвуем в судебных разбирательствах на стороне членов Союза. При необходимости консультируем руководителя, если он сомневается в правильности своих действий или не знает, как поступить в сложной ситуации. Легче предупредить негативные последствия, чем потом спасать предприятие. Это еще одна сильная наша сторона.

Мы всегда стремимся работать на опережение, получая законопроект от госорганов для обсуждения, стараемся оценить возможные последствия, привлекая к анализу и расчетам руководителей отраслевых предприятий, членов Союза. Поэтому, безусловно, входящие в бизнес-союзы предприятия имеют преимущества в получении оперативной информации и правовой защите, большие возможности для кооперации.

- Необходимо ли сопровождать кампанию адвокатирования публикациями в прессе или лучше «не выносить сор из избы?»

- Однозначно этот процесс должен быть открытым. Если мы начнем «подковерную» переписку с министерством, то получим отписку и на этом все закончится. Поэтому стараемся всесторонне освещать кампанию адвокатирования: озвучиваем проблему на пресс-конференциях и брифингах, размещаем в СМИ максимально подробную информацию: какой запрос и куда отправлен, почему возникла та или иная ситуация. И, разумеется, публикуем полученные ответы. Эти вопросы мы обсуждаем на заседаниях Консультативно-координационного совещания деловых сообществ, членами которого являются ведущие бизнес-ассоциации страны, выносим на рассмотрение Общественно-консультативных советов при министерствах и ведомствах.

Здесь важна систематическая работа, а потребность и заинтересованность в открытой информации об экономике и бизнес-среде у журналистов есть. Мы часто организуем «круглые» столы, где пресса может напрямую общаться с обеими сторонами: представителями бизнеса и власти. На подобных встречах руководители имеют возможность профессионально изложить проблему исходя из опыта своих предприятий, на живых примерах рассказать о последствиях того или иного нормативного акта.

- Вы рассказали о практике адвокатирования, наработанной МССПиР. Каковы сейчас приоритеты бизнес-ассоциаций в этом процессе?

- Они определяются потребностями бизнеса. Примеров успешного адвокатирования интересов предпринимателей очень много, в том числе и более 400 выполненных предложений Национальной платформы бизнеса Беларуси. Для выстраивания стратегии грамотной защиты следует понять, почему возникают проблемы. Какие они - отраслевые или территориальные? Поэтому необходимо вырабатывать консолидированную позицию с республиканскими, отраслевыми и региональными бизнес-ассоциациями.

Если хотите достичь результата, надо занимать активную позицию и не бояться отстаивать свои интересы.

Максим Карабовский