Почему люди «заболевают» альпинизмом, по силам ли обычному человеку покорение горных вершин и сколько стоит отпуск, проведенный в горах?
Умный в горы не пойдет - так часто говорят те, кто в горах ни разу не был и лично не знаком с людьми, увлекающимися альпинизмом. Между тем многолетние наблюдения показывают, что среди этих людей процент умных как раз необычайно высок. Возможно, как раз потому, что в горах дураку не выжить, или оттого, что ему даже не придет в голову сменить «матрасный» отдых на такое утомительное, сопряженное с риском для жизни занятие, как восхождение на очередную вершину.
Во многом рост популярности любительского альпинизма в нашей стране связан с распространением такого явления как трекинг. Пешие походы в горах на относительно небольших высотах становятся ступенькой для более серьезных восхождений. Как принято говорить - люди «заболевают горами». Вопреки распространенному заблуждению, большинство из них - вовсе не профессиональные спортсмены и природные здоровяки, а самые обычные мужчины и женщины. Что ими движет? Что они находят там, за облаками? Эти вопросы мы задали Сергею ВАРИВОДЕ, председателю Совета директоров Группы компаний «Интеллект», бессменному руководителю любительского альпинистского проекта «Семь вершин», который сделал для популяризации альпинизма в Беларуси, пожалуй, больше, чем многие официальные спортивные структуры.
- Сергей Михайлович, вы только что вернулись с очередного восхождения - белорусская экспедиция покорила знаковый российский семитысячник пик Ленина. Поделитесь впечатлениями.
- Это была 19-я экспедиция проекта «Семь вершин». Технически пик Ленина высотой 7134 м всегда считался одним из самых простых для восхождения семитысячников. Но самый простой - не значит простой. Во всяком случае, для альпиниста-любителя. Я поднимался на схожие по высоте вершины, Аконкагуа (6 962 м), Музтаг-Ата (7 546 м), и мне есть с чем сравнивать. В результате глобального потепления, сопровождаемого таянием ледников, на горе с каждым годом появляется все больше трещин. Кое-где их можно перепрыгнуть, где-то приходится перебираться с помощью лестниц или обходить выше по склону, что увеличивает риск попасть под очередную лавину. Как раз во время нашего нахождения в базовом лагере произошла трагедия: в результате схода лавины погибли известный альпинист из Киргизии Семен Дворниченко и Наталья Чионова из России. Еще один альпинист из Европы скончался на высоте 6 700 м от открытого перелома и отека. То есть пик Ленина, как и любая серьезная гора, ошибок никому не прощает…
Еще одной проблемой стала погода. 2 августа мы поднялись в Лагерь 2 (5 400 м), а 3-го - в Лагерь 3 (6 100). Все это время прогноз погоды не внушал оптимизма. На всякий случай, если с «большой горой» что-то пойдет не так, решили совершить восхождение на соседнюю вершину Раздельная (6 148 м). И как раз тогда, когда должны были возвращаться вниз в базовый лагерь на отдых (акклиматизация предполагает перед штурмом таких вершин обязательно спуститься на день-два в «зеленую» зону), появился прогноз: два дня хорошей погоды, а дальше - все беспросветно…
В этих условиях, я считаю, мы приняли рискованное, но правильное решение - штурмовать вершину в альпийском стиле, т.е. без завершения полноценной акклиматизации, хотя на пик Ленина так обычно никто не ходит. Наверх отправился самый подготовленный и хорошо себя чувствовавший на тот момент участник экспедиции Андрей Аноп, и 5 августа в 13.00 он обнял бюст вождя мирового пролетариата, который до сих пор находится на вершине.
- Сегодня в активе проекта «Семь вершин» уже несколько семитысячников, но начиналось все с гораздо более скромных высот. Насколько мне известно, и сейчас в вашем проекте есть группа трекеров, которая ходит по более простым маршрутам...
- Действительно, в 2002 г., когда проект только начинался (он тогда даже не был как-то организационно оформлен), наши маршруты были значительно проще. Хотя первой вершиной, на которую мы поднялись, оказался Эльбрус - самая высокая точка Европы (5 642 м. - Ред.). С тех пор мы совершили 19 экспедиций по всему земному шару, и хочу отметить, что за эти годы у нас не было ни одного неудачного восхождения и ни одного несчастного случая! Критические ситуации случались - в горах как без этого? Но все наши восходители живы и здоровы, и я считаю это гораздо более важным, чем количество покоренных вершин.
За эти годы через проект прошло около 80 человек. Разных по физическим возможностям, материальному достатку, но одинаковых по ментальности и личностным качествам. Кстати, это одно из главных условий, которое мы соблюдаем, вливая в наши ряды «свежую кровь» - прежде всего, человек должен быть надежным, уравновешенным и его должна принять команда! Случайные «пассажиры», конечно, встречаются, но их быстро «смывает течением». Остаются те, на кого можно положиться в любой ситуации.
В самом деле, мы поддерживаем такое направление как горный трекинг с относительно небольшими высотами. Хотя для обычного человека подобный маршрут тоже вряд ли покажется легкой прогулкой. Именно с трекинга у нас, чаще всего, начинают новички, что позволяет проверить, как их организмы реагируют на высоту. Чаще всего, трекинг становится для них ступенькой к серьезным восхождениям. Кроме того, у нас есть группа друзей, которым в силу ряда причин здоровье уже не позволяет штурмовать 6-7-тысячники. Но они любят горы и дорожат нашей дружбой, продолжая ходить по менее сложным маршрутам.
- У многих есть предубеждение, что горные восхождения по силам немногим людям и что это очень дорогое удовольствие…
- И то, и другое - заблуждения! Согласно медицинской статистике в мире лишь 2% людей не могут находиться в условиях высокогорья. При гипоксии у них очень быстро развивается отек, что является одной из основных причин смертности в горах. Еще 2% - наоборот, практически вообще не чувствуют гипоксии. Все остальные после нормальной акклиматизации вполне могут заниматься альпинизмом, не говоря уже о трекинге. Что касается «цены вопроса», то бюджет экспедиции на пик Ленина в этом году составил менее 2 тыс. долл. на человека, что сопоставимо с 2-недельным отдыхом где-нибудь в Анталье. А в более близких горах он может составить от 700 до 1 000 долл. Конечно, мы сейчас не говорим о таких культовых вершинах, как Эверест, где пермит (разрешение местных властей) и затраты на восхождение могут 60-70 тыс. долл. и даже больше. Хочу добавить, что, как правило, включаем в программу наших экспедиций значительную экскурсионную составляющую, что позволяет познакомиться с историй, культурой и достопримечательностями страны, где мы оказались.
Кстати, о том, что кому по силам: в нашей группе есть люди, которым уже «за 50» и даже «за 60». И в их активе - немало восхождений на 5-6-тысячники по всему миру!
- Наверное, вам часто задают этот вопрос: зачем?.. Что движет успешными в жизни и бизнесе людьми, которые в свой редкий отпуск отправляются не на пляж куда-нибудь в солнечную Испанию, а в холодные и неуютные горы?
- Вы забыли добавить - очень красивые! Но дело, конечно, не в этом. Просто… во-первых, в жизни каждого человека наступает момент, когда он начинает задумываться о здоровом образе жизни и новых впечатлениях. Я до гор несколько лет увлекался водными походами, которые тоже порой были довольно серьезными. Потом ты пробуешь горы и… втягиваешься.
Во-вторых, сегодня руководителю очень сложно снять психологическую нагрузку и по-настоящему отдохнуть. Даже находясь в отпуске на пляже, он постоянно на связи, его «дергают» решением проблем, и он сам не может отвлечься от всего этого. А в горах, когда есть страх и опасность, когда порой тяжело физически, ты поневоле отключаешься от повседневных забот, так как просто не можешь думать ни о чем другом. Психологическая разгрузка просто великолепная!
Кроме того, как вам объяснить… наша жизнь сегодня стала какой-то искусственной что ли, как генномодифицированный продукт! Мы вынуждены плыть по течению, приспосабливаться, улыбаясь при этом, жать руки тем, кому не хочется… Все это вызывает раздражение и усталость… А там - все как-то проще, откровеннее, пусть даже в чем-то грубее. В горах, где между жизнью и смертью порой только 8-миллиметровая веревка или, по словам Владимира Высоцкого, «руки друга и вбитый крюк», не до понтов. Здесь ты видишь, что представляет собой каждый человек, узнаешь о нем столько, сколько не прочтешь ни в одной анкете.
- Нужно понимать, что ваш проект открыт для новых членов? И, кстати, поделитесь планами на ближайшую перспективу.
- Да, конечно, мы можем рассматривать новые кандидатуры. Как я уже говорил, у нас есть определенная система отсева, и важнейшим фактором в ней являются личностные качества человека. А также - хорошая физическая подготовка. Например, если человек планирует совершать восхождения на высоты 6-7 тыс. м, он должен преодолеть 100 км на нашем марафоне «Минская сотка», который ежегодно проводится в мае. Для трекеров планка, разумеется, ниже, но и они должны показать, что ему по силам наши маршруты.
Из ближайших планов - восхождение на вулкан Чимборасо. Это высочайшая вершина Эквадора (6 310 м), на которую собираемся подняться в январе 2019 г. Это будет юбилейная, 20-я экспедиция проекта «Семь вершин». А 21-я предположительно состоится в августе следующего года - это будут знаменитые Фанские горы, культовое место для многих поколений советских альпинистов.
Николай ЗАГОРСКИЙ