fbpx

Как известно, строить прогнозы - дело неблагодарное, особенно в масштабах всей национальной экономики, где очень много переменных и где один и тот же фактор может совершенно по-разному сказаться на работе разных отраслей. Как в анекдоте: что русскому - нормально, то немцу - смерть.

kolonka

К концу лета наша экономика вступила в фазу неопределенности. Начал замедляться экономический рост - за 4 месяца прирост ВВП - 4,8%, за 6 - 4,5, а по итогам июля - 4,4%. В июльском обзоре, подготовленном Евразийским банком развития, отмечается, что замедление роста наблюдается в большинстве отраслей обрабатывающей промышленности. Еще одним тревожным индикатором является рост задолженности реального сектора экономики. По статистике Нацбанка, на 1 июля 2018 г. дебиторская задолженность субъектов хозяйствования составила 36 739,1 млн руб. и выросла с начала года на 9,7%. Причем рост просроченной «дебиторки» еще более значителен - 13%! Предприятия по-прежнему закредитованы - эта задолженность по итогам первого полугодия т.г. оценивалась в 46 945,5 млн руб. (+3,1% к началу года).

Самым серьезным фактором неопределенности сейчас многие руководители предприятий считают ситуацию на российском рынке, где местный рубль упал к доллару с 62 до 67 и, скорее всего, на этом не удержится и будет двигаться к 70. С начала года, по состоянию на 16 августа, курс белорусского рубля по отношению к российскому укрепился на 9,96%. Для экспортеров - это серьезная проблема и, как считают аналитики, Нацбанк может предпринять шаги по сдерживанию данного процесса и административному ослаблению курса рубля. А это в свою очередь скажется на цене импорта и инфляции, что будет совсем не здорово для тех, кто работает на внутреннем рынке.

То есть в своем нынешнем состоянии белорусская экономика продолжает оставаться крайне уязвимой по отношению к внешним шокам. И основной фактор риска (о чем мы уже не раз писали) - это наша зависимость от одного торгового партнера, т.е. Российской Федерации. Многие предприятия (и в этом их активно поддерживает правительство) пытаются диверсифицировать географию внешних поставок. В январе-мае 2018 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, товарооборот Беларуси со странами Евросоюза увеличился на 37,6%. Однако в нашей внешней торговле доля России продолжает составлять около 50%, а у отдельных предприятий - 80-90%! И именно они окажутся в группе риска в первую очередь, если развитие ситуации у нашего восточного соседа пойдет по негативному сценарию.

Что делать в этой ситуации? Специалисты считают, что в условиях неопределенности самое важное - финансовая дисциплина и снижение издержек. Нужно стараться не накапливать дебиторскую и по возможности не увеличивать кредиторскую задолженность, формировать финансовую «подушку безопасности». Ну и, конечно, работать над производством продукции, которая была бы востребована не только в ЕАЭС, но и на крупных внешних рынках - Китая, Евросоюза и др.

С уважением, заместитель главного редактора Константин Коржевич