fbpx

В эксклюзивном интервью журналу «Директор» Первый заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Андрей ЕВДОЧЕНКО рассказал о достижениях страны во внешней торговле и проблемах белорусских экспортеров.

- Андрей Александрович, по итогам 2017 г. внешнеторговый оборот Республики Беларусь увеличился на 21,5%. В чем, на ваш взгляд, причины такого значительного роста?

nuzny evdochenko- Действительно, объем торговли товарами и услугами в 2017 г. увеличился по сравнению с 2016 г. на 21,5% и достиг 72,8 млрд долл. Положительное торговое сальдо Республики Беларусь - а это основной показатель эффективности внешней торговли - улучшилось на 133,8 млн долл. С одной стороны, это серьезный рост, так как мы превзошли показатели двух предыдущих лет. Однако если смотреть в более отдаленной ретроспективе, то в рекордном для Беларуси 2012 г. объем внешней торговли достиг 102,9 млрд долл. И это тот ориентир, к которому нам необходимо сегодня стремиться.

Причин роста внешней торговли в 2017 г. несколько. К внешним факторам я бы отнес постепенный, но пока еще неустойчивый рост мировой экономики, восстановление рынков ближних и дальних для Беларуси стран, увеличение потребления в корпоративных и частных секторах. Это стимулировало рост мировой торговли как за счет ценового фактора, так и за счет повышения объемов поставок.

К внутренним факторам можно отнести совместные действия правительства и бизнеса, направленные на либерализацию экономической деятельности, создание соответствующей правовой среды, совершенствование торговой инфраструктуры, механизмов и инструментов поддержки экспорта. В результате модернизации ряда белорусских предприятий расширяется производство востребованной за рубежом продукции, к внешнеэкономической деятельности приобщается все больше малых и средних предприятий нашей страны. Существенную отдачу приносит и проводимая белорусскими специалистами системная работа по обеспечению более льготного доступа белорусских товаров и услуг на зарубежные рынки, устранению барьеров и ограничений в торговле с нашими зарубежными партнерами.

- Как вы оцениваете «фактор ЕАЭС» во внешней торговле Республики Беларусь? Как решается проблема изъятий и ограничений, сдерживающих создание полноценного общего рынка ЕАЭС с равными возможностями субъектов хозяйствования всех стран?

- ЕАЭС имеет непреходящее значение для экономики нашей страны и нашей внешней торговли. Важно понимать, что мы с партнерами по ЕАЭС строим с 2015 г. всего лишь второй экономический союз в мире! Формирование экономического союза продолжается, фактически сегодня мы находимся в активной фазе этого процесса. За три года, прошедших с момента подписания Договора о ЕАЭС, сделано немало. Можно было бы сделать больше, но я хочу подчеркнуть, что эти три года пришлись на один из самых сложных и драматических периодов мировой экономики. Снижение деловой активности, торговли, инвестиционной деятельности во всем мире не могло не оказать влияния на наш регион. Поэтому, говоря сегодня о достижениях нашей национальной экономики и Союза в целом, следует признать, что они могли быть гораздо скромнее, если бы не наша взаимопомощь и солидарность в рамках ЕАЭС. И в 2017 г., когда мировая экономика стала выходить из рецессии, результаты нашей интеграции продемонстрировали значительную эффективность.  

Конечно, эти результаты могли быть более впечатляющими, если бы удалось решить проблему многочисленных барьеров, изъятий и ограничений в нашем отраслевом экономическом взаимодействии и торговле. Определенная работа в этом направлении проводится. В октябре 2016 г. по инициативе Республики Беларусь принято специальное распоряжение Совета ЕЭК, на основе которого заработал механизм системного устранения препятствий. Беларусью совместно с партнерами по ЕАЭС проведена ревизия всех препятствий в рамках «пятерки». В 2017 г. устранены 10 препятствий в сферах таможенного, технического, налогового регулирования, трудовой миграции. Евразийским Межправсоветом утверждена «дорожная карта» на 2018-2019 гг., предусматривающая ликвидацию еще 17 препятствий.

nuzny1

Однако когда мы ведем борьбу с препятствиями, барьерами и ограничениями, надо четко понимать, что это борьба с последствиями, а не с причинами. Для устранения барьеров и ограничений в области технического регулирования, государственных закупок, субсидирования, формирования единого аграрного рынка, рынка транспортных услуг и т.д., достижения равных условий для хозяйствующих субъектов всех стран ЕАЭС критически важно ускорить выработку единых промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, энергетической и иных политик. Как это должно быть в реальном экономическом союзе и как это сделал экономический союз №1 - Европейский союз. Только обеспечив выработку и соблюдение фундаментальных принципов экономической интеграции, мы сможем устранить все барьеры и получить максимальную отдачу от построения экономического союза.

Поэтому, если говорить о перспективе и о сути Евразийского экономического союза, то для обеспечения его преимущества перед другими интеграционными проектами сегодня очень важно ставить вопрос не столько о расширении ЕАЭС, сколько о глубине взаимодействия внутри «пятерки». Для Республики Беларусь это особо острый вопрос. Беларусь - это страна не просто с открытой, а очень открытой экономикой: мы экспортируем почти 70% произведенных товаров и услуг. Поэтому именно глубина интеграции имеет непреходящее значение. Нашим отраслям надо «брать огонь на себя» и инициировать формирование единой политики на основе правовых актов, не допускающих различных лазеек и изъятий, что ведет к образованию препятствий в нашем экономическом сотрудничестве.

-  Если проанализировать географию белорусского экспорта, то можно сделать вывод, что около 50% внешних поставок товаров и услуг по-прежнему приходится на Российскую Федерацию. Почему, на ваш взгляд, несмотря на все усилия, белорусским предприятиям не удается избавиться от зависимости от одного рынка?

- Ради объективности следует отметить, что благодаря принимаемым мерам по диверсификации экспорта, доля Российской Федерации все-таки снижается и в 2017 г. составила 43,9% (в 2016 г. - 46,6%).

Вместе с тем у нас в принципе нет цели уйти с российского рынка, нарастить поставки в какой-либо удаленный регион планеты за счет сокращения экспорта в Россию. Такая задача вообще не стоит. Российский рынок - это очень емкий, понятный для наших экспортеров и по большому счету предсказуемый. По широкому кругу товаров данный рынок, особенно Москва, Санкт-Петербург и другие крупные российские города, является еще и самым премиальным с учетом уровня действующих там цен.

Мы специально создавали Таможенный союз и ЕАЭС, тесно взаимодействуем с российскими партнерами в рамках СНГ и Союзного государства, сформировали самую обширную товаропроводящую сеть на восточном направлении, чтобы нарастить экспорт товаров и услуг в Российскую Федерацию. И если поставщики всех стран мира конкурируют за этот рынок, то зачем белорусам оттуда уходить? Вместе с тем, мы понимаем, что монозависимость от одного рынка сбыта не отвечает требованиям современной экономической безопасности страны. В этой связи Программой социально-экономического развития к 2020 г. предусмотрено обеспечить планомерную диверсификацию внешней торговли с равным (треть-треть-треть) распределением экспорта на рынках ЕАЭС - ЕС - остальные страны. Но только не за счет того, чтобы «отщипнуть» от России, а за счет более быстрых темпов наращивания экспорта в ЕС и остальные страны. Возможности для этого есть.

О том, что является системной проблемой поставок белорусских товаров на европейский рынок и каковы изменения в товарной структуре экспорта, читайте в продолжении интервью, опубликованном в печатной версии журнала «Директор» № 3.

Николай ЗАГОРСКИЙ