Почему роман «Преступление и наказание» является ключом к успешному реформированию экономики Беларуси.
Чтобы использовать опыт экономически развитых стран в Беларуси, невозможно просто перенести на нашу почву зарубежные законы и правила. Посол Беларуси в Китае Кирилл Рудый в очерке «Потому что я так решил», опубликованном в книге «Потому что так решили мы: поведенческая экономика Беларуси и ее раскодирование», предложил путь, который, по его мнению, может привести Беларусь к процветанию. Он обратил внимание на то, что для жителей страны характерен ряд культурных особенностей, которые препятствуют ее развитию. По его мнению, они разобщены, озабоченны только собой, боязливы, не склонны к риску и т.д. Преодолеть эти недостатки можно внешним или внутренним путем.
Внешний состоит в привлечении международных инвесторов, которые поделятся опытом, а также в создании благоприятных для инвестиционного климата законов, защиты прав собственности и др.
Внутренний путь - это развитие образования, судебной системы, рынков труда и капитала, общественных организаций, политической культуры и т.д. Кирилл Рудый ссылается при этом на мировой опыт, в частности, таких стран, как Япония, Сингапур, Корея и Китай.
В целом эти идеи выглядят довольно убедительно, однако очевидно, что при попытке их реализации возникнут проблемы.
Модель человека по Достоевскому
В поведенческой экономике часто используется четырехкомпонентная модель личности, в рамках которой учитываются психологические свойства (способности), предпочтения и мотивы, нравственные и волевые свойства и др. Среди этих качеств есть те, которыми человек обладает с рождения, в силу своей природы. Например, древнегреческий врач Гиппократ открыл четыре типа темперамента, которые были воплощены Александром Дюма в романе «Три мушкетера»: Атос - меланхолик, Портос - флегматик, Арамис - сангвиник и д'Артаньян - холерик.
А тип человека, который лежит в фундаменте современной экономической теории, описал Адам Смит. Это эгоист, который стремится к максимализации прибыли и обладает компетентностью в экономических вопросах. В рамках современной поведенческой экономики такую модель считают излишне упрощенной. Впрочем, это было замечено еще задолго до появления самой поведенческой экономики. В частности, с Адамом Смитом полемизировал Федор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание». Там он описал нескольких героев с разными социально-психологическими свойствами, не укладывающимися в модель Смита. Среди них, в частности, можно выделить четыре типа личности, обладающих разным отношением к идее обогащения.
Например, Разумихин - стремится заработать на жизнь своим трудом. В приобретении капитала ради капитала он не заинтересован, ему нужны деньги для того, чтобы просто обеспечить безбедную жизнь себе и своей семье.
Лужин - стремится к богатству, но старается действовать в рамках закона и буржуазных нравственных норм (в романе он постоянно рассуждает о нравственности, в том числе, в духе идей Адама Смита), хотя и способен на неблаговидные поступки. Именно Лужин соответствует тому типу человека, который описан Адамом Смитом.
Раскольников - считает себя вправе пожертвовать интересами другого человека (вплоть до убийства) без согласия последнего ради получения средств для каких-то благих целей.
Свидригайлов же готов пойти на преступления ради получения денег для себя лично и изначально не особенно стремится действовать в рамках закона и норм морали.
Некоторые особенности типов людей, описанных Достоевским, были замечены и экономистами. В частности, Карл Маркс в «Капитале» процитировал следующие рассуждения Томаса Джозефа Даннинга - английского профсоюзного деятеля и публициста: «Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличности достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение; при 20% он становится оживленным, при 50% - положительно готов сломать себе голову; при 100% - он попирает ногами все человеческие законы; при 300% - нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Томас Джозеф Даннинг приписал эти свойства капиталу, но капитал в человеческом обществе персонифицируется в людях, поэтому его слова касаются людей, причем только типа Лужина. Ведь человек типа Разумихина не станет попирать ногами человеческие законы, какую бы прибыль ему не посулили. А Раскольников готов на преступления, независимо от того, сколько процентов прибыли ему лично это принесет, но при некоторых условиях. То есть склонность к риску в бизнесе не является фундаментальным качеством человека, а следует из его социально-психологических свойств.
О том, к какому типу людей относится большинство жителей Беларуси и как изменить культурный код белорусов, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» №3.
Владимир ТАРАСОВ