Вступление в силу Декрета №8 наблюдатели связывают, в первую очередь, с активизацией в Беларуси тематики криптовалют. О своем желании присоединиться к ПВТ уже заявили несколько зарубежных стартапов.
Это неудивительно - фактически Беларусь претендует на то, чтобы оказаться впереди планеты всей в процессе легализации криптовалют. Никто в мире сегодня не может толком сказать, что это за феномен и куда он приведет экономики отдельных стран и всю мировую экономику в целом. Поэтому не всех успокоило заявление белорусского премьера А. Кобякова, что для белорусской экономики этот эксперимент не представляет опасности, поскольку «проводится в масштабах нашей песочницы - ПВТ». Ведь по существу криптовалютный хайп - это финансовая пирамида. Она может быть относительно безопасна только до тех пор, пока существует барьер между виртуальными и реальными («фиатными») деньгами. А он уже почти преодолен...
Виртуальные «старатели»
Не нужно думать, что у нас еще есть время подготовиться к новомодной напасти. Криптовалютное сумасшествие имеет глобальный характер и распространяется от агробизнеса до самых мощных научных центров. В российском Сарове, где находится федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики - два сотрудника арестованы за попытку использовать мощности суперкомпьютера для добычи биткоинов. Попытку пресекла собственная служба безопасности, когда злоумышленники попытались подключить мощности института к интернету посредством внутренней сети. Суперкомпьютер в Саровском центре - один из самых мощных в России и 12-й по мощности в мире. Делом занимается ФСБ, и с учетом возможных последствий оно классифицируется как акт госизмены.
Глава российского Сбербанка Герман Греф также признался, что в банке регулярно уличают сотрудников в майнинге криптовалют. А в конце 2017 г. во Внуково, в Московском центре управления воздушным движением, сисадмин соорудил ферму для майнинга криптовалюты. Поймать злоумышленника также удалось лишь с помощью ФСБ.
Виртуальные «старатели» чувствуют себя более чем уверено по той же причине, по какой и хакеры: пока государство и бизнес находят защиту от их очередной атаки, они успевают придумать что-то новое. Причем наиболее опасное сочетание - хакеры-старатели. Недавно британское информационное агентство BBC сообщило о качественно новом подходе к майнингу. Группа хакеров заразила сайт неправительственной организации Information Commissioner’s Office специальным скриптом, который попадает на компьютеры посетителей и включает их в майнинговую сеть. Таким образом, взломанный сайт использует вычислительные мощности компьютеров посетителей для майнинга криптовалюты даже без их ведома.
Кому это выгодно?
Между тем, у криптовалют при определенной поддержке государства может быть и реальная перспектива. Так, Венесуэла заявила о выпуске национальной криптовалюты El Petro, обеспеченной частью разведанных нефтяных запасов страны, примерно на 267 млрд долл. Тем самым нынешнее руководство пытается привлечь международные инвестиции в разработку нефтяных богатств.
В Беларуси высказана не менее революционная идея криптобондов, которая также не имеет аналогов в мире. Ее озвучил генеральный директор группы компаний BelHard Игорь Мамоненко, известный также как автор идеи «IT-страна». С помощью криптобондов, по мнению бизнесмена, можно привлечь в экономику страны частные инвестиции, причем расширить круг инвесторов за счет частников с небольшими долями участия. По расчетам И. Мамоненко, целесообразно выпустить криптобонды на сумму 5 млрд долл. с доходностью 3% годовых - это более чем вдвое меньше доходности по белорусским евробондам (7%).
Эти планы могли бы выглядеть фантастическими, если бы не определенные шаги в подтверждение серьезности отношения к цифровой экономике в Беларуси. Согласно постановлению Совмина №167 от 28 февраля 2018 г., в стране создается Совет по развитию цифровой экономики, причем с правом законодательной инициативы! Его возглавят премьер-министр А. Кобяков и вице-премьер В. Матюшевский.
Белорусский ИТ-бизнес отличается законопослушностью, однако серьезные угрозы исходят от внешних «старателей» и хакеров. О том, как построить систему защиты, читайте в продолжении статьи, опубликованной в печатной версии журнала «Директор» № 3.
Игорь КЛОКОВ