19 сентября Президент Беларуси подписал Указ №338 «О налоговом консультировании». Документ относится к пакету законодательных актов по развитию предпринимательства и стимулированию деловой активности и стал, как говорят, одной из его «первых ласточек».
Впервые о возможности появления у нас еще одного вида профессионального консалтинга заговорили около 2,5 лет назад. За это время при поддержке шведского агентства SIDA и других финансовых доноров реализован совместный проект ПРООН и Министерства по налогам и сборам (МНС), подготовлена пилотная группа налоговых консультантов, детально изучен зарубежных опыт работы подобных специалистов...
В Беларуси они появятся только в начале следующего года, но отечественных руководителей уже сейчас волнуют вопросы о том, какие изменения произойдут и как они повлияют на бизнес. При этом на форумах - диаметрально противоположные мнения: от одобрительных до откровенно неприязненных. Так чего же на самом деле ждать?
Налоговый консультант: помощник или…
Отечественный бизнес, одобрительно воспринявший многие идеи по стимулированию деловой активности, вдруг заколебался. Минимизировать вмешательство госорганов в хозяйственную деятельность? - «Да!». Снизить контрольную нагрузку? - «Однозначно!». Начать работать с налоговыми консультантами? - …
Да, о новом институте можно пока судить исключительно по правовым положениям, обобщенным в Указе №338, и опыту стран, в которых подобная практика стала обычной. Многие наши соседи (Польша, Германия, Чехия и др.) давно и успешно используют этот международный стандарт налогового обслуживания юридических и физических лиц, а работающих по нему специалистов воспринимают как квалифицированных посредников между налоговыми органами и плательщиками.
Конкретный перечень услуг будет определяться при оформлении договорных отношений. Но все делается для того, чтобы налоговые консультанты могли не только толковать законодательные нормы, но и оказывать различные услуги в комплексе. Для своих клиентов (чаще это субъекты малого и среднего предпринимательства) они обычно ведут бухучет и составляют финансовую и налоговую отчетности. И представители бизнеса в разных странах признают: это экономически более выгодно, чем содержать штатных бухгалтеров. Еще одной сферой деятельности может стать поддержка клиента в решении повседневных проблем в управлении предприятием с учетом конкретных экономических показателей работы и т.д.
В Германии, например, весьма распространен этот вид консалтинга. Согласно статистике, несколько лет назад в стране работали свыше 80 тыс. физических лиц аккредитованных налоговых консультантов и более 9 тыс. консультирующих юридических лиц. В Чехии, которая сопоставима по численности населения с Беларусью, их около 4,5 тыс.
Решить обширный спектр задач смогут только налоговые консультанты высокой квалификации, поэтому столь серьезное внимание уделено вопросам их профессиональной подготовки. Так, Указом №338 создается специальная система обучения и отбора кадров.
В документе также закреплены положения о порядке прохождения квалификационных экзаменов, обязательность и периодичность повышения квалификации, а также меры, принимаемые к представителям профессии в случае нарушения установленных требований.
Кроме того, законодательным актом предусматривается наступление ответственности для налоговых консультантов в случаях, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств повлечет причинение клиенту убытков (имеются в виду начисленные пени и (или) сумма примененных административных взысканий). Профессиональная ответственность подлежит страхованию. При этом надо отметить, что налоговый консультант будет отстаивать интересы своего клиента и в суде.
У многих возникает резонный вопрос: зачем рынку новые специалисты, если все и так работает - бухгалтеры считают, плательщики платят налоги, аудиторы проверяют, а налоговые инспекции при необходимости дают необходимые разъяснения?
Немецкие эксперты, которые в процессе реализации проекта в Беларуси оказывали помощь (методическую и иную), так отвечают: деятельность налогового консультанта существенно отличается от работы других специалистов.
Например, опытный бухгалтер может исчислить суммы обязательств перед бюджетом и дать полезные советы по сопутствующим вопросам, но при этом не несет за их последствия безусловную материальную ответственность. Однако налоговые консультанты не только «считают» - в их обязанности могут входить анализ финансово-экономического состояния бизнеса, налоговое планирование, направленное на минимизацию нагрузки в дозволенных законодательством пределах, ее оптимизация в контексте других хозяйственных целей. Также параллельно с выполнением профессиональных функций осуществляется внешний контроль качества работы госорганов.
Указом №338 одновременно регулируются вопросы соблюдения конфиденциальности в отношении информации, передаваемой клиентом (в том числе и после завершения договорных отношений).
В отличие от аудитора, который выявляет недостатки и их последствия для финансово-хозяйственной деятельности, налоговый консультант моделирует сценарии развития бизнес-процессов и проводит вариантные расчеты для оптимизации фискальной нагрузки.
Полезные новшества
Применение нового института создает условия для снижения коррупционных рисков, что же до сравнения с компетенциями налоговых органов… Немецкие профессионалы на этот счет только качают головой: у их коллег даже мысли не возникнет обратиться за разъяснением к госслужащим. Найти ответы на все вопросы налоговым консультантам позволяет собственная квалификация.
Но в том-то и дело, что многие белорусские плательщики, кажется, боятся потерять привычного консультанта в лице налогового инспектора. Срабатывает сила привычки. И эти страхи обретают еще более пугающие формы: МНС вообще откажется консультировать плательщиков, а услуги специалистов, которые скоро появятся на рынке, станут обязательными, как в случае с… электронным декларированием. Но тогда возникают некоторые вопросы и замечания.
Во-первых, зачем сейчас в стране создаются центры обслуживания плательщиков и при этом широко внедряются информационные и электронные технологии? И с какой целью реализуется принцип экстерриториальности обслуживания, при котором плательщик сможет обратиться с вопросом в любую инспекцию - не только по месту регистрации? Во-вторых, сравнение с электронным декларированием не совсем корректно. Или кто-то сегодня готов отказаться от электронных деклараций и снова заполнять бумажные носители? Интересно скорее другое: если налоговое консультирование приживется в качестве рабочего инструмента для среднего и малого бизнеса, то как быстро и без ущерба для качества сделать так, чтобы специалисты в этой сфере появились не только в крупных городах, но и в регионах? Желательно также, чтобы новый институт начал быстрее работать в режиме саморегулирования. Это лучшее доказательство способности уравновешивать доверие государства и ответственность перед клиентом.
Владимир МУКВИЧ, заместитель министра по налогам и сборам Беларуси:
- Институт налогового консультирования имеет большое значение как для предпринимателей, так и для государства. При этом мы понимаем, что только успешный и устойчиво развивающийся бизнес может наращивать налоговые платежи, в чем и состоит интерес государства.
Экзамен для претендентов на осуществление нового для Беларуси вида деятельности планируется провести весной 2018 г. После того как в стране появятся первые аттестованные специалисты, состоится учредительное собрание Палаты налоговых консультантов.
Считаем, что деятельность налоговых консультантов не вызовет дополнительной финансовой нагрузки на малый и средний бизнес, так как их привлечение не является обязательным. То есть субъект хозяйствования будет оплачивать только оказанные специалистами услуги.
Точно не скажу, сколько будут стоить услуги налогового консультирования, но после каждого экзамена конкуренция на рынке будет увеличиваться, а значит стоимость их -постепенно снижаться.
Кристиан ХАКЕТАЛЬ, адвокат и налоговый консультант компании Rödl&Partner (Германия):
- В моей стране налоговое консультирование не считается предпринимательской деятельностью. Согласно германскому законодательству - это свободная профессия. К таким у нас, например, относятся врач, адвокат, нотариус, журналист…
Что это значит? Качество услуг, оказываемых лицами свободных профессий, имеет значение не только для заказчика, но и для всеобщего блага, так как затрагивает сферу особых ценностей (жизнь и здоровье человека, право и т.д.).
Как выбрать налогового консультанта? Некоторые коллеги заявляют о специализации, например, в области международного налогового права или санации (финансового оздоровления) предприятий. Однако способность работать в узкой сфере должна подтверждаться в каждом конкретном случае. Для этого предусмотрен специальный порядок аттестации.
Большую роль для заключения договора на оказание услуг имеет доверие к специалисту, чего с формальной точки зрения процедура отбора обеспечить не может. Впрочем, определившись с кругом компаний, занимающихся налоговым консультированием, потенциальный клиент все же вправе организовать тендер, чтобы выбрать наиболее выгодное коммерческое предложение на рынке.
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО