fbpx

Отечественная промышленность постепенно выходит из затяжной рецессии. О том, насколько устойчива эта тенденция, о дополнительных точках роста и будущем развитии предприятий Минпрома журналу «Директор» рассказал первый заместитель министра промышленности Беларуси Геннадий СВИДЕРСКИЙ.

Геннадий СВИДЕРСКИЙ- Выход из рецессии основных рынков сбыта означает возможность увеличения поставок конкурентоспособной продукции. К чести наших основных экспортеров (БМЗ, БЕЛАЗ, МТЗ, МАЗ, Могилевлифтмаш, Гомсельмаш, «Горизонт» и «Амкодор») надо отметить, что за 9 месяцев 2017 г. они почти на 30% увеличили внешние поставки и при этом, что важно, достигли увеличения рентабельности продаж.

По министерству положительное сальдо внешней торговли за этот период превысило 1 млрд­ долл. Всего на экспорт в 2017 г. планируется поставить продукции более чем на 4 млрд долл. и обеспечить положительное сальдо более 2 млрд.

Одна из основных точек дальнейшего роста экспорта - улучшение качества работы менеджмента предприятий. Сегодня важно, чтобы месячный план производства формировался покупателями продукции. Интернет, система договоров дилеров и дистрибьюторов с конечным потребителем позволяют в режиме онлайн оценивать возможности приобретения техники и продукции на рынке, формировать портфель заказов, минимизируя риски отказов, чтобы с наименьшим объемом оборотных средств выполнять производственную программу.

Справка «Директора»

По данным Белстата, в январе-августе 2017 г. объем промышленного производства составил 58,6 млрд руб., или в сопоставимых ценах на 6,1% больше, чем за аналогичный период 2016 г. В 12 из 13 отраслей обрабатывающей промышленности Беларуси объем производства за 8 месяцев достиг или превысил уровень января-августа прошлого года. Запасы готовой продукции в отрасли снижаются четвертый месяц подряд.

То есть смотреть не в замутненное зеркало, а видеть своих покупателей и работать на них, концентрируя финансовые ресурсы. Поэтому при защите бизнес-планов предприятий на 2018 г. особое внимание будет уделяться внедрению комплексных систем с использованием современной вычислительной техники, программного обеспечения по планированию организации производства, снабжения и продаж готовой продукции.

Ранее мы акцентировали внимание на системах автоматизации на стадии проектирования, в чем наши крупные предприятия-экспортеры достигли определенных успехов. Сейчас особую актуальность приобрел уровень автоматизации процессов производства и продаж, чтобы каждое выпущенное изделие имело своего адресата на стадии планирования и производства.

- Геннадий Брониславович, т.е. предлагаете работать без складских запасов?

- Почему же, склады в некоторых ситуациях тоже нужны. Если известно, что есть гарантированная продажа и прогнозируется пиковое потребление или заказчик увеличивает объем заказа, то можно повышать запасы. Но важно, чтобы не было невостребованной продукции на складах и про­сроченной дебиторской задолженности. Мы должны работать в режиме рассчитанной рентабельности производства и продаж.

Сохранить свое место на мировых рынках

Второй точкой роста можно назвать снижение стоимости кредитных ресурсов при увеличении рентабельности производства промышленной продукции. Так, в этом году рентабельность продаж повышается и в среднем составляет более 9%, а ставка рефинансирования снижается, но пока еще превышает ее. В свою очередь Нацбанк ставит задачу снижать ставку, а Минпром - повышать рентабельность. Когда удастся уравновесить уровни стоимости финансов и доходности продукции, тогда условия финансирования промышленного производства будут оптимальными.

Еще одна задача - снижение дефицита оборотных средств. Необходимо на 30% увеличить объемы производства, а для этого нужен оборотный капитал. Правительством создана система специального экспортного кредитования.

Сегодня некоторые предприятия показывают положительные темпы роста, так как реальную отдачу приносят указы Президента о поддержке экспортеров. Но крайне необходимы и нормативные акты по рефинансированию задолженности экспортеров по кредитам банков и ссудам, чтобы они могли оставить деньги в обороте и возвращать их, когда увеличат объемы и наберут темп. Предприятия увеличивают оборотные средства также за счет снижения дебиторской задолженности и складских запасов.

То есть следует создать максимально комфортные условия для развития и роста экспорта промышленными предприятиями, в том числе исключив их затраты на непрофильные активы, не применять повышающие коэффициенты на землю и недвижимость.

Уменьшение себестоимости и увеличение прибыли, снижение стоимости кредитных ресурсов, адресная поддержка экспорта и внедрение современных управленческих технологий - все это позволит сохранить конкурентоспособность выпускаемой продукции машиностроения.

На мировом машиностро­ительном рынке сегодня очень жесткая конкуренция, все хотят продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью

- В Беларуси утверждена Государственная программа развития машиностроительного комплекса на 2017-2020 гг., на финансирование которой планируется направить более 7,2 млрд руб. Из каких источников?

- Госпрограмма - это, во-первых, признание машиностроения приоритетной отраслью экономики. В ней отражены разделы по всем направлениям: металлургия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, электроника, оптика, бытовая техника и станкостроение. Во-вторых, планируется сделать упор на выпуск самой современной техники. Например, лазерно-оптических изделий и си­стем на основе тепловизоров, светильников с LED-лампами, лифтов элитных и экономкласса, автомобилей с наивысшими параметрами экологических требований, суперкомбайнов, круглого проката для автопрома и др.

Следует отметить, что документ рождался не в кабинетах Минпрома. По сути, предприятия самостоятельно планировали стратегии своего развития до 2020-2030 гг., которые легли в основу госпрограммы.

Ее финансирование планируется за счет трех источников: собственные средства предприятий, кредитные ресурсы, в том числе внешние заимствования, и госбюджет. Также предусматривается доля прямых иностранных инвестиций, направляемых на создание совместных компаний. Например, у нас уже работают «Мидеа-Горизонт», «БелДжи» и др. МАЗ в этом году создал СП с китайскими компаниями «Зумлион» и «Вийчай», что позволит расширить номенклатуру выпускаемой спецтехники и двигателей.

Планируется, что часть средств на удешевление кредитов будет использоваться из бюджета. В итоге темп роста промышленного производства должен составить 170%, рентабельность - 9%, снижение затрат - не менее 1 п.п. в год.

- Мир движется в сторону внедрения в промышленность роботов и аддитивных технологий, производства электро-, гибридного, беспилотного и интеллектуального транспорта. Каким вы видите место Беларуси в этом процессе?

- Отечественная машиностроительная отрасль идет в авангарде применения робототехники. На «БелДжи» можно увидеть технологические процессы, выполняемые без участия персонала, роботы перемещают детали, сваривают и контролируют. И роботизация затрагивает не только производство, но и конечный продукт.

Сохранить свое место на мировых рынках

Мы производим самосвалы БелАЗ, управление которыми контролирует автоматика. А это уже шаг к созданию беспилотных автомобилей. Академия наук работает над белорусским электромобилем - это непростая, но необходимая задача. Есть мировой тренд, и мы не отстаем, внедряя новшества на наших предприятиях.

- В стране сегодня работают 17 промышленных холдингов. Планируется ли в дальнейшем создание таких и иных форм объединения предприятий, например, кластеров?

- Считаю, что холдинги решили основную задачу - специализация по направлениям производства техники и подъем технического потенциала объединенных предприятий за счет более сильных управляющих структур. Так, трудно представить, что филиал ОАО «Экран» в Ивацевичах смог бы самостоятельно выйти на внешние рынки без помощи холдинга «Автокомпоненты».

В целом результаты положительные, все структуры работают рентабельно, хотя есть и исключение - созданный станкостроительный холдинг. Мы перевели предприятия этой отрасли на прямое управление министерством.

Подготовлен и практически согласован проект указа Президента по поддержке станкостроительной отрасли, который преду­сматривает ускоренное привлечение инвесторов по решению Министерства промышленности на эти площадки. Также рассматривается возможность реализации потенциала частных предприятий с определенными компетенциями и опытом. Уже ведутся переговоры с такими известными компаниями как «Дусан» и «Вальтер».

Создание холдингов стало хорошим решением, выгодным для страны. Кластеры - следующий этап развития государственно-частного партнерства, организовывать их можно по примеру станкостроительной отрасли.

- Главный рынок сбыта белорусской промышленной продукции - по-прежнему Российская Федерация, которая является и основным кооперационным партнером. Какие важные вопросы в этом направлении еще не решены в рамках Союзного государства и ЕАЭС?

- Если бы нам удалось решить вопрос снятия всех ограничений в рамках Союзного государства, то это стало бы ощутимой точкой роста отечественной промышленности. Но это важный и очень специфический вопрос. Например, реализация национальной программы поддержки промышленности РФ иногда противоречит интересам белорусских машиностроителей.

Сохранить свое место на мировых рынках

Это можно объяснить на примере МАЗа и КамАЗа, которые конкурируют на одном рынке. То есть чем больше мы продадим своей техники, тем меньше реализует КамАЗ, потому что заводы производят аналогичную продукцию. То же можно сказать о Гомсельмаше и Ростсельмаше. К сожалению, список не ограничивается автомобилями и комбайнами, это и лифты, электротехническая продукция, бытовая техника.

Когда выделяются субсидии на приобретение комбайнов или троллейбусов, а бюджет компенсирует 25% их стоимости, то нарушается принцип равной конкуренции. Поскольку мы находимся в одной ценовой и товарной нише, то от таких протекционистских мер практически теряют белорусские предприятия. И это проблема, которую надо решать.

Наши аргументы - традиционная промышленная кооперация. Например, в белорусских комбайнах и автомобилях устанавливаются российские моторы, используются металл и энергоресурсы из соседней страны. У нас нет преференций для белорусской продукции по отношению к российской. Если закупаем что-то для госсектора, то не ставим преград товарам из РФ. К сожалению, аналогичного ответа от наших партнеров не получаем. Мы пока не сумели убедить российскую сторону в том, что можно субсидировать покупку белорусских комбайнов, газомоторных грузовиков и электротранспорта.

Показательно подписание в июле текущего года президентами двух стран решения Высшего Госсовета о развитии производственной кооперации, что стало определенным посылом для снятия ограничений в рамках Союзного государства. Если это произойдет, то послужит хорошим примером и для ЕАЭС. Мы развернули работу в данном направлении в профильных министерствах и постепенно устраним проблемы. Расширяя кооперацию, продвинемся к более высокой конкурентоспособности.

Есть еще один важный вопрос: о равных ценах на энергоносители. Беларусь к этому готова уже сегодня, а российские партнеры предлагают подождать до 2020 или 2025 г. Ведутся переговоры, и они нелегкие. Решение некоторых проблем в Союзном государстве требует времени и терпения.

- Сегодня остро стоит задача диверсификации экспорта по формуле 30/30/30 (в страны ЕАЭС­, ЕС и дальнего зарубежья). Как она решается предприятиями, подведомственными Минпрому?

- За январь-август 2017 г. увеличен экспорт: в страны ЕАЭС - на 30%, в ЕС - на 11% и другие государства - на 34%. Появляются новые рынки и направления. Особенно активизировались контакты после визитов на высшем уровне в Судан, Египет и на Филиппины (свою продукцию в это азиатское государство будут поставлять БЕЛАЗ и МТЗ).

Для выхода на новые рынки потребуются дополнительные затраты и усилия. Мы работаем адресно с каждой страной. Так, межведомственные соглашения о поставке в Беларусь кубинских лекарств позволяют отправлять туда тракторы и грузовые автомобили. В Венесуэле построили производства с целью дальнейшего выхода на рынки Латинской Америки (Боливию, Эквадор и Никарагуа).

Говоря о широкой географии поставок, в первую очередь имеем в виду БМЗ, на котором внедрены и подтверждены мировые стандарты. Также МТЗ - в мире могут и не знать о нашей стране, но всем известен трактор «Беларус». Или БЕЛАЗ, который входит в тройку мировых лидеров по поставкам карьерных самосвалов. Кстати, по результатам I полугодия он вышел на 2-е место. Но сегодня и другие предприятия, которые ранее поставляли продукцию только в СНГ, расширяют географию сбыта.

- Геннадий Брониславович, какой объем инвестиций планируете привлечь в ближайшее время?

- Наиболее инвестиционно активны в этом году МАЗ, «Амкодор», «Горизонт», БМЗ и Могилевлифтмаш. Да, приоритет отдается китайским компаниям, но мы не ограничиваемся ими. Например, Могилевлифтмаш сотрудничает с южнокорейскими фирмами по соз­данию производства элеваторов для многоэтажных паркингов. Называть объемы инвестиций пока рано, ведутся переговоры. Но, например, 10 млн долл. инвестированы в уставный капитал предприятий, созданных совместно с китайскими компаниями «Зумлион» и «Вийчай».

Мы оцениваем не столько объемы инвестиций, сколько возможность повышения компетенций, закрепления на традиционных и выход на новые рынки. Минпром быстро согласует инвестдоговоры, которые позволяют повысить эффективность производства и увеличить экспорт. Важно, чтобы инициатива шла снизу.

- Каково финансовое состояние промышленных предприятий: много ли среди них устойчиво убыточных?

- Создание холдингов позволило поддержать неблагополучные с финансовой точки зрения организации, поэтому сегодня в списке на банкротство нет ни одного предприятия системы Минпрома. Правда, есть компании, которые проходят процедуру санации, например, переданное нам ОАО «Строммашина». Мы реализуем план по его выводу на прибыльную работу, чтобы рассчитаться с кредиторами и вывести на нормальную деятельность.

- Какая роль в белорусской промышленности отводится малым и средним частным предприятиям?

- Мировая практика показывает, что рядом с крупным промышленным предприятием создается множество малых и средних. Считаю, по этому пути идет и наша страна. Мы ведем планомерную работу по улучшению качества продукции и ставим задачу снизить себестоимость. Поэтому многие функции следует отдавать на аутсорсинг.

К примеру, на МАЗе сотни человек не производят продукцию, а обеспечивают работу промышленного оборудования. А ведь содержать в исправном состоянии и обслуживать станки вполне может специализированная компания. Однако оптимизация затрат приводит к сокращению численности занятых на предприятии, а это болезненный процесс.

В госпрограмму включены проекты для реализации не только на подведомственных Минпрому предприятиях, но и в частных компаниях. Необходимо создавать равные условия всем субъектам хозяйствования, которые занимаются промышленным производством.

- На ваш взгляд, какие направления промышленного развития наиболее перспективны в нашей стране?

- Госпрограмма предполагает реализацию ряда проектов в металлургии, электронике и оптике, освоение серийного производства современной сельхозтехники, новых мостов повышенной прочности для автомобилей и др.

Следует отдавать приоритет наиболее ресурсонезависимым отраслям, имеющим максимальную добавленную стоимость. Будем направлять усилия, в том числе интеллектуальные, на создание новых микросхем, используемых в космической технике, развивать радиоэлектронику для применения на МАЗе, МТЗ, БЕЛАЗе­ и др. И если Беларусь известна на рынке как поставщик металлокордов, тракторов и самосвалов, то должна сохранить завоеванные позиции - в этом стратегия Минпрома.

Марина НОСОВА