С 4 июля Беларусь перешла на международную структуру номера счета (IBAN) и банковского идентификационного кода (BIC), которые используются при проведении расчетов внутри страны и за рубежом.
Эти новшества в сфере бухгалтерского, налогового учета и банковского сопровождения в разгар лета принесли новые проблемы для бизнеса. Видимо, у нас подобная практика уже входит в привычку. Например, в середине 2016 г. в стране провели третью по счету деноминацию, запустили процесс внедрения электронных счетов-фактур (ЭСЧФ) по НДС.
Прошлогодняя деноминация породила немало вопросов у бухгалтеров, работающих не только на лицензионных программах. Из этой ситуации все выходили по-разному: одни ждали в очереди обновления ПО у провайдеров до конца 2016 г., другие приглашали ИТ-специалистов, третьи использовали штатных сотрудников, а четвертые до нового года вели бухучет в неденоминированных единицах, а банковские операции - в деноминированных показателях.
В итоге в конце года всем организациям потребовались дополнительные ресурсы, чтобы подготовить годовой баланс и привести в соответствие сопоставимые данные с учетом разных разрядов цифр.
В результате практически все потребительские товары со стоимостным порогом от 50, 100 руб. ушли с рынка. Номинал неденоминированных руб. (100/10 000) = 0,01 деноминированных руб., (500/10 000) = 0,05 деноминированных руб., т.е. с минимальной стоимостью за единицу продукции выросли в цене, а на ценниках появились копейки. Поэтому при составлении первичного учетного документа по получению / отгрузке товаров, работ и услуг (ПУД) теперь надо применять округления, что привело к новым проблемам при внедрении еще одного масштабного проекта - ЭСЧФ.
Новшества с нюансами
ЭСЧФ оказались достаточно громоздким продуктом, жестко завязанным на контрольные функции, который не оставил плательщикам шансов на простоту и доступность при исчислении налогооблагаемой базы для определения суммы НДС к уплате по итогам отчетных периодов. Поэтому юридическим лицам и ИП прибавилось забот в финансово-хозяйственной деятельности.
Так, согласно ст. 106-1 НК Беларуси установлены следующие сроки выставления ЭСЧФ:
- не позднее 10-го числа;
- не позднее 20-го числа;
- не позднее 5-го числа;
- в день, на который приходится момент фактической реализации отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав (далее - объекты);
- не позднее двух рабочих дней с даты наступления момента фактической реализации объектов либо получения сведений или оформления в установленном порядке первичных учетных документов, подтверждающих наступление фактической реализации объектов.
Сроки в документе указаны разные, поэтому можно легко запутаться.
Неудивительно, что в 1-м квартале 2017 г. при расчете НДС с применением ЭСЧФ практически у всех субъектов микро-, малого и среднего бизнеса база по ПУД и данные, полученные с портала ЭСЧФ, были совершенно разные. Поэтому руководителям организаций пришлось дополнительно привлекать бухгалтеров и программистов или составлять ТЗ для провайдеров, чтобы найти расхождения в данных бухгалтерского и налогового учета электронного НДС, даже если речь шла об округлении на 1 коп. (!) Однако не все субъекты хозяйствования сегодня готовы к немалым расходам на услуги ИТ-специалистов.
Надо отметить, что в этой ситуации в Беларуси не нашлось поставщика интернет-услуг, готового предложить массовый бюджетный проект ИТ-услуг для комплексного обслуживания бухучета, налогообложения и финансов. Все предложения для потребителей остались в прежнем ценовом сегменте, когда условия ведения бизнеса не требовали применения лицензионного продукта, т.е. постоянной поддержки и обновления бухгалтерских программ.
Например, один из крупных отечественных провайдеров (при проведении деноминации 1 июля 2016 г.), чтобы не потерять клиентов (а не расширять портфель заказов за счет предоставления более низких цен на услуги), просто выстроил всех в очередь до конца года. В результате многие организации были вынуждены вести учет за счет самоотверженного труда бухгалтеров, которые пользовались проверенным способом сверки данных, вручную перебирая каждый документ в электронной бухгалтерской программе и сравнивая с бумажными носителями. Затем проводили камеральный контроль, который тоже не сходился с данными портала ЭСЧФ.
В стране проводятся многочисленные семинары на платной основе, на которых бухгалтеры узнают, как правильно понимать сведения о товарных операциях, осуществляемых и полученных услугах при оформлении ЭСЧФ на портале, что следует исправить в его работе и учесть при камеральном контроле. Но чтобы ничего не упустить, их нужно посещать регулярно, а это отвлекает от основной работы прежде всего главного бухгалтера малого бизнеса.
Никто не спорит, налоги должны быть исчислены правильно и без ошибок. В случае нарушения правил и сроков введения на портал ЭСЧФ субъекты хозяйствования могут подвергнуться штрафным санкциям.
ЭСЧФ - новая реальность
Применение ЭСЧФ с 01.07.2016 г. регламентировано НК Беларуси. Однако за прошедшее время выяснилось, что новый продукт требует тестирования и доработки. Потому что на момент законодательного закрепления действия портала по ЭСЧФ не были собраны тестовые типовые ситуации, сложившиеся на практике при обработке в ручном режиме исчисления НДС к уплате в бюджет.
Раздел НК в части НДС был перенесен в электронную среду без уточнения ее возможностей по упрощению учета. Поэтому после апробирования портала с ЭСЧФ многие нормы НК налоговые органы трактуют с оговорками и уточнениями в пользу плательщика.
Применение ЭСЧФ - новая реальность, с которой теперь придется работать всем организациям, вникая в нюансы их применения.
Согласно подп. 2.12. п. 2 ст. 93 НК выставлять ЭСЧФ обязаны все субъекты бизнеса, включая ИП. Даже если по размерам бизнеса вы относитесь к категории «Микро» и не являетесь плательщиком НДС, то при сдаче в аренду имущества должны перевыставлять ЭСЧФ за коммунальные платежи в части полученных по ПУД от снабжающих организаций (воды, электроэнергии и тепла) в сроки, указанные в ч. 3 п. 5 ст. 106-1 НК.
Выход все же есть
ОО «БСП» разработал пакет предложений по совершенствованию налоговой системы.
- Следует отменить право местных Советов применять повышающие коэффициенты по следующим налогам: на недвижимость и земельный, что может привести к увеличению поступлений в бюджет косвенных налогов.
- Расширить применение упрощенной системы налогообложения (УСН) для микро- и малого бизнеса, без уплаты НДС до российского уровня (с 1 января 2018 г. - 150 млн росс. руб.).
- Отменить запрет на применение УСН субъектам хозяйствования, в уставном фонде которых более 25% составляют доли юридических лиц.
- Упростить документальное оформление (при наличии только документов об оплате) закупки стоимостью до 1 тыс. евро партий товаров, комплектующих и сырья в странах ЕАЭС за наличный расчет.
- Вернуть вариант определения выручки «по оплате» при общей системе налогообложения, так как сегодня многих руководителей волнует проблема дебиторской задолженности. Особенно когда наступает период уплаты налогов за отгруженную продукцию, оплата за которую еще не поступила. Затем - штрафные санкции, приостановление движения средств по счетам, невыполнение обязательств перед партнерами, а там и недалеко до банкротства...
- Необходимо создать в стране стабильную среду для привлечения в бизнес молодых и амбициозных предпринимателей. Но для этого регулятор должен создать нормальные условия, а не как, например, при переходе на ЭСЧФ по сложной и громоздкой системе с преобладанием тотального контроля даже там, где это экономически нецелесообразно.
- Следует упростить и усовершенствовать автоматизированную информационную систему (учет счетов фактур) в расчете на добросовестного налогоплательщика. И сделать это придется по результатам нынешнего отчетного года. А со штрафами, видимо, придется повременить, пополнять бюджет нужно за счет увеличения выручки, а не «искусственно» завышенной налоговой базы.
Дина СТАРОВОЙТОВА, директор ООО «АЭК», председатель Совета по бухгалтерскому учету и аудиту ОО «БСП»