Министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Леонид ЗАЯЦ в интервью журналу «Директор» рассказал о системе государственной поддержки аграрного сектора и о первых результатах работы по повышению эффективности сельскохозяйственного производства в стране.
- Леонид Константинович, как вы оцениваете общую ситуацию в сельскохозяйственной отрасли? Какие достижения белорусских аграриев за последние годы можно упомянуть как наиболее значимые?
- К 1995 г. нашим АПК были потеряны многие достигнутые в рамках СССР позиции. Например, в 1990-1991 гг. в расчете на душу населения наша республика производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция и Великобритания. Зерна - на треть больше, чем страны Европейского союза. По картофелю и льноволокну Беларуси вообще принадлежало мировое первенство. А затем уровень производства сельскохозяйственной продукции в стране существенно снизился. В 2001 г. он составлял лишь около 50% по сравнению с 1991 г. Примерно в такой же пропорции сократился общий производственный потенциал аграрного комплекса. Изношенность технических средств на тот момент превышала 70%.
Однако благодаря поддержке Президента и Правительства Республики Беларусь за достаточно короткий период нам удалось не только восстановить аграрный сектор, но и стать самодостаточной в продовольственном отношении и экспортоориентированной страной. В рамках Государственных программ были осуществлены крупномасштабные мероприятия по модернизации материально-технической базы аграрной отрасли и перерабатывающей промышленности, укрупнению производства на основе кооперации и интеграции. Проведена огромная работа по социальному развитию сельских территорий и повышению благосостояния сельских жителей. А о наших агрогородках знают далеко за пределами республики.
В результате сегодня объемы производства сельскохозяйственной продукции на душу населения в Республике Беларусь соответствуют уровню развитых стран, а по многим позициям превышают показатели, достигнутые в государствах-участниках Евразийского экономического союза. В 2016 г. положительная динамика производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составила 103,3% к 2015 г. На душу населения произведено 785 кг зерна, скота и птицы (в убойном весе) - 123, молока - 752 кг, яиц - 386 шт. За последние пять лет производство мяса увеличилось на 13%, молока - на 9%, овощей - на 3%.
- Насколько конкурентоспособна белорусская сельскохозяйственная продукция на рынках ЕАЭС и других стран?
- За 2016 г. экспорт сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составил 4,2 млрд. долл. и увеличился в 3 раза по сравнению с 2005 г., а удельный вес продукции АПК в общем объеме белорусского товарного экспорта достиг 17,7%. При этом основными экспортными агропродовольственными товарами республики являются мясомолочные продукты. Их доля в общем объеме экспорта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания составляет около 65%. Всего в 2016 г. было экспортировано молока и молокопродуктов на сумму 1821,6 млн. долл., что в 3,7 раза юольше, чем в 2005 г. Мяса и мясопродуктов на внешние рынки было поставлено на сумму 812,1 млн. долл., что в 2,8 раза превышает объемы экспорта в 2005 г. Особых успехов достигли производители мяса птицы - их экспорт в 2016 г. достиг 145,9 тыс. т и увеличился по сравнению с 2005 г. в 13,9 раза!
Сегодня Республика Беларусь входит в число 20 стран - мировых лидеров по экспорту мяса и в пятерку крупнейших мировых экспортеров молочной продукции. Причем по сливочному маслу и сухой молочной сыворотке мы занимаем третью строчку мирового рейтинга, по сырам - четвертую, по сухому обезжиренному молоку - пятую. География поставок отечественной сельскохозяйственной продукции и продуктов питания представлена более чем 80 странами мира, в том числе молочной - 33 странами, мясной - 20. Основными для белорусских экспортеров являются рынки стран СНГ, а также Азии, которые ежегодно увеличивают ввоз практически всех видов молочной продукции. Увеличиваются поставки в страны Европейского союза, Америки и Африки.
Необходимо отметить, что наращивание физических объемов экспорта мясомолочной продукции достигнуто, прежде всего, благодаря реализации республиканских и отраслевых программ, в ходе которых была проведена модернизация и техническое переоснащение молоко- и мясоперерабатывающих предприятий. Повышению конкурентоспособности отечественной молочной продукции также способствует тенденция укрупнения и концентрации производства, организационной перестройки отрасли по принципу формирования крупных молочных холдингов.
- Тема государственной поддержки сельского хозяйства в нашей стране часто становится предметом дискуссий. Можете ли вы внести ясность: какие объемы финансирования выделялись государством на поддержку отрасли в последние годы, в какой форме и на какие цели?
- С 2016 г. поддержка АПК осуществляется в рамках Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. По предварительной оценке, объем бюджетных средств, предоставленных в 2017 г. на развитие АПК, составит около 1,6 млрд. руб., при этом практически половина этой суммы - средства республиканского бюджета. Около трети общего объема поддержки будет направлено на компенсацию потерь банков при выдаче льготных кредитов субъектам АПК, что связано с высокими процентными ставками на кредитном рынке.
Порядка 80% средств, выделяемых отрасли из республиканского бюджета, планируется направить на финансирование общегосударственных мероприятий, к которым относятся, в том числе: компенсация потерь банков, расходы на уплату страховых взносов, противоэпизоотические мероприятия, реализация в НАН Республики Беларусь пилотных инновационных объектов по разработке новейших перспективных технологий, машин и оборудования для АПК. Остальные средства будут израсходованы на реализацию подпрограмм Государственной программы развития аграрного бизнеса. Всего в 2017 г. за счет средств республиканского бюджета предусмотрено около 38 направлений финансирования.
В структуре расходов местных бюджетов в текущем году порядка 24% составят субсидии на молоко, КРС, гречиху, тресту льна-долгунца в виде надбавок на единицу реализованной или направленной в переработку продукции, по 6% - компенсация потерь банкам и субсидирование текущей деятельности (закупка ГСМ, семян, средств защиты растений). Помимо этого аграриям оказываются и косвенные меры поддержки в виде предоставления гарантий исполнения обязательств, налоговых льгот, отсрочки и рассрочки по платежам в бюджет. Что касается более ранних периодов, то в 2015 г. на развитие АПК было выделено около 1,8 млрд. руб., в 2016 - 2 млрд. руб., при этом средства бюджета, направленные на компенсацию потерь банков, также составляли около трети общего объема расходов (37,4 и 32% соответственно).
Действительно, якобы чрезмерный объем поддержки аграрной отрасли порой становится темой дискуссий. Но давайте обратимся к опыту наших соседей! Например, в Европейском союзе уровень господдержки составляет около 300 евро (более 330 долл.) на 1 га сельхозугодий. У нас этот показатель в 2016 г. составил около 132 долл., и это с учетом расходов на компенсацию потерь банков (такая мера поддержки для стран ЕС нехарактерна)! Без такой компенсации объем господдержки на 1 га в республике составил всего 89,5 долл. А в 2017 г., по предварительной оценке, он будет еще меньше - 108 долл. (72 долл. без компенсации потерь банкам).
- На протяжении ряда последних лет серьезной проблемой отрасли был рост числа убыточных хозяйств. Удалось ли решить эту проблему и как? Какова сегодня доля убыточных агропредприятий в республике?
- Нужно отметить, что результаты работы сельскохозяйственных организаций улучшились уже в первый год реализации Государственной программы развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг. Рост выручки от реализации продукции за 2016 г. составил 107,5% к 2015 г., а рентабельность продаж сложилась на уровне 2,2% против 0,6% за 2015 г. Получено 239,6 млн. руб. чистой прибыли при убытках в 2015 г. на сумму 89,6 млн. руб.
Мероприятия по финансовому оздоровлению и реформированию неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций осуществлялись в соответствии с Указами главы государства №348 от 17 июля 2014 г. «О мерах по повышению эффективности работы организаций агропромышленного комплекса», №253 от 4 июля 2016 г. «О мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций», и №268 от 14 июля 2016 г. «О создании и деятельности открытого акционерного общества «Агентство по управлению активами».
В результате этой работы количество убыточных сельскохозяйственных организаций сократилось в 1,3 раза. Убыток был получен в 376 организациях против 488 в 2015 г. Удельный вес убыточных хозяйств в общем числе организаций АПК сократился до 26,5% (в 2015 г. - 34,4%). Положительная тенденция сохранилась и в январе-апреле 2017 г. - число убыточных хозяйств за этот период уменьшилось на 117 - до 232 организации. Их удельный вес - 16,5% против 24,9% за январь-апрель 2016 г.
- Не можем обойти стороной тему масштабного совместного проекта с китайскими инвесторами: расскажите подробнее - какие производства они намерены создавать на территории Беларуси и как этот проект позволит увеличить экспорт белорусской продукции?
- В рамках визита государственной делегации Республики Беларусь в Китай 14 мая т.г. подписан Протокол о намерениях между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и китайскими компаниями Хinrongji Holding Group и DRex Food Group Co.Ltd, которым определены основные направления сотрудничества: в области совместных сельскохозяйственных проектов; в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией; в выставочной деятельности; в реализации проекта в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень».
Общая сумма инвестиций китайских компаний - 1 млрд. долл. Планируется зарегистрировать в Республике Беларусь совместное предприятие, которое будет осуществлять деятельность по экспорту белорусских сельскохозяйственных товаров на китайский рынок в объеме не менее 10 млн. долл. в месяц.
Для расширения ассортимента продукции, поставляемой в Поднебесную, китайская сторона готова рассмотреть предложение беларусов реализации за счет китайских инвестиций ряда проектов. Например, строительства убойного и колбасного цехов в ОАО «Оршанский мясоконсервный комбинат» с целью последующей реализации в Китай мясной продукции и детского питания; техпереворужения ОАО «Здравушка-милк» для выпуска молочной продукции с длительным сроком хранения и др. Кроме того, китайские компании имеют намерения создать в индустриальном парке «Великий камень» предприятие по выпуску нового вида упаковки на основе полилактида, который должен заменить пластиковую и полиэтиленовую упаковку. Сырьем для этого являются картофель и кукуруза, которые будут поставляться белорусскими производителями.
- Расскажите о ходе и основных итогах реализации государственных программ в аграрном секторе: какие программы сейчас реализуются, насколько успешно и какие цели при этом ставятся?
- В текущей пятилетке развитие агропромышленного комплекса осуществляется в соответствии с Государственной программой развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 марта 2016 г. №196. В ней определены экономически целесообразные объемы производства сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребностей внутреннего рынка и эффективного экспорта, а также меры по стабилизации финансового положения в отрасли.
В рамках Государственной программы осуществляется выполнение 11 подпрограмм, предусматривающих развитие производства и реализации растениеводческой и животноводческой продукции, а также селекции и семеноводства, племенного дела в животноводстве. Запланирована поддержка малых форм хозяйствования, техническая и технологическая модернизация, развитие мелиорации сельскохозяйственных земель. В результате к концу 2020 г. планируется повысить урожайность зерновых культур и увеличить производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий на 9,3% по сравнению с 2015 г. Рост сельскохозяйственной продукции будет обеспечен за счет производства к 2020 г.: зерна - не менее 10 млн т, сахарной свеклы - 4,9 млн т, картофеля - 5,6 млн т, овощей - 1,6 млн т, плодов и ягод - 510 тыс. т, льноволокна - 55 тыс. т, рапса - 820 тыс. т. В животноводстве будет увеличен выпуск продукции в хозяйствах всех категорий на 18,3% к 2015 г. за счет: производства молока к 2020 г. - не менее 9200 тыс. т, яиц - 3914 млн шт., объемов производства (выращивания) свиней - 540 тыс. т, крупного рогатого скота - 720 тыс. т, птицы - 615 тыс. т.
Рост объемов производства позволит к 2020 г. полностью обеспечить потребности внутреннего рынка в основных видах плодоовощной, мясомолочной продукции, хлебобулочных и мукомольно-крупяных изделиях. Поставки сельскохозяйственной продукции и продовольствия на экспорт планируется увеличить до 7 млрд долл., что в 1,5 раза превысит объемы экспорта 2015 г. Можно добавить, что в 2016 г. в рамках реализации мероприятий Государственной программы освоено 34 091 млн руб. или 94,4% запланированного, и эффективность ее реализации признана высокой.
- Как вы оцениваете перспективы фермерства в нашей стране? По количеству фермерские хозяйства превосходят агропредприятия, но заметно уступают по вкладу в общий объем производимой продукции. Что сдерживает качественный рост фермерских хозяйств, оказывается ли им государственная поддержка?
- В настоящее время в составе агропромышленного комплекса Беларуси фермерские хозяйства являются самой массовой организационно-правовой формой. На 1 января 2017 г. в республике зарегистрировано 3066 крестьянских (фермерских) хозяйства. Из них сельскохозяйственную деятельность осуществляют 2 578 хозяйств (84 %), в землепользовании которых находится 194,5 тыс. га земельных угодий, в том числе 171,3 тыс. га сельскохозяйственных земель. Надо сказать, что фермерство является одним из динамично развивающихся сегментов аграрного сектора. В фермерских хозяйствах практически ежегодно обеспечивается прирост производства продукции, достигаются высокие показатели эффективности хозяйственной деятельности. Основным направлением их деятельности является растениеводство, на долю которого приходится более 80% производимой продукции. В 2016 г. фермерские хозяйства произвели более 2% продукции сельского хозяйства, в том числе зерна - 2%, плодов и ягод - 6,2, картофеля - 5,8, овощей - более 18, продукции животноводства - менее 1%.
Конечно, главным приоритетом государственной аграрной политики является сохранение и развитие крупного производства, но вместе с этим в стране обеспечиваются условия и для развития малых форм хозяйствования. В частности, за счет средств республиканского бюджета могут финансироваться работы по установлению границ земельных участков без проведения конкурсов. На конкурсной основе фермеры могут участвовать в таких мероприятиях, как строительство дорог, линий электропередачи, объектов водо- и газоснабжения, телефонной связи, а также мелиорации земель. Кроме того, они могут воспользоваться и косвенными мерами государственной поддержки по освобождению от налогов, сборов (пошлин), например, в части деятельности по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства в течение трех лет со дня их государственной регистрации. Также такие хозяйства имеют право работать по упрощенной системе налогообложения.
Константин КОРЖЕВИЧ