Международные автоперевозчики оказались в ситуации, когда традиционные технологии работы более не обеспечивают рост и сохранение конкурентных преимуществ. Поиск инновационных решений, способных дать толчок к развитию, становится главной и общей задачей операторов транспортного рынка.

Вячеслав МИЛЬЯНЕНКОРезультаты радуют, но есть проблемы…

На первый, поверхностный, взгляд, поводов для беспокойства у отечественных перевозчиков быть не должно. После 2-летнего падения экономических и финансовых показателей работа международного автотранспорта в 2016 г. стабилизировалась, наметился рост деловой активности, увеличился объем выполненной транспортной работы.

Согласно цифрам объем перевозок грузов, выполненных в прошлом году. белорусскими перевозчиками в международном сообщении (без учета двусторонних перевозок в страны ЕАЭС), вырос на 17% и составил 6,6 млн т, а их количество - на 14%.

Очень неплохо выглядят показатели работы с внешнеторговыми грузами республики. В условиях сохраняющегося дефицита «дозволов» (разрешений на осуществление международных перевозок грузов по территории иностранных государств) отечественные автотранспортные компании заметно нарастили работу в этом направлении. Укреплению тренда способствовали усилия Ассоциации «БАМАП»: за последние несколько лет ее эксперты провели около 170 встреч с белорусскими грузовладельцами и производителями, обсуждая условия привлечения «своих бортов» к перевозке экспортных и импортных грузов.

В итоге количество перевозок только экспортных грузов, выполненных отечественными организациями, за прошлый год увеличилось на 24%.

Фрахтовые ставки не росли, но интенсивная работа автомобилей позволила не только не снизить, но даже увеличить почти на 6% поступления от грузового автомобильного транспорта по экспорту услуг по сравнению с 2015 г. Объем экспорта услуг международного грузового автотранспорта достиг 902,6 млн долл.

Надо больше ездить?

Положительная динамика перевозок, как и в предыдущие годы, формируется преимущественно по принципу «хочешь заработать - больше езди». И белорусы ездят, используя любую возможность для увеличения оборачиваемости транспортных средств и сокращения порожних пробегов. Мобилизованы все имеющиеся внутренние ресурсы. Но надолго ли их хватит?

Стимулы для инноваций

Ответ на поставленный вопрос кроется уже в другой статистике - в данных о динамике обновления транспортными компаниями автопарков.

Автомобиль был и остается основным средством производства, позволяющим оказывать транспортные услуги. Современный тягач ценен тем, что, сосредоточивая в себе многочисленные передовые наработки конструкторской и инженерной мысли, позволяет оказывать транспортные услуги на высоком качественном уровне, помогает сокращать издержки, по-своему гарантирует безопасность доставки грузов и т.д.

Новые технологии способны в буквальном смысле перевернуть с ног на голову отношение руководителя транспортной компании к управлению происходящими процессами. На прошедшей в мае в Минске специализированной выставке «БАМАП-2017» тягачи практически всех представленных брендов были оснащены системами оценки стиля вождения. Иначе говоря, заглушает водитель двигатель - «электронный мозг» подводит итоги, выставляет баллы и тем самым формирует сводную карту сильных и слабых сторон профессионализма водителя. Вся информация доступна в онлайн-режиме. Так что руководителям и карты в руки!

Несколько слов об экологических стандартах. С применением все более современных технологий находят свое решение не только вопросы снижения количества выбросов в атмосферу продуктов сгорания, но и увеличения срока службы многих систем автомобиля и даже экономической эффективности работы.

На старом «колесе» далеко не уедешь…

Но инновации… кусаются. В последнее время существенно замедлились процессы обновления автопарков отечественных перевозчиков. За 3 последних года доля новых транспортных средств (до 3 лет с момента выпуска) сократилась втрое и составляет в общем парке порядка 13% (в 2013 г. - 42%). На автомобили экологического класса 6 и вовсе приходится лишь 2% всех грузовиков (против 15-17% в Прибалтике и Польше).

Будем объективны: иметь современный автомобиль недостаточно - важно обеспечить его работой, в которой и раскрываются заложенные в «железо» технологии. И здесь требуются инновации другого рода.

Стимулы для инноваций

В этом смысле весьма интересными представляются перспективы реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути». Только представьте: по данным исследовательских институтов, 65 стран, которые свяжет новый путь, охватывают около 30% мировой экономики. Понятно, на этом пути понадобятся своеобразные узловые платформы, где будет происходить необходимая обработка грузов. Такой платформой может стать индустриальный парк «Великий камень», который уже сегодня признан крупнейшим на территории ЕАЭС. Здесь создается и логистический субпарк, а в нем - складские помещения, контейнерные терминалы, крупнейший в республике выставочный комплекс и др. На его территории появится мультимодальный транспортно-технологический узел, в работе которого задействуют воздушный, железнодорожный и, конечно же, автомобильный транспорт.

Опора - на собственные силы

В ожидании реализации масштабных преобразований транспортного пространства так и напрашивается вопрос: а от белорусских перевозчиков что-то зависит? Зависит, и немало.

О дефиците «дозволов» мы уже упоминали. Если в двустороннем сообщении отечественные перевозчики практически не испытывают затруднений с ними, то ситуация с разрешениями «в/из третьих стран», использование которых обеспечивает наибольшую эффективность, оставляет желать лучшего. Поэтому перевозчики диверсифицируют работу, осваивают новые направления и маршруты.

За 4 последних года увеличилось присутствие наших транспортных компаний на направлениях перевозок в ряде стран Средней Азии и Кавказа, Юго-Восточной Европы.

По принципу «кросс-дока»

Уникальный опыт применения инновационных технологий перевозочной работы демонстрирует компания «Интертрансавто» (Минская область), которая специализируется на перевозке сборных грузов. Именно для их обработки в 2016 г. ввели в эксплуатацию склад временного хранения (СВХ), работающий по принципу «кросс-дока». В компактном терминале в один процесс объединены транспортное, складское и информационное обеспечение логистики. Здесь отсутствует стеллажная система хранения, но для кросс-докинга она и не нужна: склад предназначен не для хранения, а для оперативной перевалки грузов.

Схема работы склада утверждена Государственным таможенным комитетом пока в качестве эксперимента. Впрочем, уже сейчас таможенники говорят о готовности к более широкому применению технологии кросс-докинга перевозчиками с 2018 г. Тем более что это позволяют положения Таможенного кодекса ЕАЭС.

Как это работает? Грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем, на СВХ совершаются без пункта таможенного оформления и участия инспектора. Практически сразу после того, как собранные в Европе грузы направляются в сторону Беларуси, на СВХ выполняется их «виртуальная» консолидация: отдельные партии товаров от разных отправителей и нередко транспортируемые в разных автомобилях группируются для отправки со склада по определенным направлениям. И к тому моменту, когда груз поступает на белорусский пункт таможенного оформления, уже точно известны транспортное средство и маршрут его дальнейшего следования.

За счет перекомлектования снижается количество транспортных средств, доставляющих грузы со склада получателям в странах ЕАЭС. Так, если из Европы приходит в Беларусь в среднем до 30 автомобилей в неделю, то дальше следуют 24-25. Это сокращение, позволяющее оптимизировать затраты перевозчиков на транспортировку грузов, и есть «ядро» идеи.

Только вперед!

Подводя итог, отметим: сфера применения инноваций в транспорте довольно широка. Мы не рассказали о современных таможенных технологиях, но с течением времени возрастает роль «электронного компонента» для повышения скорости и эффективности доставки грузов. Международные автоперевозчики все активнее применяют управленческие и организационные технологии, способные оптимизировать работу и вывести ее на новый уровень эффективности... Возможности есть - важно видеть и понимать их суть, правильно и вовремя использовать. И двигаться вперед.

Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО