Мужская сорочка, которую мы чаще называем рубашкой, - непременный атрибут делового стиля, основа его основ. Удивительно, но при всей своей, казалось бы, незаметной базовой функции именно она, наравне с аксессуарами, способна задать тон, спасти или окончательно разрушить ваш образ.
Прежде чем рассказать о современных модных веяниях, которые испытывает традиционная офисная одежда, нелишне вспомнить историю - хотя бы для того, чтобы понять, что именно сорочка играла не последнюю роль. И не только в гардеробах.
«Своя рубашка ближе к телу», «отдать последнюю рубашку», «родиться в рубашке» - известные поговорки подтверждают, что наши предки придавали этому предмету гардероба символическое значение. Для христиан он была важным атрибутом крещения, становясь синонимом очищения духа. Славяне покрывали проймы, подол и горловину рубашки особыми обережными вышивками, превращая ее таким образом в мощную энергетическую защиту от дурного влияния.
Порой рубашка проявляла себя на политическом поле, становясь не просто одеждой - символом. Красная рубашка Джузеппе Гарибальди прочно вошла в моду во второй половине XIX в. - в поддержку национального героя Италии ее стали носить даже дамы прогрессивных взглядов (из «гарибальдийки» с отложным воротничком и довольно объемными рукавами с манжетами позже получилось то, что сегодня называют английской блузой. Кстати, она тоже прочно вошла в формальный гардероб работающей женщины).
Есть несколько версий, почему отряды гарибальдийцев стали носить именно красные рубахи, но в контексте моды более важно то, что случайно, почти хаотично получившаяся униформа стала неким жестом и заявлением (мода и политика пересекаются чаще, чем мы предполагаем).
Хочется сказать еще об одной мужской рубашке, которую запомнил весь мир.
Существует легенда, что Маяковский выиграл в карты в Монако у Максима Горького его любовницу, однако «забирать» выигрыш полностью не захотел, оставив себе только часть ее гардероба - ту самую «желтую кофту», в которой стал появляться на литературных тусовках и демонстрировать свою победу над главным пролетарским писателем - символом истеблишмента.
Так желтая сорочка стала вызовом и хулиганством - тем, что мы привыкли сегодня называть «вещью-заявлением», «вещью-манифестом».
Можно долго разбираться в хитросплетениях стиля и истории, однако вернемся к современным образам. Сегодня мужской деловой гардероб претерпевает трансформации в сторону большей свободы самовыражения, однако эти сдвиги не так заметны и слишком больших изменений, пожалуй, не увидим еще долго.
Вспомните скандальную рубашку ученого - главы миссии «Розетта»: расписанная женскими фигурами в корсетах, она вызвала шквал негодования, обвинения самого широкого спектра: от ненависти и сексизма до вульгарности и неумения одеваться сообразно случаю. Мэтта Тейлора многим было откровенно жаль, но, выбери он традиционную сорочку, его запомнили бы не как чудака в «дурацкой рубашке», а как человека, который совершил прорыв в области науки. Но момент безнадежно упущен - запусти он хоть три «Розетты».
Считается, что базовый гардероб делового мужчины должен состоять из 30-40 сорочек. Разумеется, это и классические модели, и модификации на их основе. Одна из самых интересных, на наш взгляд, - рубашка без отложного воротника, этакий гибрид на основе жилетки с рукавами. V-образный вырез предполагает отсутствие галстука, выглядит свежо и даже очень мужественно. Иногда вместо воротника-стойки по краю планки и горловины дизайнеры пускают контрастную полоску ткани - в итоге сорочка приобретает некий восточный флер. Такая модель считалась признаком casual-стиля, пригодного для отдыха и развлечений, и уже можно вводить этот фасон в ежедневный деловой гардероб (исключение - мероприятия с грифом повышенной официальности). Хороший ход - кастомизированная* рубашка со съемными воротниками, которую можно выполнить на заказ.
* Кастомизация - изготовление массовой продукции под конкретный заказ потребителя путем комплектации дополнительными элементами или принадлежностями.
Если все же выбираем модель с классическим отложным воротником, то избегаем клеевых, которые выглядят слишком жестко и могут натирать шею.
Главное и незыблемое требование - сорочка должна быть из натуральных материалов: это и престижно, и добротно, и позволяет комфортно чувствовать себя в любых погодных условиях. В сезоне весна-лето 2017 рубашки - преимущественно приталенного кроя, а что касается принтов, то клетка и полоска в топе решений: и модно, и соответствует правилам делового гардероба.
Некоторые дизайнеры предлагают альтернативу рубашке на пуговицах - молнии дополняют и классические, и повседневные модели. Главное правило - они должны быть качественными и гибкими, достаточно легкими, чтобы ткань не топорщилась.
Классические цвета - белый (остромодный!), серый и голубой всевозможных оттенков - в этом сезоне можно разбавлять популярными хаки и денимом, который освоили даже в традиционном итальянском бренде Ermenegildo Zegna.
Чтобы разбираться в современных веяниях, достаточно только наблюдать за одним брендом - Gant (как следим за поло именно у Ralph Lauren). Gant специализируется на пошиве мужских сорочек, которые полюбили в американской «Лиге плюща» (более консервативное сообщество и представить сложно). На этом примере интересно рассматривать малозаметные нюансы наподобие петельки на спине, треугольной складки сзади (для большей свободы кроя и, соответственно, комфорта) или пуговички для фиксации галстука. Именно в таких мелочах скрывается секрет дорогого в самом лучшем смысле делового стиля, где мерилом слова «дорого» является стремление к разумному комфорту в рамках формальной эстетики.
Ирина ЖУКОВА