fbpx

Деловое сообщество Беларуси направило в Администрацию Президента большой пакет предложений для подготовки итогового документа по созданию комфортной среды для развития бизнеса, в том числе по оптимизации контрольной деятельности в стране.

Подготовленный на их основе проект декрета Президента, по мнению бизнес-сообщества, позволит решить все проблемные вопросы и снять барьеры, мешающие развитию частного бизнеса. Также предложено создать в стране единый лицензирующий орган, для чего придется откорректировать действующий порядок в данной сфере.

Удастся ли на этот раз деловому сообществу вместе с заинтересованными чиновниками пролоббировать революционный для белорусских реалий документ, покажет время. Однако многие указали на риски для либерализации существующей бизнес-среды еще на этапе подготовки резонансного указа.

Предложения по улучшению деловой среды

БСПН: 184 предложения по улучшению деловой среды

«У предпринимателей появилась возможность устранить огромный ворох технических препятствий на пути развития бизнеса, тем более что глава государства распорядился привлечь к этому процессу представителей деловой общественности. Значение этой инициативы можно сравнить с директивой №4», - подчеркнула директор и сопредседатель правления БСПН имени профессора М.С. Кунявского Жанна Тарасевич на пресс-конференции, где обсуждались предложения рабочей группы по улучшению деловой среды в стране.

На начало марта союз получил более 200 предложений и замечаний от 68 коммерческих и других организаций. Большинство их прислали субъекты малого бизнеса: 66,2% от общего количества, среднего - 22,9% и крупные предприниматели - около 9%. При этом 50% компаний представляют торговлю, 22% - обрабатывающую промышленность и 12% - строительную сферу.

После анализа осталось 184 предложения, которые БСПН направил в Администрацию Президента: 35% касаются упрощения санитарных норм и правил, 20% - технических норм и регламентов. Значительная часть замечаний бизнеса связана с контрольной и надзорной деятельностью, в том числе с проведением внеплановых проверок и мониторинга.

В бизнес-союзе подсчитали, что для реализации предложений по усовершенствованию деловой среды в Беларуси необходимо пересмотреть более 90 нормативно-правовых актов: 8 законов и кодексов, декрет и 16 указов Президента, 15 постановлений Совмина, 32 постановления республиканских органов управления, 2 постановления главного государственного санитарного врача и т.д.

Минэкономики ждет перемен

«Финалом деятельности рабочей группы по стимулированию деловой активности в Беларуси должно стать радикальное сокращение нагрузки на бизнес», - подчеркнул на пресс-конференции директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц.

Сейчас ее можно разделить на три части: лицензирование, административные процедуры и технические регламенты. Минэкономики предлагает сохранить лицензии лишь в исключительных случаях. «Мы предложили максимально пересмотреть, проинвентаризировать все виды лицензирования и оставить только те, которые касаются защиты здоровья граждан, безопасности граждан и государства, - отметил директор департамента. - Но принимать решения сгоряча нельзя, все еще будет обсуждаться».

Подготовительная работа по сокращению нагрузки на бизнес поставлена главой государства в жесткие рамки и разделена на три этапа: сбор предложений от предпринимателей, обсуждение на уровне подгрупп в министерствах и подготовка итоговых предложений, которые направят для утверждения Президенту.

Директор департамента подчеркнул, что чиновники «понимают задачу радикального упрощения условий для развития бизнеса и с воодушевлением этим занимаются», но принципиально изменить деловую среду в стране госорганы смогут только при тесном сотрудничестве с бизнесом.

Предложения по улучшению деловой средыМАРТ шагает впереди…

Лидером по подготовке предложений, направленных на исключение из законодательства излишних требований к бизнесу и совершенствование контрольной деятельности, среди отраслевых министерств стало Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси.

В частности, предложено установить ставку налога при использовании упрощенной системы налогообложения на уровне 1%, ввести налоговые льготы для тех, кто занимается бизнесом на территории средних, малых городских поселений и в сельской местности. В министерстве считают, что субъектов хозяйствования, владеющих магазинами и павильонами торговой площадью до 100 кв. м, торговыми местами на рынках, объектами общепита с количеством мест до 50, а также оказывающих бытовые услуги, необходимо освободить от уплаты налогов на добавленную стоимость и прибыль; индивидуальных предпринимателей - от подоходного налога.

Проектом указа, подготовленного МАРТ, предусмотрены преференции - продажа госимущества по оценочной стоимости без проведения аукциона и рассрочка оплаты.

Удастся ли снять излишнее надзорное бремя?

Известно, что в рамках поручения Президента по оптимизации деловой среды готовится отдельный документ по внесению изменений в Указ №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Однако частный бизнес не надеется на скорое облегчение в плане проверок контролирующих структур. По крайней мере, спустя 3 месяца после принятия Президентом решения о формировании рабочей группы по созданию благоприятной деловой среды в стране практически ничего не изменилось.

«Да, может быть, какие-то мелкие проверки были остановлены, но контролирующие органы как занимались ими, так и занимаются. В ответ на замечания они ссылаются на существующую законодательную базу. Так что если аппарат, созданный для контрольной деятельности, продолжает функционировать, то ожидать серьезной корректировки правил игры вряд ли стоит», - заявил почетный председатель БСПН Георгий Бадей. При этом подчеркнул, что не против контроля как такового, - «контроль по безопасности, санитарный контроль должны быть в пределах разумного».

БСПН указал еще на одну проблему - так называемые мониторинги, которые фактически являются скрытыми проверками. «Сегодня мониторинг зачастую превращается в проверку, потому что вместо рекомендаций руководителям выписывается предписание. Предлагаем, чтобы при проведении мониторинга был четкий чек-лист, т.е. перечень интересующих вопросов, без которого проверяющие и шага не должны сделать на территории предприятия», - подчеркнула Ж.Тарасевич.

Представители бизнеса, участвующие в конференции, отметили, что КГК в любом случае будет заниматься такими проверками. Как говорится, если на стене висит ружье, то оно должно выстрелить…

П.Арушаньянц оптимистично заметил, что в перспективе в Беларуси сократится количество требований к бизнесу и, соответственно, поводов для проверок, а значит, уменьшится и штат надзорных ведомств. «Если правил, обязательных для выполнения, становится на порядок меньше - мы именно такой результат ждем, то и количество нарушений сократится. То, что идет сокращение госаппарата - не секрет, так что оно коснется и тех, кто занимается контрольной деятельностью», - отметил П.Арушаньянц.

Как совместить несовместимое?

В ходе обсуждения предложений БСПН по улучшению бизнес-климата в стране возник закономерный вопрос: как администрировать все предложения, если для их реализации потребуется принять более 90 нормативно-правовых актов? По словам П.Арушаньянца, это не станет проблемой: «Минэкономики с учетом предложений бизнеса подготовило проекты 2 правовых актов главы государства. Первый касается лицензирования - речь идет о внесении изменений в указ №450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Второй проект - по административным процедурам. На выходе оба документа вполне можно объединить», - сказал директор департамента.

По мнению Г.Бадея, внести одним документом изменения в сотню других нормативных актов - очень сложная юридическая задача.

Многие иллюзии представителей делового сообщества развеяло выступление сопредеседателя БСПН Льва Карпача: «Боюсь, что проводимая бизнесом работа не успевает за жизнью. На этапе, когда идет разработка прогрессивных предложений по усовершенствованию деловой среды в Беларуси, прозвучали новые заявления главы государства: о необходимости трудоустроить всех безработных, добиться зарплаты в 500 долл. и т.д. Непонятно, как совместить их с предложениями делового сообщества?» - задал риторический вопрос представитель бизнес-союза.

Татьяна МАНЕНОК