Продвижение новых технологий в широкую строительную практику требует внесения корректив не только в проектно-сметную документацию, но и разработки стратегий информационного обеспечений инноваций - с прицелом на руководителей инвестиционных и проектных организаций, ответственных за принятие решений. 

Василий БАСЕВИЧ

Василий БАСЕВИЧ, директор ОАО «Спецжелезобетон»

ОАО «Спецжелезобетон» столкнулось с парадоксальной ситуацией, когда флагманские продукты предприятия, напорные и безнапорные трубы, в том числе с полимерной защитой внутреннего диаметра, в проектно-сметной документации по непонятным причинам заменяют более дорогими импортными изделиями из пластика.

- Эта дискуссия давно вышла за стены специализированных научных конференций - сегодня в спор включились практики. Но с большим сожалением отмечаю, что высокая маркетинговая активность импортеров в определенные моменты откровенно заглушает и подменяет собой грамотный инженерный и экономический анализ. Допустимо ли это для спора об инженерных сетях, конструкциях со сроком службы 40-60 лет? Речь идет о подземных коммуникациях, которые должны пережить не только срок окупаемости объекта, но и смену нескольких технологических поколений, выдержать поступательное ужесточение экологического законодательства в режиме беспроблемной эксплуатации.

Включение полимерной вставки в тело железобетонной трубы сделало ее абсолютным функциональным аналогом конструкций из чистого пластика в плане противодействия агрессивным средам (фекальные и промышленные стоки) - по показателям коррозионной стойкости, долговечности. Плюс к этому есть инженерные системы, например, стоки ливневых вод, где дополнительная защита рабочего диаметра - избыточна и экономически не оправданна.

Исходя из этих соображений, пластиковые трубы, изначально запроектированные при возведении автомобильного завода БелДЖИ, по просьбе китайской компании Citic Construction и при нашем активном участии заменили железобетонными. Также из пластика частично собирались проложить инженерные сети нового завода ОАО «Белгипс» (входит в российскую корпорацию «Волма») в Гатово под Минском. На объекте «Сервисная зона пункта пропуска «Каменный Лог» для создания системы ливневой канализации планировали использовать трубы из полиэтилена российского ОАО «Климовский трубный завод», но впоследствии предпочли железобетонные трубы нашего завода.

ОАО «Спецжелезобетон»

К сожалению, речь идет не об отдельных ошибках проектировщиков, а об устойчивой негативной тенденции. Самым свежим примером стала стройплощадка Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», где пришлось заново монтировать участок инженерных сетей. Оказалось, что пластик весьма непредсказуемо ведет себя в неустойчивых болотистых, насыщенных влагой грунтах. Проще говоря, конструкция из легкого материала начинает «всплывать», нарушается ее геометрия, что затрудняет естественный сток жидкостей.

- Василий Павлович, для продолжения дальнейшей дискуссии просим обозначить конструктивное поле для профессионального спора. Очевидно, что конкуренция ведется сразу на двух уровнях: между различными технологическими системами (пластик и комбинация железобетон + пластик), а также между широким кругом производителей, в том числе зарубежных.

- При аналогичных функциональных характеристиках - долговечность, устойчивость к воздействию агрессивных сред, механическая прочность, экологичность при утилизации и т.д. - самым прозрачным критерием оценки является цена.

Так, например, расчетная стоимость пластиковых труб марки «КОРСИС» с доставкой от транспортной проходной «Климовского трубного завода» на площадку в пункте пропуска «Каменный Лог» составляет с НДС 509,37 руб. за погонный метр. А изделия компании «Спецжелезобетон» по ТБ 100.25-2 и ТБ 100.25-1 до 3 раз дешевле в зависимости от выбора автомобильного или железнодорожного способа транспортировки.

Но дело даже не в этом. Воздержусь от обширных экскурсов в популярное бетоноведение, сообщу только главную информацию, которую должны усвоить специалисты управлений капитального строительства, службы заказчика и инвесторы: себестоимость производства железобетонной трубы возрастает строго пропорционально диаметру. Другими словами, если требуется увеличить диаметр сливного коллектора с 1 м до максимальной величины 2,4 м, то и количество исходных материалов в виде щебня, бетона, арматурной проволоки, пластификаторов и энергоносителей возрастает в сопоставимой пропорции. При этом конструкция не теряет природной жесткости.

Спецжелезобетон

Пропорции роста себестоимости пластиковых трубных конструкций совершенно другие. При увеличении диаметра до 2,4 м расход материала, необходимого для обеспечения аналогичной механической прочности, вызывает рост конечной цены в 2-7 раз.

Инвестору следует самым внимательным образом отнестись к этим расчетам, если, разумеется, речь не идет об обеспечении экологической безопасности химических производств - у каждого материала должна быть своя эксплуатационная ниша.

- Полимерная вставка в железобетонные трубы - своего рода технологический компромисс или попытка расширить сферу применения изделий?

- Безусловно, мы просчитали маркетинговые перспективы вывода на рынок нового продукта еще в начале текущего десятилетия. Предвижу вопрос, насколько это было вызвано настоятельной потребностью внутреннего рынка? Нет, мы самостоятельно перекраиваем сбытовую карту Беларуси под собственные инновации.

Участие в научно-практических конференциях и выставках, международных тендерах, прямые обращения в Минстройархитектуры - перечень предпринятых действий по продвижению своей продукции можно продолжить. В инертном состоянии местный рынок, включая рынок идей для проектных организаций, неизбежно скатывается к восприятию исключительно импортированных технологий. Благо они преподносятся в виде готовых решений.

- Появился даже специальный термин «технологическое лобби», которое создается в ходе презентаций, активного трансферта технической документации. Как правило, этим занимаются сети иностранной дистрибуции.

-  Хороший термин «технологическое лобби», но его приходится наполнять не маркетинговым, а реальным производственным содержанием. К примеру, очень интересно послушать отчет лоббиста, который организовал бы доставку железобетонных конструкций из Микашевичей Северным морским путем с помощью ледоколов на российскую военную базу в Северном Ледовитом океане (остров Котельный, архипелаг Новосибирские острова). Второй полюс доставки - строительство аэропорта в Кишиневе. Данный проект интересен тем, что документальное подтверждение европейской состоятельности трубной продукции при финансировании ЕС подразумевает и соответствующую экспертную оценку.

ОАО Спецжелезобетон

- Василий Павлович, существует довольно жесткий регистр в виде экономически обоснованного плеча поставки. Для кластера ЖБК Беларуси - это Центральный и Северо-Западный округа РФ, но откуда взялся Северный Ледовитый океан?

- Инженерная, интеллектуальная составляющая в себестоимости наших изделий на порядок превышает стоимость исходных материалов - это следует включать в расшифровку другого популярного термина «доля отечественного труда». Фактически мы экспортируем не набор металла и ископаемых ресурсов, а предлагаем белорусские инженерные решения, эффективность которых ломают расстояния и сохраняют конкурентоспособность даже на фоне тарифной политики РЖД и БелЖД. Это как раз тот счастливый случай, когда белорусские менеджеры и инженеры, не выходя из своих кабинетов и производственных участков, взломали арктический лед в интересах акционеров и бюджета страны.

С другой стороны, «Спецжелезобетон» остается уникальным предприятием только для Беларуси. В России у нас немало конкурентов, которые исповедуют аналогичные принципы развития производства. К примеру, для участия в тендере в Ростове нам пришлось доставить натурные образцы своих изделий. Где-то тендеры требуют лишь документальных свидетельств, где-то достаточно авторитета марки и пакета сертификатов. Больше удручают конкурсные и аттестационные жюри в Минске, но эту тему сегодня мы не затрагиваем…

Коренной вопрос внешнеэкономической политики: аукционный шаг снижения либо повышение тендерной цены? Россияне нередко оперируют диапазоном до 10-20%, мы - в пределах 2-3 процентных пунктов. Но при внутренних ценах на энергоносители и действующем налоговом режиме даже нулевая рентабельность экспорта зачисляется в актив…

- Насколько выгодно для ваших земляков соседство с оператором международного рынка ЖБИ?

- По наполнению бюджета Лунинецкого района или Брестской области мы несравнимы с РУП «Гранит», но в плане развивающейся потребительской линейки в виде тротуарной плитки или бордюрного камня остаемся абсолютными лидерами в регионе как по цене, так и по качественному ассортименту. Коммерческие интересы за Полярным кругом и в Евросоюзе не мешают нам, к примеру, открыть для земляков терминал для расчета за мелкоштучные элементы, организовать интернет-торговлю с доставкой. Логистика по сравнению с основным производством - другая, но подход к клиенту - столь же ответственный.