Ситуация в отечественной экономике еще далека от катастрофической, но затягивание с реформами может привести к плачевным последствиям. В этом Беларуси наверняка будет полезен опыт преобразований в Польше и других странах ЦВЕ, естественно, с учетом определенных различий и национальных особенностей.
Ситуация в Беларуси коренным образом отличается от той, что была 25 лет назад в посткоммунистических странах. В отличие, например, от польских реформ в конце 1980-х гг. наша страна не рискует скатиться в «шоковый» коридор структурных изменений. Поэтому у нас можно вести речь о комплексной трансформации в экономике и финансовой сфере. Однако распространенное мнение о болезненности рыночных преобразований в соседних странах стало для многих белорусов своеобразным психологическим ограничителем. Хотя Польша в результате реформ как раз выиграла, несмотря на то, что макроэкономический кризис в стране тогда был намного глубже и острее, чем сегодня в Беларуси.
Наша страна прошла определенный путь обновления экономики. Но этого уже недостаточно, и мы регулярно испытываем проблемы, связанные с региональными и мировыми кризисами. Причем Беларусь от внешних шоков страдает намного больше, чем соседние государства ЦВЕ. От последствий кризиса 2014 г. Беларусь не может оправиться в течение трех последних лет. А значит, цена реформ для нее в таких условиях растет.
По сути, выбор у нас крайне ограниченный: либо быстрые реформы, либо затяжная стагнация до очередного, возможно, более глубокого кризиса. Но проведение экономических преобразований в таких условиях может обойтись дороже самого кризиса.
Полезный опыт Польши
Началом польских реформ стал принятый в 1988 г. «закон Вильчека». Инициированный министром промышленности ПНР М.Вильчеком закон официально разрешил польским гражданам заниматься бизнесом. Экономические трансформации продолжились при демократическом правительстве, а затем началась эпоха «шоковой терапии» Л.Бальцеровича.
Принципиальным решением польского реформатора Бальцеровича стал отказ от поддержки убыточных предприятий, которые начали массово закрываться. В результате из страны уехало до 2 млн жителей. Однако негативный эффект постепенно сгладился: за 20 лет в Польше открылись новые компании, производящие аналогичную продукцию, но уже другого качества.
Наиболее болезненными были преобразования в финансовой сфере - пришлось преодолеть путь от трехзначной инфляции до 25 млрд евро инвестиций в год. Результаты польской денежной реформы впечатляют. Напомним, инфляция в 1989 г. превышала 300%! В стране была тотальная долларизация, а сегодня польский злотый входит в пятерку самых стабильных валют мира. Одним из гарантов этого стала приватизированная банковская система. Видимо, поэтому Польша не спешит вводить евро на фоне национальных монетарных успехов.
В стране доминировали серьезные опасения в отношении иностранных инвесторов, которые «все скупят по дешевке». Но в реальности рисковала не страна, а те, кто вложил свои деньги в польскую экономику. Сейчас инвестиции для Польши - не самоцель, поскольку местный бизнес сам начинает выходить с национальным капиталом на зарубежные рынки.
Фундаментом финансовых и экономических трансформаций для Польши стали европейский выбор и децентрализация, а ее членство в ЕС (емкий и конкурентный рынок) послужило гарантией высокого качества национальной продукции.
Успешными оказались реформы и в сельском хозяйстве. Ключевой нормой стала частная собственность на землю. После модернизации дорог и инфраструктуры в сельской местности наметилась положительная демография.
Рецепт польских реформ - весьма непрост. После 25-летних преобразований стране предстоит еще много сделать для перехода к эффективной рыночной экономике. Польша пока отстает от Чехии, Словакии, Эстонии и других европейских стран по уровню ВВП на душу населения.
Как избежать «шокового» Рубикона?
Каждое государство проходит в развитии свой особый путь, который невозможно слепо повторить и растиражировать. Не является исключением в этом плане и Беларусь, где пока не созданы достаточные условия и база для проведения радикальных преобразований, быстрой и шоковой трансформации. Тем более что сегодня в нашей стране явно не самый удачный момент для реформ. Экономика переживает спад, но главная проблема - отсутствие финансовой «подушки безопасности». Поэтому велик риск скатиться на обочину затяжных болезненных структурных реформ, причем при отсутствии внешних гарантов. В Польше, например, существенными стимулами реформ стали списание внешних долгов и дотации со стороны ЕС.
Внешние условия для Беларуси тоже не самые благоприятные. Европейская экономика растет медленно, кризис продолжается (табл. 1). Структурные реформы в странах ЦВЕ (Польше, Словакии, Венгрии и Чехии) на благоприятном фоне вступления в ЕС и в условиях экономического роста Европы. Поэтому там удалось быстро наладить собственное производство и успешно выйти на европейский рынок. Но, с другой стороны, нынешняя ситуация в Беларуси в чем-то значительно лучше, чем в странах ЦВЕ на этапе реформ. Относительно высокая инфляция (в 2016 г. - 11,8%) не выходит из-под контроля, обменный курс колеблется в рамках заданного коридора. В условиях угрозы гиперинфляции в 1990-х гг. Польше пришлось намного сложнее и тяжелее.
Динамика внешней торговля товарами Беларуси, 2016 г., млн долл. в текущих ценах
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2016 г. к 2015 г., % |
Внешняя торговля товарами | |||
Оборот | 56 951,9 | 50 985,2 | 89,5 |
Экспорт | 26 660,4 | 23 415,5 | 87,8 |
Импорт | 30 291,5 | 27 569,7 | 91,0 |
Сальдо | -3 631,1 | -4 154,2 | |
Страны СНГ | |||
Оборот | 32 419,0 | 31 055,6 | 95,8 |
Экспорт | 14 076,2 | 14 521,0 | 103,2 |
Импорт | 18 342,8 | 16 534,6 | 90,1 |
Сальдо | -4 266,6 | -2 013,6 | |
ЕАЭС | |||
Оборот | 28 210,9 | 26 618,7 | 94,4 |
Экспорт | 11 006,7 | 11 253,2 | 102,2 |
Импорт | 17 204,2 | 15 365,5 | 89,3 |
Сальдо | -6 197,5 | -4 112,3 | |
Россия | |||
Оборот | 27 541,6 | 26 114,2 | 94,8 |
Экспорт | 10 398,4 | 10 818,8 | 104,0 |
Импорт | 17 143,2 | 15 295,4 | 89,2 |
Сальдо | -6 744,8 | -4 476,6 | |
Страны вне СНГ | |||
Оборот | 24 532,9 | 19 929,6 | 81,2 |
Экспорт | 12 584,2 | 8 894,5 | 70,7 |
Импорт | 11 948,7 | 11 035,1 | 92,4 |
Сальдо | 635,5 | -2 140,6 | |
Страны ЕС | |||
Оборот | 14 382,5 | 11 175,7 | 77,7 |
Экспорт | 8 549,0 | 5 671,7 | 66,3 |
Импорт | 5 833,5 | 5 504,0 | 94,4 |
Сальдо | 2 715,5 | 167,7 |
Источник: Белстат, февраль 2017 г.
Реформы в Беларуси должны ориентироваться на формирование рыночных отношений, так как ее экономика многое унаследовала из советской эпохи. Отечественные экономическая и финансовая модели образца последнего 20-летия не способны существовать в нынешней парадигме. Беларусь практически не проводила реформ и ее основными недостатками являются непривлекательность для иностранных инвесторов и низкий уровень конкурентоспособности на внешних рынках.
Приоритеты преобразований
В Беларуси необходимы реформы не только в экономической и финансовой сферах, но и в других критических областях (пенсионная, административная, страховая, судебная, медицинская и т.д.). Первый этап реформ власти связывают с приватизацией предприятий. Однако, как показывает польский опыт, главными приоритетами должны стать финансовая, монетарная и банковская реформы. Необходимо запустить механизм роста и создания благоприятных условий для прихода в страну зарубежных банков, прямых и портфельных инвестиций.
Белорусская банковская система сложилась как «страна в стране», которая существует параллельно экономике и социальным потребностям населения. Она отгородилась от бизнеса и населения высокими процентными ставками и мешает активному приходу в страну крупного банковского капитала. А небольшие иностранные банки играют по законам отечественного банковского жанра - на уровне высоких (запретительных) процентных ставок.
Новые стандарты и смена элит
Конечно, проблемы отечественной экономики связаны не только с финансами, но и с управлением ими, в т.ч. с проведением эффективной монетарной политики. Для этого в стране должны произойти постепенная смена элит и внедрение новых стандартов госуправления, прежде всего, следует пересмотреть систему специального и отраслевого образования. Уровень обучения у нас в целом не соответствует стандартам развитых стран в области экономики, финансов, биржевой торговли и информационных технологий.
На Западе удивляются: почему в Беларуси не используются эффективные зарубежные финансовые модели? Поэтому некоторые проблемы, например, борьба с инфляцией, решаются десятилетиями? И в самом деле: несколько поколений наших граждан не представляют себе жизни при низкой инфляции и просто не представляют себе, что можно создавать накопления не в долларах или евро, а в национальной валюте!
Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика»