Статус уполномоченного экономического оператора предоставляет возможность значительно упростить процедуры, связанные с прохождением таможенного контроля, и снизить издержки субъекта хозяйствования.
В законодательстве Таможенного союза предусмотрены различные правовые институты для осуществления деятельности в сфере таможенного дела. Так, сегодня юридическое лицо может выступать в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада, владельца магазина беспошлинной торговли. Кроме того, при выполнении определенных условий юридическое лицо может получить статус уполномоченного экономического оператора, что даст ему уникальную возможность на постоянной основе осуществлять торговые операции и таможенную очистку товаров по упрощенным схемам.
Страховка от форс-мажора
Не секрет, что любое предприятие, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность, стремится минимизировать издержки, которые могут быть связаны, например, с незапланированными простоями на границе. Это может обернуться значительными финансовыми потерями, а в конечном итоге - срывом внешнеторговых контрактов, ухудшением деловой репутации и потерей рынка сбыта продукции.
С целью недопущения такого сценария в таможенном законодательстве Таможенного союза предусмотрены различные институты и инструменты, использование которых может способствовать эффективной работе предприятия, занимающегося внешнеэкономической деятельностью. Один из таких инструментов - статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Он уже широко применяется как на территории Евразийского экономического союза, так и в странах ЕС, и воспользоваться им могут, в том числе, юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь.
Идея присвоения особого статуса компаниям, которые удовлетворяли бы самым современным стандартам безопасности, а также имели надлежащее досье соответствия требованиям таможенных органов и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации, была впервые реализована в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г. Именно положения этого документа, более известного как Киотская конвенция, были положены в основу Таможенного кодекса Таможенного союза.
Проверка на надежность и добросовестность
Юридическое лицо, претендующее на получение статуса УЭО, должно в установленном порядке обратиться в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и представить необходимый пакет документов. Решение о присвоении заявителю статуса УЭО принимается по результатам проверки на соответствие следующим критериям:
- Предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную не менее 1 млн евро.
Другими словами, претендент на присвоение статуса УЭО должен заранее предоставить в таможенный орган, в регионе которого он находится, гарантию уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом, если юридическое лицо, заинтересованное в получении статуса УЭО, осуществляет деятельность по производству товаров и (или) экспорт товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, и соответствует иным критериям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза, то сумма гарантии, которую необходимо предоставить в таможенный орган, уменьшается до 150 тыс. евро.
- Осуществление претендентом внешнеторговой деятельности в течение трех лет до дня обращения с заявлением о присвоении статуса УЭО в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
- Отсутствие у претендента на статус УЭО на день подачи заявления неисполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней, а также задолженности по уплате иных налогов, сборов (пошлин) и пеней.
- Отсутствие в отношении заявителя административных взысканий по делам об административных таможенных правонарушениях, повлекших конфискацию либо взыскание стоимости товаров на сумму 250 и более базовых величин.
- Наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций, отвечающей требованиям, установленным ГТК РБ, и обеспечивающей удаленный доступ таможенных органов к таким данным.
В случае соответствия перечисленным критериям юридическому лицу присваивается статус УЭО.
Важно отметить, что с целью экономии времени юридическому лицу, претендующему на присвоение статуса УЭО, целесообразно еще до обращения в ГТК РБ провести предварительный внутренний аудит предприятия на соответствие перечисленным критериям. В случае отказа в присвоении статуса УЭО компании придется заново подавать все необходимые документы после устранения нарушений и несоответствий.
Основные преимущества
Будучи наделенным статусом УЭО, юридическое лицо вправе воспользоваться целым рядом специальных упрощений, предоставляемых при совершении таможенных операций в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров. В настоящее время предусмотрены следующие специальные упрощения:
- - временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО;
- - выпуск товаров до подачи таможенной декларации;
- - проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО.
Одним из самых востребованных упрощений, применяемых УЭО, является возможность выпускать ввезенные им иностранные товары до подачи декларации и уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Дело в том, что по общему правилу иностранные товары при их ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза должны пройти «очистку», т.е. быть помещены под определенную таможенную процедуру. В случае намерения использовать товары на всей территории ЕАЭС без ограничений по пользованию и распоряжению иностранные товары должны быть помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, которая подразумевает, в том числе, необходимость подать декларацию и уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги.
Однако обладатель статуса УЭО имеет право выпуска товаров до подачи декларации на товары. Таким образом, ему предоставляется своего рода отсрочка уплаты таможенных платежей, ведь декларация на товары может быть подана им значительно позже - не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров. До этой же даты следует уплатить необходимые таможенные платежи. К примеру, если выпуск товаров осуществлен 15 марта 2017 г., то подача декларации, а также уплата таможенных пошлин и налогов должна быть осуществлена не позднее 10 апреля 2017 г.
Другим активно применяемым упрощением является возможность доставлять иностранные товары, ввезенные УЭО из-за пределов Евразийского экономического союза, не во внутренний пункт таможенного оформления, установленный таможенным органом, а сразу с границы - в собственные помещения (склады), разгружать их и выпускать в соответствующей таможенной процедуре. Такой подход соответствует передовым стандартам осуществления таможенного администрирования, принятым во всем мире, и играет важную роль в минимизации расходов предприятий при импорте товаров.
Смысл данного упрощения заключается в том, что субъект хозяйствования при условии выполнения определенных требований имеет возможность ввозить и доставлять иностранные товары непосредственно на свои площадки (склады или иные помещения), а также самостоятельно совершать погрузочно-разгрузочные операции и осуществлять таможенную очистку. Все это сокращает временные и финансовые издержки, поскольку у импортера нет необходимости доставлять товары при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС во внутренний пункт таможенного оформления, где, как правило, совершаются необходимые формальности, связанные с таможенной очисткой иностранных грузов.
Однако нужно иметь в виду, что такое упрощение используется не для всех ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров. Вот перечень товаров, в отношении которых возможно применение данного упрощения:
- - живые животные;
- - товары, поставляемые в адрес государственных органов и (или) государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
- - посадочный или посевной материал;
- - средства защиты растений;
- - сельскохозяйственная техника и запасные части к ней;
- - товары для кормления животных;
- - сырье, а также материалы, комплектующие изделия, технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг;
- - товары, подвергающиеся быстрой порче.
Есть и некоторые другие требования, которые должны быть соблюдены УЭО, чтобы таможенный орган позволил ему воспользоваться данным упрощением.
Таможенный транзит
Для УЭО также предусмотрены определенные упрощения при помещении им товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. По общему правилу в случае перевозки транзитных товаров по территории ЕАЭС при помещении их под процедуру таможенного транзита необходимо предоставить таможенному органу гарантию уплаты таможенных платежей, равную сумме ввозных таможенных пошлин и налогов, исчисленных в отношении этих товаров, как если бы они выпускались в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. Однако если товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита лицом, имеющим статус УЭО, предоставление обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении таких товаров не требуется, что также может значительно облегчить финансовое бремя УЭО.
В заключение можно сделать вывод о том, что уполномоченные экономические операторы представляют собой особую категорию юридических лиц, имеющих уникальный правовой статус, который позволяет им использовать ряд упрощений при совершении таможенных операций. В том числе, с разрешения таможенного органа доставлять определенные категории импортных товаров на свои площадки и территории, где они могут совершать необходимые таможенные операции, а также выпускать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой до фактической подачи декларации на товары и уплаты таможенных платежей.
Кирилл Роговец, специалист таможенного дела