fbpx

Возможно, главной причиной того, что программы, разрабатываемые бизнес-сообществом, осуществляются в нашей стране с таким трудом, является отсутствие предложений по их практической реализации.

Владимир ТАРАСОВБелорусские предпринимательские союзы ежегодно готовят Национальную платформу бизнеса, в которой аккумулируют предложения по улучшению бизнес-климата и развитию экономики Беларуси. Многие из этих предложений уже реализованы, тем не менее общая ситуация с бизнес-климатом в стране изменилась мало. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, обсудим в качестве примера проблему приватизации. 

Кто станет собственником?

Платформа на 2017 г. была представлена 1 марта на Ассамблее деловых кругов председателем Президиума Республиканской конфедерации предпринимательства, председателем Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимиром Карягиным. Он подчеркнул, что бизнес-сообществом предлагается модель приватизации, позволяющая сформировать круг национальных частных промышленников. Речь идет о внедрении нового механизма доверительного управления. Предполагается, что убыточные государственные предприятия будут передаваться доверительному управляющему, и если тот обеспечит прибыльную работу организации, то может ставиться вопрос о приобретении им данного предприятия. По оценкам Госкомимущества, такой порядок выхода из кризиса может применяться в отношении около 2 тыс. государственных организаций.

В настоящее время подготовлен соответствующий проект Указа о доверительном управлении, который 9 февраля обсуждался на совещании у Президента. Там Александр Лукашенко задал вопрос о том, кто будет заниматься доверительным управлением, выразив сомнение, что удастся найти таких людей: «У нас есть собственник - государство (райисполком, облисполком, правительство). Давайте управлять. Мы руководителей не можем найти нормальных для того, чтобы управлять предприятием, а сегодня вы найдете дополнительно руководителей для доверительного управления»?

«Сколько у нас управляющие спасли убыточных предприятий? Я на своей памяти этого не помню. Поэтому меня волнует, надо ли вообще в это влезать»? - обратился глава государства к участникам совещания.

Тем не менее, такой пример есть. Пять лет назад гомельскому акционерному обществу «8 Марта» был передан в управление пакет акций ОАО «Речицкий текстиль», и в текущем году речицкое предприятие должно получить первую прибыль. Правда, в данном случае эффект, похоже, был получен в значительной степени за счет использования гомельским предприятием производственных мощностей речицкого. То есть речь шла не столько о доверительном управлении, сколько о создании своего рода холдинга. Но пример все равно налицо.

Как сообщил председатель Госкомимущества РБ Андрей Гаев, отбором юридических лиц на роль доверительных управляющих на конкурсной основе будут заниматься правительство и местные органы власти. По каким критериям - неизвестно. Если обратиться к мировому опыту создания эффективной экономики, то можно обнаружить, что чаще всего формирование собственности за счет государства происходило совсем по-другому. Например, во время столыпинской реформы в России в начале прошлого века крестьянам предлагался кредит на выкуп земли, а дальше отбор собственника осуществляла экономика: если он был способен вести хозяйство, то зарабатывал деньги и возвращал кредит, если нет - землю у него забирали. Таким образом, отбор эффективного собственника осуществляла экономика.

Программа реформ

Данный способ приватизации намного эффективнее предлагаемого в Беларуси, так как он дает шанс всем людям, умеющим работать, а не только тем, у кого уже есть деньги. Это позволяет более эффективно решить проблему и с поиском эффективных управляющих, которую отметил Александр Лукашенко. Ведь никакая правительственная комиссия не может точно знать, где в настоящее время работают люди, способные вывести то или иное предприятие из кризиса: на этом же предприятии, на соседнем или среди чиновников.

Если изучить опыт других стран, то легко обнаружить, что собственники там выходят из самых разных слоев общества. Но согласно проекту Указа о доверительном управлении, выбор эффективного управляющего и потенциального собственника фактически ограничивается собственниками других предприятий. Это значит, что многие люди, которые способны вывести предприятие из кризиса и обладают необходимыми для этого данными, не имеют шансов проявить свои качества.

Поэтому для повышения эффективности программы доверительного управления в частности и приватизации в целом, необходимо создание механизма поиска и отбора людей, которые могут вывести предприятие из кризиса, а также создание таких условий, чтобы они могли получить возможность стать его собственниками.

Выполнима ли платформа бизнеса?

Сейчас в различных механизмах приватизации, предлагаемых в Беларуси, неявно предполагается, что собственником (национальным инвестором) может быть только человек, уже каким-то образом сколотивший капитал. Но это неоправданно сужает выбор и лишает возможности стать собственниками людей, которые имеют определенные способности, но пока не имеют капитала. Поэтому главный вопрос в расширении приватизации в республике - это как предоставить возможность стать собственниками таким людям!

В Национальной платформе бизнеса - 2017 есть отдельные меры, которые отчасти могут решить данную проблему. Например, в п. 53 предлагается создать гарантийный фонд, выдающий гарантии предприятиям малого и среднего бизнеса, не имеющим необходимого капитала. Это предложение уже поддержано правительством, и Министерство экономики планирует реализовать его в 2018 г. Но при этом нигде не указана возможность использования данного кредита на цели приватизации, что требует определения специальных условий. И этот пункт расположен в четвертом разделе Платформы («институты инклюзивного развития и роста»), а не в пятом («расширение доступа к имуществу, активам и инвестициям»), т.е. он напрямую с приватизацией не связан.

К сожалению, в Платформе нет ответов на вопросы о том, на кого именно рассчитаны те или иные предложения, и каким образом частная собственность окажется эффективнее государственной.  

К любому предложению, связанному с приватизацией и перераспределением собственности или рынка в пользу частного сектора, можно задать вопросы, аналогичные тем, что задавал Александр Лукашенко на совещании 9 февраля. Поэтому такие предложения следовало бы сопроводить ответами на подобные вопросы. Причем, заявлений, что рынок все расставит по местам и что малый бизнес - основа современной экономики и т.д. явно недостаточно. Рынок, конечно, все расставит по местам. Но только в том случае, если он правильно организован и жестко контролируется общественностью, что и должно быть определено для рынка в целом и в каждом конкретном случае приватизации отдельно. Что же касается малого бизнеса, то он эффективен только в тех странах, где хорошо развит крупный, и они активно кооперируются и дополняют друг друга.

Таким образом, можно сказать, что в Национальной платформе бизнеса-2017 написано, что надо сделать, но нет информации о том, как и зачем. Это создает серьезные препятствия на пути реализации Платформы и, возможно, даже является главной причиной того, что пожелания предпринимателей реализуются с таким трудом.  Поэтому, к сожалению, шансы на то, что Платформа-2017 в нынешнем виде окажется более успешной, чем ее предшественники, невелики, хотя в ее подготовке и принимало участие Минэкономики. Слишком много вопросов возникнет у чиновников при попытке реализации этих предложений и, откровенно говоря, шансов на то, что они найдут ответы, которые устроят и Президента, и бизнес - немного. Чиновникам надо помочь, для чего следовало бы подготовить, параллельно с Национальной платформой бизнеса, предложения по отдельным мерам, которые позволяют решить описанные выше проблемы (либо - как дополнительные разделы Платформы, либо - как приложение к ней).  

Это не так сложно сделать, тем более что данные принципы хорошо известны и используются в экономически развитых странах (см. статью «Корейский путь для Беларуси», «Директор» №2/2017). Перед тем как принимать меры по поддержке национальных инвесторов (частных собственников), стоило бы, как это сделано за рубежом, понять, что они собой представляют, и какими бы их хотело видеть общество. И это вовсе не праздное любопытство - эта информация во многом определяет законодательство, которое регулирует экономическую деятельность, да и саму экономику.

Владимир ТАРАСОВ