Одна из главных интриг этого года - состоится ли все-таки либерализация экономической деятельности, о которой в последние несколько месяцев говорят с самых высоких трибун? Или, как это уже случалось, весь пар уйдет в свисток, и после получения очередного кредита от МВФ или России, когда ситуация в экономике несколько улучшится, правительство благополучно забудет о своих обещаниях?
Точно так, как все уже почти забыли о Директиве №4 от 31 декабря 2010 г., в которой было продекларировано много важных и полезных мер по развитию бизнеса, оставшихся, увы, только намерениями.
К сожалению, большинством позитивных законодательных изменений наша экономика обязана периодически случающимся кризисам - по принципу: не было бы счастья, да несчастье помогло. Сейчас как раз такая ситуация и, более того, нынешний кризис, пожалуй, самый серьезный и затяжной в новейшей истории. ВВП Беларуси в 2016 г. сократился на 2,6% и продолжил падение в 2017-м. Госсектор, на который приходится около 80% активов, оказался в сложной ситуации и уже не может поддерживать экономический рост. По данным Нацбанка Беларуси, на начало 2017 г. более 82% просроченной задолженности по кредитам и займам приходилось на государственные предприятия. Так что, по логике, самое время ждать от правительства если и не масштабных реформ, то хотя бы некоторого смягчения требований к субъектам хозяйствования.
Первые шаги уже сделаны, правда, пока малозначительные. Постановлением Минздрава Беларуси №20 от 3 марта 2017 г. упрощены санитарные нормы и правила для объектов общепита, а еще раньше - 28 февраля 2017 г. Президент Беларуси подписал Декрет №2, который изменил порядок создания и ликвидации субъектов хозяйствования. Положительный резонанс вызвало решение МЧС отказаться от проверок малого и среднего бизнеса. Подготовлено также несколько проектов нормативных правовых актов в области регулирования экономической деятельности. Так, МАРТ до 1 мая должно внести в Совмин проект достаточно революционного Указа главы государства, в котором помимо моратория на проверки до конца 2020 г. предусмотрены широкие налоговые льготы для ритейлеров, общепита и бытовых услуг. Минэкономики подготовило проекты указов о сокращении лицензируемых видов деятельности и числа обязательных административных процедур. Причем, по словам руководителя рабочей группы, министра труда и соцзащиты Ирины Костевич, в этих документах заложен принцип: если какой-то госорган вводит одну новую обязательную процедуру, то должен отменить две действующих! Принятие этих НПА может стать по-настоящему важным событием, так как регуляторное бремя в экономике оценивается примерно в 18% ВВП и дорого обходится реальному сектору.
Но, пожалуй, наиболее резонансными стали заявленные властями изменения в инвестиционной сфере и в области декриминализации экономической деятельности. На недавнем совещании по итогам работы правоохранительных органов в 2016 г. Президент Беларуси заявил, что мелкие придирки к представителям реального сектора экономики и инвесторам, в результате которых по формальным признакам срываются инвестпроекты и прекращается деятельность субъектов хозяйствования, недопустимы. Как ожидается, в стране может быть введен принцип необратимости приватизационных сделок, а также значительно смягчена ответственность за экономические нарушения (до 1 августа должны быть подготовлены конкретные предложения на этот счет). Последнее - особенно актуально, так как «посадки» руководителей предприятий и частных компаний в Беларуси стали приобретать массовый характер, как и практика взыскания с них субсидиарной ответственности практически вне зависимости от вины и, тем более, от наличия противоправного умысла. При этом в прошлом году по линии борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями в стране было зарегистрировано 6 645 преступлений, что на 3,1% больше, чем в 2015-м. А сумма материального ущерба, предъявленного к возмещению, увеличилась за год почти в 2,5 раза и составила 76,9 млн руб.
Даже опытные чиновники говорят, что сейчас в Беларуси ведется беспрецедентная по масштабам работа госорганов по пересмотру экономических законов и НПА. Какой результат получится на выходе - трудно спрогнозировать. Пока это только слова и обещания, которые, как известно, к делу не подошьешь. Нередко после всех согласований и утверждений мы получали документы, выхолощенные до степени полной неприменимости. Впрочем, будем надеяться, что на этот раз чиновникам при поддержке экспертов из числа представителей реального сектора и деловых союзов все-таки удастся сделать реальный шаг вперед. Это могло бы дать предприятиям глоток воздуха, в котором они так нуждаются, и стать началом выхода страны из экономического тупика.
С уважением,
заместитель главного редактора Константин Коржевич