fbpx

Программа социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 гг. неспособна дать серьезный импульс росту национальной экономики, так как она построена на принципах, не соответствующих тем, что обеспечили экономический бум во многих странах мира.

Владимир ТАРАСОВВ цикле статей, опубликованных в журнале «Директор», была описана система принципов, которая могла бы обеспечить успешное развитие белорусской экономики. На таких принципах построена экономика США, на них было основано восстановление Западной Европы после Второй мировой войны, а в дореволюционной России их пытались реализовать Петр Столыпин и Александр Чичкин. Они также использовались такими странами как Япония и Южная Корея, и хорошо изложены, в частности, в книге бывшего президента Южной Кореи Пак Чон Хи «Возрожденная Корея: модель развития». Данные принципы могут служить базой для оценки программы развития любой страны, в том числе и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг. Ее мы и рассмотрим, используя некоторые идеи из этой книги.

Этика - как основа экономики

Пак Чон ХиПак Чон Хи хорошо понимал значение этики для создания эффективной экономики. Он писал: «Потенциал нации определяется не столько наличием материальных ресурсов или размером территории государства, сколько силой духа и коллективной мудростью народа». При этом Пак Чон Хи опирался на исторически сложившуюся систему этических ценностей корейцев, которая оказалась на удивление похожей на буржуазную этику в изложении Вильгельма Рёпке в книге «Гуманная экономика. Социальные рамки свободного рынка». Нормы этой этики можно разделить на три группы, соответствующие индивидуализму, социальной адекватности и рыцарским качествам (см. публикацию «Чиновник и директор «в одном флаконе», «Директор» №1 за 2017 г.).

К социальной адекватности относятся такие свойства корейского народа, описанные Пак Чон Хи, как толерантность, справедливость и здравый смысл, честность и порядочность, сочувствие к младшим, уважение к старшим и т.д. Рыцарские качества у корейцев он обнаружил в движении «Рыцари Хваран». Что касается индивидуализма, то он подчеркивал коллективизм корейского народа, но одновременно отметил и стремление людей опираться на собственные силы, что является важной частью индивидуализма: «Трудолюбие и взаимопомощь, опора на собственные силы всегда были частью этики корейских крестьян, так должно быть и впредь. По сути, эти качества мало чем отличаются от современной деловой этики»

Но не все качества, необходимые для создания современного процветающего общества, у корейцев имелись в необходимой степени, в связи с чем Пак Чон Хи кое-что считал нужным позаимствовать: «Рационализм и прагматизм - вот те стороны западной философии, которые нам следует воспринять».

В нашей стране вопрос о том, какие черты этики хорошо было бы приобрести белорусскому народу, не рассматривается, по крайней мере, при обсуждении экономических проблем. И это видно по Программе социально-экономического развития страны на текущую пятилетку. В ней есть глава, которая называется «Инвестиции в человеческий капитал. Таргетирование социальной поддержки». Но она посвящена социальной поддержке, а также сфере услуг - образованию, медицине и др. Соответствие этики стоящим перед страной задачам можно было бы рассмотреть в первой главе Программы «Риски социально-экономического развития Республики Беларусь и меры противодействия им», так как возможные изъяны этики как раз и являются такими рисками. Но в этой главе речь идет только о непредсказуемости внешних условий.

Корейский путь для Беларуси

Непосильная ноша для государства

Взгляды Пак Чон Хи на государственное управление напоминают взгляды Петра Столыпина (см. публикацию «Шапиро vs Столыпин: чья программа лучше», «Директор», №7 за 2016 г.). Руководитель корейского государства отмечал, что «правительство стремится обеспечить работой всех, кто может трудиться». В Беларуси с этим есть проблемы. В Программе социально-экономического развития на 2016-2020 гг. есть глава, которая называется «Создание новых рабочих мест, поддержка малого и среднего предпринимательства». В ней запланировано ежегодное создание 50 тыс. новых рабочих мест, однако нет ни слова о том, как эта величина должна соотноситься с числом увольнений. А это - весьма важно, так как в 2016 г., несмотря на то что план по созданию новых рабочих мест был перевыполнен, реально общая численность занятых в белорусской экономике людей снизилась на 88,7 тыс. человек.

Впрочем, в соответствии с Комплексом мер по реализации этой Программы предполагается разработка отраслевых и региональных планов мероприятий по ликвидации избыточной численности и обеспечению социально ответственного подхода, направленного на содействие занятости высвобождаемых работников. Но никаких конкретных обязательств по реализации этой задачи правительство на себя не берет.

Что касается чиновников, то, по мнению Пак Чон Хи, их жизненными принципами должны быть служение своему народу и стране, пренебрежение личными интересами и славой ради будущего страны, напряженная работа, направленная на то, чтобы внести вклад в ее развитие. В Беларуси к чиновникам предъявляются примерно такие же требования. В то же время политики, по словам корейского лидера, должны быть не только честными, но и способными «осмыслить протекающие в мире процессы, уяснить их суть, - без этого нам не добиться ни прогресса, ни развития». А вот с этим в Беларуси дела обстоят не очень хорошо, так как наши политики и чиновники в настоящее время никак не могут определиться с выбором модели развития страны (см. публикацию «Белорусская экономическая модель: из тупика в тупик», «Директор», №9 за 2016 г.).

Корейский путь для Беларуси

Не соответствует корейской модели развития и отношение в нашей стране к бизнесу. Бывший президент Южной Кореи пишет, что «правительство передало частному сектору практически все предприятия, за исключением тех, которые необходимы для обслуживания общенациональных интересов. Даже некоторые крупнейшие предприятия, которыми по-прежнему управляет правительство, будут приватизированы, как только частные предприниматели смогут управлять ими». Как видим, ситуация однозначна: приватизация, но только тем людям, которые могут управлять имуществом. В Беларуси в отношении госсобственности реализуется совершенно иной подход. В Программе социально-экономического развития на 2016-2020 гг. нет никаких планов передачи частному сектору не только «практически всех предприятий», но даже малой их части. Там лишь отмечено, что будет продолжена работа по передаче неиспользуемого государственными предприятиями имущества в коммунальную или в частную собственность.

Реально имущество, которое используется государственными предприятиями, никто приватизировать не стремится. Планируется только продолжение эксперимента, проводимого Национальным агентством инвестиций и приватизации (при поддержке Всемирного банка) по приватизации 8 белорусских предприятий, к которым за пятилетку предполагается добавить еще 10 новых. Но никаких конкретных планов что-то приватизировать нет. Правда, приветствуется внедрение механизмов государственно-частного партнерства, что должно обеспечить частному бизнесу возможность доступа в новые отрасли экономики. Это, конечно, шаг вперед по сравнению с нынешним состоянием, но масштабы подобной деятельности - мизерны.

Владимир ТАРАСОВ