Базовые принципы общего электроэнергетического рынка (ОЭЭР) ЕАЭС - конкурентность и рыночное ценообразование. Он предназначен для продажи электроэнергии по свободным двусторонним договорам и на централизованных торгах. Смогут ли белорусские предприятия воспользоваться его преимуществами?
Ожидается, что ОЭЭР заработает до июля 2019 г. и откроет новые возможности для промышленных потребителей электроэнергии стран «пятерки» (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан), так как создание общего рынка позволит выбирать поставщиков электроэнергии с более низкой стоимостью. Что, в свою очередь, повысит конкурентоспособность предприятий.
Реформа белорусской энергоотрасли: очередная попытка
Правительство Беларуси постепенно готовит почву для функционирования ОЭЭР ЕАЭС. Одобрена концепция Закона «Об электроэнергетике» (сейчас документ находится в Администрации Президента). С его принятием связаны планы по реформированию отечественной энергоотрасли, что послужит основой для интеграции Беларуси в ОЭЭР.
Несколько лет назад правительство уже рассматривало вышеназванный документ, который предполагал отказ от монополии государства в сфере генерации электроэнергии при сохранении госмонополии на ее транспортировку и сбыт. Цель намеченных реформ, как заявлялось, - постепенный переход к созданию рынка электроэнергии, на котором госоператор мог бы покупать ее не только у объектов генерации Белэнерго, но и у других источников.
Прежняя концепция предусматривала разделение энергетического хозяйства Беларуси на конкурентные и монопольные виды деятельности. Конкурентные виды включали производство и продажу электроэнергии, монопольные - ее передачу и распределение. Реформирование предполагало создание в стране оптового и розничного рынков электроэнергии, а также их субъектов.
В Беларуси планировалось создать генерирующую компанию по производству электроэнергии. В нее должны были войти 12 крупных станций, которые обеспечивают 95% всей электроэнергии, вырабатываемой Белорусской энергосистемой. В перспективе собирались создать передающую компанию (заранее объявив, что она будет государственной).
Также анонсировалась реструктуризация системы энергонадзора. Сейчас эта структура осуществляет надзор в основном за технической эксплуатацией электроустановок у потребителей, а не за работой энергосистемы, к тому же пока подчиняется областным энергосистемам. Планировалось вывести его из состава энергоснабжающих организаций и создать на его базе госучреждение «Энергонадзор».
Из состава областных энергосистем собирались выделить также электрические сети классом напряжения 220 кВ и выше (вместе с подстанциями), после чего на базе РУП «Объединенное диспетчерское управление» создать компанию - сетевого оператора (в составе Минэнерго). При этом государство сохраняло контроль над энергосистемой.
Таким образом, согласно предыдущему проекту концепции Закона «Об электроэнергетике», поставлять ее на оптовый рынок должны были РУП «Белгенерация», БелАЭС и крупные независимые производители (имеющие установленную мощность энергоисточника 50 МВт и выше). Также планировалось, что на оптовый рынок начнет поступать электроэнергия, закупаемая по импорту.
Предполагалось, что работой оптового электроэнергетического рынка будет заниматься управляющая организация, созданная на базе ГПО «Белэнерго». Право покупать электроэнергию с оптового рынка получат энергоснабжающие организации и крупные потребители электроэнергии при получении электроэнергии по сети напряжением 220 кВ и выше.
Сегодня реформа энергоотрасли Беларуси поставлена в один ряд с вопросами, направленными на интеграцию БелАЭС в Объединенную энергетическую систему.
Комплексным планом развития электроэнергетической сферы в 2016-2020 гг. предусмотрена разработка нормативно-правовой базы для формирования тарифов отдельно по каждому виду деятельности (производство, передача, распределение и сбыт) на основании раздельного учета и в соответствии с этапами реформирования энергетической системы. Согласно документу, в 2018-2019 гг. ожидается формирование оптового рынка электроэнергии, а в 2018-2025 гг. - розничного рынка.
Однако следует учитывать, что Беларусь утвердила Концепцию создания ОЭЭР ЕАЭС с учетом «особого мнения». Принципиальная позиция нашей стороны заключается в том, что это невозможно до формирования общего рынка газа, который будет создан не позднее 2025 г.
Свою позицию официальный Минск аргументирует тем, что в Беларуси примерно 95% электроэнергии вырабатывается на природном газе, который для белорусских предприятий сейчас гораздо дороже, чем для российских. Следовательно, без единого рынка газа в интеграционном объединении невозможен конкурентный рынок электроэнергии.
Удастся ли в ближайшее время Минску и Москве урегулировать этот вопрос, пока неясно - в течение 2016 г. стороны пытались разрешить нефтегазовый конфликт (с учетом создания ОЭЭР ЕАЭС в 2019 г.), но пока безуспешно. Однако очевидно: без разрешения этого конфликта создание ОЭЭР невозможно.
Татьяна МАНЕНОК