Постоянные ссылки Беларуси на внешний кризис, который привел к затяжной рецессии в экономике, не совсем состоятельны.
Отсутствие конкурентоспособной продукции (в том числе из-за фактически запретительных банковских процентных ставок) и европейских сертификатов качества на большинство товаров экспорта не позволило белорусской экономике выполнить домашнее задание по освоению рынка Европы. Отсутствие компромисса по нефтегазовым разборкам с Россией, которые реально сказались на падении ВВП, также нельзя в полной мере отнести к внешним кризисным условиям.
При этом значительная часть экономических проблем Беларуси связана с внутренними трудностями. Резкое снижение ВВП за 2 последних года обусловлено, в том числе, нехваткой средств в реальном секторе. Спад отечественной экономики во многом обусловлен монетарной и банковской политикой.
Емкость банковского сектора за 5 последних лет выросла на 0,5 п.п. Сдерживающие факторы роста финансового рынка - повышение долларизации и сегментации кредитного рынка, ускорение инфляционно-девальвационных процессов, воздействие внешних шоков и сохранение значительного влияния государства на распределение финансовых ресурсов.
Отдельные меры, в том числе более жесткая налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика в 2015-2016 гг., переход к гибкому режиму обменного курса, содействовали макроэкономическому равновесию, стабилизации резервов и обменного курса, сокращению спредов по международным облигациям. В 2016 г. увеличился дефицит счета текущих операций (находится на более низком уровне по сравнению с несколькими годами ранее).
Наиболее консервативный прогноз по Беларуси дает Всемирный банк. Непростая ситуация в России и низкие цены на сырьевые товары оказали значительное влияние на ее экономику, которая впервые за последние 20 лет оказалась в состоянии рецессии, с падением ВВП на 3,9% в 2015 г.
С учетом слабой внешнеэкономической среды и негибкой структуры экономики снижение реального ВВП в 2016 г. достигнет минус 3%, а в 2017 г. - минус 1%.
Потребность во внешнем финансировании делает экономику еще более уязвимой.
Ключевые макроэкономические показатели Беларуси, 2015-2018 гг., ВВП по компонентам, годовой рост в постоянных ценах, годовое процентное изменение, если не указано иное
Показатель | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. |
ВВП, в постоянных рыночных ценах | -3,9 | -3,0 | -1,0 | 0,3 |
Частное потребление | -3,0 | -1,5 | -0,5 | 0,2 |
Государственное потребление | -1,8 | 0,0 | 0,3 | 0,1 |
Валовое накопление основных фондов | -8,6 | -9,2 | -2,0 | 0,8 |
Инфляция (индекс потребительских цен) | 13,5 | 14,0 | 13,0 | 11,5 |
Экспорт товаров, изменение в % (номинальные долл.) | -24,1 | -21,9 | -2,9 | -1,6 |
Импорт товаров, изменение в % (номинальные долл.) | -25,6 | -12,0 | -7,0 | 1,3 |
Сальдо счета текущих операций, % ВВП | -3,8 | -2,8 | -3,0 | -3,1 |
Доходы бюджета органов госуправления, % ВВП | 42,6 | 41,5 | 41,9 | 43,8 |
Расходы бюджета органов госуправления, % ВВП | 41,1 | 41,3 | 41,5 | 43,1 |
Сальдо бюджета, % ВВП | 1,5 | 0,2 | 0,4 | 0,7 |
Уровень бедности (5 долл. в день, по ППС) | 0,36 | 0,37 | 0,38 | 0,37 |
Источник: Органы государственной власти и управления Беларуси, прогнозы Всемирного банка.
Низкие страновые рейтинги Беларуси, определяемые международными рейтинговыми агентствами, сказываются на продвижении продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.
Агентство Moody’s считает, что в 2016 г. ключевыми причинами изменения прогноза с «негативного» на «стабильный» стали улучшение внешней ликвидности Беларуси (благодаря внешней поддержке), снижение дефицита ее платежного баланса и гибкий режим образования курса национальной валюты. Агентство связывает начало проведения в стране налоговых и структурных реформ с увеличением доходов и обеспечением более благоприятных условий для кредитования.
По оценке Moody’s, дефицит счета текущих операций Беларуси в 2016 г. будет порядка минус 3,2% ВВП, в 2017 г. - минус 3,1% ВВП. В агентстве в течение ближайших 2 лет не прогнозируют увеличения валютных резервов страны.
Положительным моментом, по мнению экспертов Moody’s, можно считать намерение правительства сократить объемы директивного финансирования экономики в 2016 г. до 28 трлн бел. руб. (с 42 трлн - в 2015 г.). В 2016 г. ВВП Беларуси сократился на минус 2,7% (97,3%), а в 2017 г. должен увеличиться на 0,4% (100,4%).
С учетом прочных торговых связей Беларуси с Россией, структуры экономики, дисбалансов и рисков рефинансирования ЕБРР возможен спад экономики на 3% в 2016 г. и рост в 2017 г. на 1%.
Прогноз ЕБРР по странам СНГ, 2014-2017 гг., %
Страна | 2016 г. | 2017 г. |
Азербайджан | -3,0 | 1,0 |
Армения | 2,0 | 2,0 |
Беларусь | -3,0 | 1,0 |
Грузия | 3,4 | 3,9 |
Казахстан | 1,1 | 2,4 |
Кыргызстан | 1,0 | 2,6 |
Молдова | 0,0 | 2,0 |
Россия | -1,2 | 1,0 |
Таджикистан | 4,5 | 4,1 |
Туркменистан | 6,5 | 7,1 |
Узбекистан | 6,5 | 6,2 |
Украина | 2,0 | 2,0 |
Источник: ЕБРР, Myfin.by.
Правительство Беларуси планирует рост ВВП в 2017 г. на 1,7%, который будет базироваться на обеспечении макроэкономической сбалансированности, финансовом оздоровлении организаций реального сектора экономики, формировании эффективной системы занятости, росте производительности труда, создании новых рабочих мест, повышении эффективности управления государственным имуществом и вовлечении в экономический оборот неэффективно используемого госимущества.
Актуальными остаются задачи улучшения инвестиционного климата и снижения административной нагрузки на бизнес.
Базой сохранения макроэкономической стабильности в 2017 г. послужит снижение инфляции ниже 9%, привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в сумме 1,4 млрд долл. Во внешней торговле планируется обеспечить темп роста экспорта товаров и услуг на 3,8%. Производительность труда прогнозируется на уровне 101,8% к предыдущему году. Она должна превысить темп роста реальной заработной платы на 1,5%, реальных располагаемых денежных доходов населения - на 1,3%.
Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика»
Продолжение читайте в печатной версии журнала.
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции