fbpx

Постоянные ссылки Беларуси на внешний кризис, который привел к затяжной рецессии в экономике, не совсем состоятельны.

Евгений КАЧУРОВСКИЙОтсутствие конкурентоспособной продукции (в том числе из-за фактически запретительных банковских процентных ставок) и европейских сертификатов качества на большинство товаров экспорта не позволило белорусской экономике выполнить домашнее задание по освоению рынка Европы. Отсутствие компромисса по нефтегазовым разборкам с Россией, которые реально сказались на падении ВВП, также нельзя в полной мере отнести к внешним кризисным условиям.

При этом значительная часть экономических проблем Беларуси связана с внутренними трудностями. Резкое снижение ВВП за 2 последних года обусловлено, в том числе, нехваткой средств в реальном секторе. Спад отечественной экономики во многом обусловлен монетарной и банковской политикой.

Емкость банковского сектора за 5 последних лет выросла на 0,5 п.п. Сдерживающие факторы роста финансового рынка - повышение долларизации и сегментации кредитного рынка, ускорение инфляционно-девальвационных процессов, воздействие внешних шоков и сохранение значительного влияния государства на распределение финансовых ресурсов.

Отдельные меры, в том числе более жесткая налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика в 2015-2016 гг., переход к гибкому режиму обменного курса, содействовали макроэкономическому равновесию, стабилизации резервов и обменного курса, сокращению спредов по международным облигациям. В 2016 г. увеличился дефицит счета текущих операций (находится на более низком уровне по сравнению с несколькими годами ранее).

Наиболее консервативный прогноз по Беларуси дает Всемирный банк. Непростая ситуация в России и низкие цены на сырьевые товары оказали значительное влияние на ее экономику, которая впервые за последние 20 лет оказалась в состоянии рецессии, с падением ВВП на 3,9% в 2015 г.

С учетом слабой внешнеэкономической среды и негибкой структуры экономики снижение реального ВВП в 2016 г. достигнет минус 3%, а в 2017 г. - минус 1%.

Потребность во внешнем финансировании делает экономику еще более уязвимой.

Ключевые макроэкономические показатели Беларуси, 2015-2018 гг., ВВП по компонентам, годовой рост в постоянных ценах, годовое процентное изменение, если не указано иное

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

ВВП, в постоянных рыночных ценах

-3,9

-3,0

-1,0

0,3

Частное потребление

-3,0

-1,5

-0,5

0,2

Государственное потребление

-1,8

0,0

0,3

0,1

Валовое накопление основных фондов

-8,6

-9,2

-2,0

0,8

Инфляция (индекс потребительских цен)

13,5

14,0

13,0

11,5

Экспорт товаров, изменение в % (номинальные долл.)

-24,1

-21,9

-2,9

-1,6

Импорт товаров, изменение в % (номинальные долл.)

-25,6

-12,0

-7,0

1,3

Сальдо счета текущих операций, % ВВП

-3,8

-2,8

-3,0

-3,1

Доходы бюджета органов госуправления, % ВВП

42,6

41,5

41,9

43,8

Расходы бюджета органов госуправления, % ВВП

41,1

41,3

41,5

43,1

Сальдо бюджета, % ВВП 

1,5

0,2

0,4

0,7

Уровень бедности (5 долл. в день, по ППС) 

0,36

0,37

0,38

0,37

Источник: Органы государственной власти и управления Беларуси, прогнозы Всемирного банка.

Низкие страновые рейтинги Беларуси, определяемые международными рейтинговыми агентствами, сказываются на продвижении продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

Агентство Moody’s считает, что в 2016 г. ключевыми причинами изменения прогноза с «негативного» на «стабильный» стали улучшение внешней ликвидности Беларуси (благодаря внешней поддержке), снижение дефицита ее платежного баланса и гибкий режим образования курса национальной валюты. Агентство связывает начало проведения в стране налоговых и структурных реформ с увеличением доходов и обеспечением более благоприятных условий для кредитования.

В треугольнике негативных трендов

По оценке Moody’s, дефицит счета текущих операций Беларуси в 2016 г. будет порядка минус 3,2% ВВП, в 2017 г. - минус 3,1% ВВП. В агентстве в течение ближайших 2 лет не прогнозируют увеличения валютных резервов страны.

Положительным моментом, по мнению экспертов Moody’s, можно считать намерение правительства сократить объемы директивного финансирования экономики в 2016 г. до 28 трлн бел. руб. (с 42 трлн - в 2015 г.). В 2016 г. ВВП Беларуси сократился на минус 2,7% (97,3%), а в 2017 г. должен увеличиться на 0,4% (100,4%).

С учетом прочных торговых связей Беларуси с Россией, структуры экономики, дисбалансов и рисков рефинансирования ЕБРР возможен спад экономики на 3% в 2016 г. и рост в 2017 г. на 1%.

Прогноз ЕБРР по странам СНГ, 2014-2017 гг., %

Страна

2016 г.

2017 г.

Азербайджан

-3,0

1,0

Армения

2,0

2,0

Беларусь

-3,0

1,0

Грузия

3,4

3,9

Казахстан

1,1

2,4

Кыргызстан

1,0

2,6

Молдова

0,0

2,0

Россия

-1,2

1,0

Таджикистан

4,5

4,1

Туркменистан

6,5

7,1

Узбекистан

6,5

6,2

Украина

2,0

2,0

Источник: ЕБРР, Myfin.by.

Правительство Беларуси планирует рост ВВП в 2017 г. на 1,7%, который будет базироваться на обеспечении макроэкономической сбалансированности, финансовом оздоровлении организаций реального сектора экономики, формировании эффективной системы занятости, росте производительности труда, создании новых рабочих мест, повышении эффективности управления государственным имуществом и вовлечении в экономический оборот неэффективно используемого госимущества.

Актуальными остаются задачи улучшения инвестиционного климата и снижения административной нагрузки на бизнес.

Базой сохранения макроэкономической стабильности в 2017 г. послужит снижение инфляции ниже 9%, привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе в сумме 1,4 млрд долл. Во внешней торговле планируется обеспечить темп роста экспорта товаров и услуг на 3,8%. Производительность труда прогнозируется на уровне 101,8% к предыдущему году. Она должна превысить темп роста реальной заработной платы на 1,5%, реальных располагаемых денежных доходов населения - на 1,3%.

Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент международного некоммерческого фонда «Новая экономика»

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции