fbpx

Хотя в краткосрочной перспективе цены на нефть могут вырасти до 60 и даже до 70 долл. за баррель, они обязательно упадут из-за массового открытия коротких продаж, прежде всего, сланцевой нефти.

Леонид ЖЕЛТОНОГАЗакрытие коротких позиций

В ожидании роста базовой процентной ставки ФРС США хедж-фонды и другие игроки денежного рынка открыли на рекордном уровне короткие позиции* на фьючерсном рынке евродолларовых депозитных сертификатов (данные комиссии по торговле товарными фьючерсами на 6 декабря 2016 г.), цены на которые падают, когда процентные ставки растут.

 Подобная ситуация наблюдалась в декабре 2015 г., когда ФРС также подняла базовую процентную ставку. Тогда это вызвало рекордное падение цен на нефть, так как опережающий рост процентных ставок на фьючерсном рынке приводит к накоплению избыточных резервов у игроков денежного рынка и, как следствие, к оттоку капитала с рынка нефти. В результате нефтедобывающие компании вынуждены финансировать дефициты бюджетов через короткие продажи нефти, и игроки нефтяного рынка открывали их массово.

Однако решение ОПЕК, а также других стран, не входящих в ОПЕК, снизить добычу нефти в общем объеме на 1,7 млн баррелей в день привела к массовому закрытию этих коротких позиций. В результате цены на рынке нефти за короткое время поднялись примерно на 30% - до 58 долл. за баррель марки Brent. Хотя практическая реализация этого решения еще впереди.

В то же время многие эксперты отмечают, что эти выпадающие объемы нефти в будущем будут непременно закрыты увеличивающейся добычей сланцевой нефти, так как расконсервация ранее закрытых скважин по добыче сланцевой нефти занимает всего около двух месяцев. При этом себестоимость нефти, добываемой с расконсервированной скважины, уменьшается на 20%. По некоторым оценкам, массовое восстановление ранее законсервированных скважин по добыче сланцевой нефти начнется при цене нефти около 55 долл. за баррель, через хеджирование продаж будущей нефти на фьючерсном рынке открытием новых коротких позиций.

Нефть реальная и виртуальнаяНефть реальная и… виртуальная

Следует отметить, что рынок нефти превратился в глобальный рынок капитала, где наряду с продажами реальной нефти (ее еще называют «мокрая» нефть) торгуется в глобальном объеме и «бумажная» нефть. Это фьючерсный рынок, представляющий собой так называемую «машину времени», где можно купить или продать нефть в будущем. И этот рынок по объему на два порядка превосходит рынок «мокрой» нефти, оказывая самое серьезное влияние на ее цену. Через «бумажный» рынок нефтедобывающие компании могут продать нефть, которую еще не добыли, захеджировав в будущем цену ее продажи. В условиях роста цен под эту захеджированную нефть, нефтедобывающие компании массово брали кредиты (до 3,5 трлн долл.), так как могли получать прибыль, даже не продав нефть. Это способствовало еще большему росту цен на нефть, а на рынке возникала ситуация так называемого «бэквардейшн», когда цена «мокрой» нефти была гораздо выше «бумажной».

Сейчас, когда процентные ставки выросли, а доллар - укрепился, что привело к удорожанию стоимости финансирования для обслуживания долговой нагрузки нефтедобывающих компаний, на рынке нефти образовалась другая ситуация - так называемая «контанго». Цена «мокрой» нефти, наоборот, стала гораздо ниже «бумажной». Это свидетельствует о том, что часть «мокрой» нефти поступает «из будущего» и не идет на переработку, а игроки нефтяного рынка, имеющие хранилища, получают за нее премию. При этом нефть «из будущего» опосредованно оказывает давление на рынок нефти, через ее продажи.

Поскольку ФРС США объявила о долгосрочной программе подъема процентных ставок, фьючерсный рынок евродолларовых депозитных сертификатов будет это учитывать опережающим ростом процентных ставок и тем самым - обеспечивать будущий отток капитала с рынка нефти и давление на ее цены. Отток капитала с рынка нефти и снижение ее цены происходит и при падении процентных ставок по долгосрочным казначейским облигациям США, так как при первых признаках надвигающихся кризисов инвесторы массово избавляются от рискованных активов и покупают долгосрочные облигации США, которые являются самым надежным вложением.

При совпадении этих двух процессов возможно очень сильное падение цен на нефть, сопоставимое с тем, которое имело место в январе 2016 г. Вероятность такого падения в 2017 г. мы оцениваем в 60%, в 2018 г. - в 40% и в 2019 г. - в 60%, так как увеличивается вероятность появления кризисных явлений в экономике США. И хотя в краткосрочной перспективе мы допускаем рост цен на нефть до 60 долл. и даже до 70 долл. за баррель, цены на нее обязательно упадут из-за массового открытия коротких продаж, прежде всего, сланцевой нефти.

*Короткие продажи (позиции) - игра на понижение, применяется также при хеджировании рисков от падения цен.

 Леонид ЖЕЛТОНОГА, зав. кафедрой «О и АПП» ИПК и ПК БНТУ, профессор 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции