fbpx

Белорусский экспорт продолжает снижаться второй год подряд. Мы решили выяснить, на каких рынках и почему теряем позиции и есть ли шанс вернуть прежние объемы внешних продаж. Внешнеторговый оборот в январе-сентябре т.г. сократился почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составил 36,8 млрд долл.

 

Надежда КОВШОтрицательное внешнеторговое сальдо достигло -2,39 млрд долл., или 6,5% всего товарооборота (в январе-августе 2015 г. сальдо -1,5 млрд., или 3,9% товарооборота. Объем торговли со странами СНГ уменьшился на 7,3%, с другими государствами - на 23,5%, т.е., почти на четверть!

Из-за пределов Содружества мы завезли товаров на 617,3 млн долл. больше, чем продали (напомним, в январе-августе 2015 г. было положительное сальдо: +1,2 млрд долл.). Но в торговле непосредственно со странами ЕС оно сложилось в пользу Беларуси: +622,7 млн долл.

Больше всего сократились объемы белорусского экспорта: снижение на 17% - до 15,2 млрд долл. Импорт упал на 12,8% - до 17,3 млрд.

Итоги внешней торговли Беларуси с отдельными странами за январь-август 2016 г.

Страна Доля в общем товарообороте Беларуси, % Экспорт, млн долл. Январь-август 2016 г. к январю-августу 2015 г., %
Россия 51,0 7 717,0 99,4
Украина 7,5 2 066,1 114,6
Польша 4,1 641,8 112,6
Китай 4,7 314,9 45,2
Германия 4,3 694,9 82,7
Нидерланды 2,7 833,9 115,2
Великобритания 2,5 817,9 32,8
Литва 2,2 601,8 80,7
Турция 1,5 59,3 53,1
Италия 1,3 70,9 65,6
Бразилия 1,2 379,3 79,1
США  1,1 83,9 77,7

Самое печальное, что по итогам января-сентября т.г. в натуральном выражении объем экспорта товаров практически не изменился (прирост 0,3%), а сокращение стоимостных объемов было вызвано уменьшением средней цены поставок.

Наиболее заметно снижение цен на товары, реализуемые на российском рынке. Вероятно, в большинстве случаев контрактные цены на поставки устанавливались в российских рублях, а понижение курса национальной валюты к доллару привело к снижению стоимости белорусского экспорта в долларовом выражении. Но также возможно, что уменьшение покупательной способности населения в России заставляет наших экспортеров снижать цены, чтобы сохранить конкурентоспособность продукции на ее рынке или же поставлять товары более дешевого сегмента.

Проблема падения экспорта не осталась без внимания госорганов: в августе Совмин утвердил Национальную программу поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016-2020 гг. Тем не менее наши эксперты указывают на слабые места в действиях правительства, обращают внимание на недостаточно активную работу по стимулированию внешней торговли.

Владимир КАРЯГИНВладимир КАРЯГИН, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП):

- МИД Беларуси широко привлекал к обсуждению программы экспертов союзов промышленников и предпринимателей, она неоднократно дорабатывалась с учетом наших замечаний. Единственный недостаток - отсутствие выделенных финансовых ресурсов для ее реализации.

Основная проблема продвижения белорусских товаров на экспорт - недостаток сведений о товарных рынках, маркетинговой информации. Также отсутствует полная база экспортеров. В экспортной деятельности принимают участие 22 тыс. субъектов хозяйствования, а в базу данных внесено не более 10 тыс. Полной информации нет даже у МИДа, поэтому белорусские посольства часто обращаются в Конфедерацию с просьбой найти поставщиков тех или иных товаров.

Недостаточно выпустить продукцию, нужно уметь ее представить. Зарубежные производители в этом преуспели намного больше: у них есть агентства по продвижению товаров, цветные каталоги продукции, мультимедийные презентации. Показательно, что во многих странах государство выделяет экспортерам средства на презентацию своей продукции или компенсирует вложенные в рекламу средства, особенно тем, кто впервые выходит на новый рынок.

Инструментов для стимулирования экспорта в нашей стране достаточно: создан Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен. МИДом сформированы мониторинговые группы для изучения рынков «дальней дуги». Представители белорусских компаний и госорганов регулярно выезжают в различные страны для изучения рынков и заключения контрактов.

Нам нужно учиться представлять свою страну и продукцию за рубежом. Сайты многих отечественных предприятий не посещаются, информация на них своевременно не обновляется. Недостаточно используются возможности электронной торговли. По индексу сетевой готовности (показатель, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в стране) Беларусь не входит в число лидеров, у нее низкая включенность в EEN (Европейская сеть поддержки предпринимательства). Мы предлагаем помощь всем экспортоориентированным предприятиям - на нашей базе создана опорная точка данной сети, которая позволит найти и партнеров, и инвесторов.

Большое значение для продвижения экспорта имеют связи с малыми и средними предприятиями в регионах. Рынки многих стран недостаточно освоены нашими экспортерами, даже в России белорусские товары представлены только в крупных городах и не доходят до глубинки.

Решению этой проблемы будет способствовать открытие в Москве торгово-выставочной площадки «Беларусь предлагает» - РКП заключила договор с ТВЦ «Аврора». В столице России сосредоточены представительства крупнейших транснациональных корпораций, дипломатические посольства практически всех стран мира, так что эта площадка будет использоваться и для продвижения белорусских товаров на третьи рынки.

Ирина ТОЧИЦКАЯИрина ТОЧИЦКАЯ, научный директор Исследовательского центра ИПМ, кандидат экономических наук:

- Отрицательное сальдо внешней торговли обусловлено снижением стоимостных объемов экспорта в страны вне СНГ, 55% которого приходятся на поставки товаров всего трех групп: нефтепродукты, калийные удобрения и черные металлы. Падение мировых цен на них отразилось и на стоимости белорусского экспорта.

Сегодня стоит вопрос выживания белорусских предприятий и структурной перестройки экономики. Нам необходимо менять промышленный ландшафт, трансформироваться в соответствии с мировыми вызовами.

Предложения о географической диверсификации экспорта звучат уже давно, но нужно понимать, что реальная конкурентоспособность нашей продукции не слишком высока. Например, в последнее время отечественные грузовики сильно сдали позиции в России - мы не выдерживаем конкуренции даже на собственном рынке, защищенном от других производителей высокими пошлинами и на котором допущены к госзакупкам.

Проводится недостаточно маркетинговых исследований новых рынков, мы не знаем, как на них попасть и какие ниши можно занять. В Африке, например, много динамично развивающихся стран, которые пока не достигли столь высокого уровня доходов, чтобы покупать продукцию развитых государств, и где наши товары будут востребованы.

Немецкие коллеги отмечают, что в Германии видят большой потенциал в наращивании экспорта малыми и средними предприятиями, принимается много программ по стимулированию их экспортной активности.

У нас, по статистике, достаточно большой удельный вес в экспорте малых и средних предприятий - около 30%. Но если исключить экспорт Белорусской калийной компании, которая попадает под категорию малых предприятий с количеством работающих до 100 человек, а также различных нефтетрейдеров, то доля малого бизнеса будет низкой.

Надежда КОВШ

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции