Белорусский экспорт продолжает снижаться второй год подряд. Мы решили выяснить, на каких рынках и почему теряем позиции и есть ли шанс вернуть прежние объемы внешних продаж. Внешнеторговый оборот в январе-сентябре т.г. сократился почти на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составил 36,8 млрд долл.
Отрицательное внешнеторговое сальдо достигло -2,39 млрд долл., или 6,5% всего товарооборота (в январе-августе 2015 г. сальдо -1,5 млрд., или 3,9% товарооборота. Объем торговли со странами СНГ уменьшился на 7,3%, с другими государствами - на 23,5%, т.е., почти на четверть!
Из-за пределов Содружества мы завезли товаров на 617,3 млн долл. больше, чем продали (напомним, в январе-августе 2015 г. было положительное сальдо: +1,2 млрд долл.). Но в торговле непосредственно со странами ЕС оно сложилось в пользу Беларуси: +622,7 млн долл.
Больше всего сократились объемы белорусского экспорта: снижение на 17% - до 15,2 млрд долл. Импорт упал на 12,8% - до 17,3 млрд.
Итоги внешней торговли Беларуси с отдельными странами за январь-август 2016 г.
Страна | Доля в общем товарообороте Беларуси, % | Экспорт, млн долл. | Январь-август 2016 г. к январю-августу 2015 г., % |
Россия | 51,0 | 7 717,0 | 99,4 |
Украина | 7,5 | 2 066,1 | 114,6 |
Польша | 4,1 | 641,8 | 112,6 |
Китай | 4,7 | 314,9 | 45,2 |
Германия | 4,3 | 694,9 | 82,7 |
Нидерланды | 2,7 | 833,9 | 115,2 |
Великобритания | 2,5 | 817,9 | 32,8 |
Литва | 2,2 | 601,8 | 80,7 |
Турция | 1,5 | 59,3 | 53,1 |
Италия | 1,3 | 70,9 | 65,6 |
Бразилия | 1,2 | 379,3 | 79,1 |
США | 1,1 | 83,9 | 77,7 |
Самое печальное, что по итогам января-сентября т.г. в натуральном выражении объем экспорта товаров практически не изменился (прирост 0,3%), а сокращение стоимостных объемов было вызвано уменьшением средней цены поставок.
Наиболее заметно снижение цен на товары, реализуемые на российском рынке. Вероятно, в большинстве случаев контрактные цены на поставки устанавливались в российских рублях, а понижение курса национальной валюты к доллару привело к снижению стоимости белорусского экспорта в долларовом выражении. Но также возможно, что уменьшение покупательной способности населения в России заставляет наших экспортеров снижать цены, чтобы сохранить конкурентоспособность продукции на ее рынке или же поставлять товары более дешевого сегмента.
Проблема падения экспорта не осталась без внимания госорганов: в августе Совмин утвердил Национальную программу поддержки и развития экспорта Беларуси на 2016-2020 гг. Тем не менее наши эксперты указывают на слабые места в действиях правительства, обращают внимание на недостаточно активную работу по стимулированию внешней торговли.
Владимир КАРЯГИН, председатель президиума Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП):
- МИД Беларуси широко привлекал к обсуждению программы экспертов союзов промышленников и предпринимателей, она неоднократно дорабатывалась с учетом наших замечаний. Единственный недостаток - отсутствие выделенных финансовых ресурсов для ее реализации.
Основная проблема продвижения белорусских товаров на экспорт - недостаток сведений о товарных рынках, маркетинговой информации. Также отсутствует полная база экспортеров. В экспортной деятельности принимают участие 22 тыс. субъектов хозяйствования, а в базу данных внесено не более 10 тыс. Полной информации нет даже у МИДа, поэтому белорусские посольства часто обращаются в Конфедерацию с просьбой найти поставщиков тех или иных товаров.
Недостаточно выпустить продукцию, нужно уметь ее представить. Зарубежные производители в этом преуспели намного больше: у них есть агентства по продвижению товаров, цветные каталоги продукции, мультимедийные презентации. Показательно, что во многих странах государство выделяет экспортерам средства на презентацию своей продукции или компенсирует вложенные в рекламу средства, особенно тем, кто впервые выходит на новый рынок.
Инструментов для стимулирования экспорта в нашей стране достаточно: создан Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен. МИДом сформированы мониторинговые группы для изучения рынков «дальней дуги». Представители белорусских компаний и госорганов регулярно выезжают в различные страны для изучения рынков и заключения контрактов.
Нам нужно учиться представлять свою страну и продукцию за рубежом. Сайты многих отечественных предприятий не посещаются, информация на них своевременно не обновляется. Недостаточно используются возможности электронной торговли. По индексу сетевой готовности (показатель, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в стране) Беларусь не входит в число лидеров, у нее низкая включенность в EEN (Европейская сеть поддержки предпринимательства). Мы предлагаем помощь всем экспортоориентированным предприятиям - на нашей базе создана опорная точка данной сети, которая позволит найти и партнеров, и инвесторов.
Большое значение для продвижения экспорта имеют связи с малыми и средними предприятиями в регионах. Рынки многих стран недостаточно освоены нашими экспортерами, даже в России белорусские товары представлены только в крупных городах и не доходят до глубинки.
Решению этой проблемы будет способствовать открытие в Москве торгово-выставочной площадки «Беларусь предлагает» - РКП заключила договор с ТВЦ «Аврора». В столице России сосредоточены представительства крупнейших транснациональных корпораций, дипломатические посольства практически всех стран мира, так что эта площадка будет использоваться и для продвижения белорусских товаров на третьи рынки.
Ирина ТОЧИЦКАЯ, научный директор Исследовательского центра ИПМ, кандидат экономических наук:
- Отрицательное сальдо внешней торговли обусловлено снижением стоимостных объемов экспорта в страны вне СНГ, 55% которого приходятся на поставки товаров всего трех групп: нефтепродукты, калийные удобрения и черные металлы. Падение мировых цен на них отразилось и на стоимости белорусского экспорта.
Сегодня стоит вопрос выживания белорусских предприятий и структурной перестройки экономики. Нам необходимо менять промышленный ландшафт, трансформироваться в соответствии с мировыми вызовами.
Предложения о географической диверсификации экспорта звучат уже давно, но нужно понимать, что реальная конкурентоспособность нашей продукции не слишком высока. Например, в последнее время отечественные грузовики сильно сдали позиции в России - мы не выдерживаем конкуренции даже на собственном рынке, защищенном от других производителей высокими пошлинами и на котором допущены к госзакупкам.
Проводится недостаточно маркетинговых исследований новых рынков, мы не знаем, как на них попасть и какие ниши можно занять. В Африке, например, много динамично развивающихся стран, которые пока не достигли столь высокого уровня доходов, чтобы покупать продукцию развитых государств, и где наши товары будут востребованы.
Немецкие коллеги отмечают, что в Германии видят большой потенциал в наращивании экспорта малыми и средними предприятиями, принимается много программ по стимулированию их экспортной активности.
У нас, по статистике, достаточно большой удельный вес в экспорте малых и средних предприятий - около 30%. Но если исключить экспорт Белорусской калийной компании, которая попадает под категорию малых предприятий с количеством работающих до 100 человек, а также различных нефтетрейдеров, то доля малого бизнеса будет низкой.
Надежда КОВШ
Продолжение читайте в печатной версии журнала.
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции