fbpx

По данным Белстата, объем иностранных инвестиций в Беларусь за первое полугодие 2016 г. по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом снизился на 1 млрд долл. - до 4,7 млрд. Что необходимо сделать, чтобы в страну рекой потекли деньги, рассказала Наталья НИКАНДРОВА, директор Национального агентства инвестиций и приватизации (НАИП).

Наталья Никандрова- На уменьшение инвестиционного потока влияют как внутренние, так и внешние причины. Во-первых, это спад экономики у нашего основного инвестора и торгового партнера - РФ на фоне снижения цен на энергоресурсы и темпов роста в Евросоюзе. Данные факторы обнажили наши проблемы системного характера в экономике и оказали влияние на экономический спад внутри страны. Все это негативно повлияло и на приток иностранных инвестиций. Кроме того, мы наблюдаем значительное падение активности таких мировых стран-доноров прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как Германия, США и Великобритания, которые в условиях мировой рецессии снизили объем инвестиций.

Во-вторых, негативное влияние санкций Запада на Россию. Для Беларуси они могли бы стать определенным окном возможностей, поскольку инвестиционная привлекательность республики по сравнению с РФ несколько повысилась. Это связано с тем, что у нас более предсказуемая ситуация. Кроме того, после снятия европейских санкций наступило потепление в отношениях и повысился интерес к нашей стране.

Сегодня надо обратить внимание на внутренние проблемы: недостаточно стабильная макроэкономическая ситуация, высокие темпы инфляции, низкая доступность кредитных ресурсов и их высокая стоимость, сложность налогового законодательства. Несмотря на определенные изменения, иностранные инвесторы испытывают проблемы. Также отмечается негибкость на рынке труда.

- Наталья Михайловна, что еще не устраивает инвесторов?

 - В качестве препятствий называют высокую долю госсобственности в белорусской экономике и низкие темпы приватизационных процессов. Поэтому в Беларуси, несмотря на вышеназванные факторы, есть большие перспективы по привлечению внешнего капитала и ПИИ. И в первую очередь за счет приватизации. Она могла бы стать ключевым фактором, который поспособствовал приходу инвесторов в нашу страну, особенно в производственный сектор.

Сегодня удельный вес ПИИ в промышленности говорит о том, что остается низким уровень проникновения иностранного капитала и невозможно вести речь о трансфере новых технологий и методов управления, современных знаний и соответственно повышении конкурентоспособности. Следовательно, предпринимаемые правительством действия по изменению ситуации недостаточны, несмотря на повышение Беларуси в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка. Необходим ряд коренных мер для снижения рисков. Это основной фактор, который влияет на принятие решений инвесторами.

- Есть ли выход из сложившейся ситуации?

- Базовым драйвером для притяжения инвестиций могла бы стать приватизация. Нужна определенная гибкость в подготовке продажи активов, а также следует изменить отношение к иностранным инвесторам. У нас многие боятся и сторонятся приватизации, зачастую припоминая опыт России и стран Восточной Европы. Чтобы этого избежать и запустить открытые и прозрачные процессы, необходимо менять законодательство, чем и занимается НАИП в рамках проекта пилотной приватизации в сотрудничестве с Всемирным банком.

Следует использовать определенные методы выбора стратегических инвесторов, готовых вкладывать средства в развитие предприятий. Необходимо менять систему принятия решений по приватизационным сделкам, сделать ее более упрощенной. Проведение нормальной, открытой, прозрачной приватизации позволит сформировать доверие к институтам власти, а населения - к государству и институту частной собственности. При этом нужно обеспечить необратимость приватизационных сделок и их легитимность.

Приватизация как драйвер притяжения

- Подскажите, как руководителям предприятий привлечь инвесторов?

- Сегодня сложилась ситуация, когда условием экономической стабильности считается положение предприятий государственной формы собственности, эффективность которых снизилась, ухудшилось и финансовое положение. Менеджмент госпредприятий привык пользоваться единственным источником финансирования - льготными кредитами.

Руководителям следует активнее искать источники финансирования с помощью выхода на фондовый рынок, создания совместных предприятий. Это необходимо для того, чтобы более оперативно реагировать на быстро изменяющиеся условия и запросы рынка. Большая ошибка многих руководителей в том, что не учитываются интересы инвесторов. Зачастую предлагаемые инвестиционные проекты не окупаемы или могут окупиться за длительное время. Порой не продуманы рынки сбыта продукции, возможные риски развития проекта, а инвестора рассматривают как донора для реструктуризации своих долгов.

- В конце сентября в Минске прошел международный инвестиционный форум. К слову, аналогичные мероприятия раньше проводились и за рубежом. Есть ли практический эффект от них?

-- Зарубежные форумы были инструментом, с помощью которого мы хотели преодолеть информационный вакуум вокруг Беларуси. Они были направлены на информирование деловой зарубежной общественности и инвесторов о нашей стране и инвестиционных возможностях. Не секрет, что нашу республику часто ассоциируют с Российской Федерацией. Поэтому мы создавали позитивный инвестиционный имидж Беларуси, производящей не только тракторы и БелАЗы, но и высокотехнологичной страны, которая может по праву называться европейской Силиконовой долиной.

Организуя международный форум «Расширяя горизонты: инвестиции, финансы, развитие», мы преследовали цель отойти от стандартного формата, собрать экспертов и представителей международных финасовых организаций, создать дискуссионную площадку, чтобы обсудить проблемы, которые препятствуют экономическому развитию Беларуси и притоку инвестиций. Считаю, что нам это удалось. Мы привлекли вдвое больше участников, чем ожидали - форум посетили 700 человек.

По его итогам готовим дорожную карту, в которой отразим все рекомендации и опасения, высказанные участниками форума, экспертами и представителями бизнес-кругов. Надеемся, что она ляжет в основу действий правительства по улучшению сложившейся ситуации. Основные препятствия, на которые указали инвесторы, - высокие администартивные барьеры и транзакционные издержки, отсутствие гарантий стабильности законодательства, сложности с получением земельных участков и регулированием прав на землю, сложности при разработке и реализации инвестиционных договоров, а также трудности с соблюдением прав собственности.

- НАИП и Всемирный банк продлили срок действия соглашения, предусматривающего привлечение инвесторов в госсектор. Насколько эффективным, на ваш взгляд, был предыдущий документ и готовы ли к приватизации госпредприятия?

- Действительно, соглашение продлено на два года. Всемирный банк высоко оценил результаты, достигнутые в ходе реализации предыдущего документа. Несмотря на то что ни одна приватизационная сделка не состоялась, были сформулированы проблемы, препятствующие проведению приватизации в Беларуси, даны основные рекомендации, которые должны лечь в основу изменений национального законодательства. Кроме того, наработанный опыт позволил принять решение продолжать пилотный проект.

Мы поняли, что должны использовать не только приватизацию, как один из инструментов повышения доли частной собственности в стране, но и другие методы: создание совместных предприятий, дополнительную эмиссию акций, приход инвестора в долю госпредприятий.

Сейчас повторно объявлены два тендера по поиску инвесторов для Минского маргаринового завода и Барановичского завода железобетонных конструкций. Также подобрали 8 предприятий, которые будут включены в проект при одобрении правительством и Президентом. Отбор велся по критериям Всемирного банка: предприятия не должны быть хронически убыточными, средние по размеру, иметь перспективы роста и развития.

- Вы предложили правительству упростить визовый режим для активных иностранных инвесторов. Станет ли это толчком к увеличению их заинтересованности? Насколько к этому готово государство?

- Думаем, что пока рано говорить о принятии конкретных мер, ожидаем решение соответствующих органов. Несомненно, упрощение визового режима положительно скажется на инвестиционном климате страны. Наработан большой опыт, в том числе негативный. Иногда ходатайства о получении визы путешествовали за инвесторами по всему миру, ведь деловые люди активно перемещаются. А обязательные визы в Беларусь ограничивают их возможности. Упрощение процедуры получения, отказ от консульских сборов в долгосрочной перспективе принесут свои плоды не только в плане улучшения инвестиционного климата, но и расширения деловых контактов, развития сферы туризма и гостеприимства.

- В сентябре в состав НАИП вошел Центр государственно-частного партнерства (ГЧП), в июле вступил в силу Закон о ГЧП. Как должно развиваться сотрудничество частного бизнеса и государства в области инфраструктурных проектов?

- НАИП теперь будет курировать и это направление. Основная задача - планомерно создавать необходимые условия для развития ГЧП. Помимо этого, на НАИП возложена функция по актуализации Национальной инфраструктурной стратегии (НИС). Так теперь называется Национальный инфраструктурный план до 2030 г. - первый комплексный документ по оценке потребностей страны в объектах инфраструктуры, фактических ресурсах и имеющемся дефиците бюджетных средств на эти цели. НИС разработан в 2015 г., в том числе при экспертной поддержке ЕЭК ООН. Поэтому без привлечения частных инвесторов все реализовать будет невозможно.

Считаем, что актуализация НИС должна проводиться по двум направлениям. Первое - обновление перечня проектов. Стратегия как документ должна ориентироваться, прежде всего, на инвестора, и проекты должны быть качественными и приоритетными для страны. Второе направление - разработка системных подходов и методологии формирования структуры стратегии с использованием опыта Всемирного банка.

Если говорить о практической плоскости формирования рынка ГЧП, то уже сегодня мы работаем над несколькими пилотными проектами - модернизация трассы М-10 (в рамках заключенного соглашения с ЕБРР), строительство детских садов в Минской области (предполагается подготовка документов за счет средств техпомощи ЕС), проектирование и строительство станции скорой и неотложной медицинской помощи (в качестве первого интеграционного проекта в рамках ЕАЭС) и, наконец, строительство онкологической больницы в Гродно (отрабатывается возможность привлечения МФК к его подготовке). Есть много направлений, которые могли бы быть реализованы в рамках ГЧП.

Можно также привлечь средства Евросоюза для реализации совместных проектов. Например, Литва и Польша предоставляют финансы с целью создания потенциала для развития сотрудничества в области ГЧП.

Приватизация как драйвер притяжения

- Наталья Михайловна, как вы оцениваете эффективность работы Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине?

- Недавно утвержден состав его рабочей группы, в который вдохнули новую жизнь. НАИП помогает рабочим группам других ведомств поднимать проблематику, связанную с привлечением инвестиций. Например, собрали на круглый стол экспертов строительного рынка и юристов, которые подняли пласт проблем в отрасли. По итогам заседания представили в Минстройархитектуры перечень проблемных вопросов, которые будут рассмотрены до конца ноября.

Мы будем активно пропагандировать деятельность нашего совета, чтобы к его работе подключалось как можно больше предпринимателей, бизнесменов и иностранных инвесторов. Такие советы эффективно работают в Казахстане, России. Они выносят нерешенные на местах проблемы на уровень премьер-министров. В 2017 г. планируем провести пленарное заседание совета с участием премьер-министра Беларуси, где подведем итоги работы за год.

- Считаете ли вы необходимым расширение полномочий НАИП? Что еще агентство могло бы сделать для улучшения инвестиционного климата и стимулирования процессов приватизации в Беларуси?

- Агентство не является законотворческим органом. Мы можем поднимать проблемы и предлагать изменения для улучшения инвестиционного климата. Будут ли они реализованы, от нас не зависит. Стараемся помогать инвесторам, пытаясь решать их проблемы или конфликты с местными органами власти. С учетом высоких барьеров для входа на белорусский рынок, связанных с высокой долей госсобственности в экономике, несомненно, НАИП требуются дополнительные полномочия.

Сегодня агентство не имеет возможности выделять земельные участки для инвесторов, принимать решения по приватизационным сделкам. Обычно в странах с такой структурой госуправления инвестиционные агентства могут принимать определенные решения. Например, в Грузии подобный орган работает при премьер-министре. Там агентство может самостоятельно и комплексно формировать предложения для определенных инвесторов или определенного сектора экономики. И они имеют больший шанс быть воспринятыми инвесторами, чем проекты, которые есть в базе НАИП или разработаны госорганами.

В нашей стране инвесторы идут напрямую или к премьер-министру, или в Администрацию Президента, чтобы оценить, как к проекту относятся те, кто будет принимать решение. Если бы НАИП имело соответствующий статус и полномочия, то этого бы не требовалось, и все инвестиционные потоки шли бы через агентство.

Необходимо также создать в стране институт инвестиционного омбудсмена. По различным причинам инвестиционные договоры не выполняются и возникают сложности с инвесторами, поэтому нужна структура, способная решить эти вопросы во внесудебном порядке. Если бы НАИП имело достаточные полномочия, то могло бы завоевать доверие в защите интересов инвесторов. Защищая и продвигая их, мы можем создать положительный имидж страны.

Марина АЛЕКСАНДРОВА