О том, что у нас много фактически бесхозных земель, помещений и предприятий - знают многие. Гораздо менее известным является тот факт, что в нашей стране есть… бесхозный капитал. Парадоксально, но пока правительство и Нацбанк предпринимают «героические усилия» по поиску за рубежом средств для финансирования экономики, в самой Беларуси остаются невостребованными весьма значительные ресурсы. 

Владимир ТарасовКогда заходит речь о бесхозном капитале, первое, что приходит в голову - это валюта, которая хранится на руках у населения. Действительно, эти средства велики, но они представляют только часть богатства страны. Чтобы понять, о чем идет речь, в качестве примера можно рассмотреть систему накопительного пенсионного страхования.

В нашей стране подобной системы нет. Пенсии выплачиваются за счет средств, которые удерживаются из зарплаты работающих людей. При этом отчисления в фонд социальной защиты населения в настоящее время составляют 35%, из которых примерно 29% идет на пенсии, а 6% - на социальные программы. Этого хватает только на то, чтобы обеспечить пенсию на уровне около 40% средней зарплаты.

Пример Польши

В экономически развитых странах в дополнение к традиционной пенсионной системе гражданам в обязательном порядке предоставляется возможность делать личные пенсионные накопления. Например, в Польше такая возможность появилась в 1999 г. после проведения пенсионной реформы. Тогда пенсионные отчисления были установлены в размере 19,52% зарплаты, причем 7,3% из них (в настоящее время - 2,8%) направлялись в открытые пенсионные фонды, а оставшаяся часть шла на текущие выплаты пенсионерам. При этом в Польше средняя пенсия составляет около половины средней зарплаты, т.е. немногим выше, чем в Беларуси.

Поскольку реально собираемых отчислений на выплату пенсий в прежних размерах после начала реформы не хватало, государство доплачивало пенсионерам из бюджета. Средства на эти цели изыскивались за счет доходов от приватизации и увеличения государственного долга.

Пенсионные накопления

В итоге не все получилось гладко, и в настоящее время по размеру государственного долга Польша является лидером среди стран Восточной Европы. В связи с ростом долга до критического уровня, в 2011 г. величина отчислений в пенсионные фонды была снижена с 7,3 до 2,8%. Не рассчитали… Тем не менее, существование пенсионных фондов оказало значительное влияние на экономику страны. Ведь 95% аккумулировавшихся в них средств фонды были обязаны вкладывать на территории Польши. Эти ресурсы размещались в основном в акции польских предприятий и государственные облигации. То есть в стране возник постоянный источник «длинных денег», который способствовал росту цен акций на фондовом рынке, а также развитию ипотеки. 

Это привело к настоящему буму на польском рынке ценных бумаг. Варшавская фондовая биржа была образована в 1991 г., а через 20 лет, по итогам 2012 г., журнал Euromoney назвал ее лучшей финансовой биржей в Центральной и Восточной Европе. На ней тогда котировались акции 438 компаний, 43 из них были зарубежными. Капитализация обществ, акции которых котировались на бирже, составляла 171 млрд долл. По количеству IPO биржа в 2012 г. заняла второе место в Евросоюзе.

Все это в значительной степени обеспечили именно пенсионные фонды, которые создавшие постоянный приток средств на биржу, что повышало котировки акций и привлекало других инвесторов. Институциональным польским инвесторам (пенсионным и инвестиционным фондам) в 2012 г. принадлежало 34% вложений на бирже, еще 16% составляли средства национальных частных инвесторов, а 50% - иностранных.

Упущенные возможности Беларуси

Возможность создать собственный фондовый рынок, на котором белорусские ОАО могли бы привлекать ресурсы как отечественных, так и иностранных инвесторов, была и в Беларуси. Чтобы понять масштаб упущенных возможностей, можно провести мысленный эксперимент: посмотреть, как выглядела бы экономика и финансовая система Беларуси через 20 лет, если бы сейчас, пусть и с опозданием, в нашей стране начала создаваться накопительная пенсионная система.

Допустим, правительство снизило бы отчисления в фонд социальной защиты на сумму, эквивалентную 500 млн долл. в год, отправляя эти средства в пенсионные фонды (для наглядности будем делать расчеты в долларах). Это соответствует 2-3% отчислений от фонда заработной платы, т.е. примерно равно относительной величине отчислений в Польше. Чтобы это не привело к сокращению пенсий ниже уровня в 40% от заработной платы, нам пришлось бы частично продать государственную собственность или размещать государственные облигации. Если предположить, что эти способы использовались бы в одинаковой степени, то за 20 лет государству пришлось бы продать госсобственности на 5 млрд долл. и выпустить рублевых облигаций также на 5 млрд долл., что привело бы к росту внутреннего долга страны.

Фонд социальной защиты

Это - минусы. Но были бы и плюсы. Эти деньги не были бы проедены: через 20 лет у жителей Беларуси стало бы на 10 млрд долл. больше собственности - акций и облигаций, приобретенных пенсионными фондами. Допустим, что средства пенсионных фондов поровну распределились бы между этими видами ценных бумаг - ровно по 5 млрд долл. Это значит, что население выкупило бы облигации, за счет которых, кстати, финансировалась бы половина доплат к текущим пенсиям. А еще 5 млрд долл. попали бы на рынок акций.

Если исходить из пропорций фондового рынка Польши, то это привело бы к привлечению в акции белорусских предприятий около 2,5 млрд долл. средств внутренних частных инвесторов, а также примерно 7,5 млрд долл. - от иностранных инвесторов. Таким образом, белорусские ОАО смогли бы за 20 лет привлечь инвестиции в объеме 15 млрд долл. посредством продажи своих акций! В результате ценные бумаги многих ОАО превратились бы из мертвого неликвидного груза, который они представляют собой сейчас, в удобный инструмент для привлечения средств. Предприятия увеличили бы объемы производства и экспорта, что привело бы к росту бюджетных доходов и хотя бы отчасти компенсировало расходы на доплату пенсий, снизило необходимость в увеличении долга.

Кроме того, через 20 лет, когда люди начали бы получать доход от своих пенсионных накоплений, правительство могло соответственно снизить поддержку пенсионеров за счет бюджета. Либо же - увеличило пенсий (более 40% средней зарплаты). При этом, напомним, с точки зрения текущих пенсий, получаемых физическими лицами, ситуация на протяжении этих 20 лет ничем не отличалась бы от того, что наблюдалось бы в случае отсутствия каких-либо действий по созданию накопительной пенсионной системы.

То есть посредством создания системы накопительных пенсий фактически могла быть сформирована система производства внутреннего национального капитала. На каждый вложенный государством 1 млрд долл. в стране формировалось бы 1,5 млрд долл. частного капитала, вложенного в акции. Конечно, о воспроизводстве капитала здесь можно говорить лишь условно, так как фактически произошло бы его перераспределение - преобразование государственных средств в частный капитал, а также вовлечение в рыночный оборот неликвидных акций и средств населения, которые сейчас практически не работают. Таким образом фактически была бы осуществлена массовая и справедливая приватизация государственной собственности среди населения страны. 

Владимир ТАРАСОВ

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции