В своем обращении к парламентариям 5-го и 6-го созывов Президент Александр Лукашенко отметил, что зарегистрировать бизнес в Беларуси достаточно просто, однако «потом придут медики, МЧС, еще кто-то и - труба - не рад, что зарегистрировался». Сложно не согласиться с этим утверждением. Хотя, согласно недавним исследованиям, даже в тех сферах, где, казалось бы, все просто и понятно для предпринимателя, есть, что менять в лучшую сторону.

 

Регистрация бизнеса

За последние 15 лет в Беларуси успешно проведены преобразования, которые улучшили деловой климат и усовершенствовали процесс предоставления административных процедур юридическим лицам. Доказательством тому служит показатель «Расстояние до лидера» в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»: если в 2010 г. он составлял 54,1%, то в т.г. улучшился до 72,3%. Хотя данный процесс проходил неравномерно. Так, в категории «Открытие бизнеса» страна за 10 лет улучшила позиции на 44,6 п.п. - с 51,6 до 96,3%, а в категории «Решение неплатежеспособности (банкротство)» только на 25,3 п.п. - с 23,1 до 48,4% (приведенные в данные подтверждают, что динамика улучшения делового климата в стране неравномерна по различным категориям, выделяемым международными экспертами). Поэтому у официальных властей все еще остается достаточно широкий простор для улучшения условий ведения бизнеса.

Категория 2006 г. 2010 г. 2015 г. 2016 г.
1. Открытие бизнеса 51,56 90,05 91,88 96,32
2. Получение разрешения на строительство 49,1 72,16 76,6 76,64
3. Получение доступа к электричеству - 48,42 68,87 69,08
4. Регистрация собственности 49,74 91,68 90,42 90,53
5. Получение кредита 12,5 43,75 40 40
6. Защита прав миноритарных акционеров 40 43,33 58,33 58,33
7. Уплата налогов 0 0 78,38 78,74
8. Перемещение товаров через границу 30,6 34,57 94,88 94,88
9. Принуждение к исполнению контрактов 81,1 81,1 70,36 70,36
10. Решение неплатежеспособности 23,05 35,8 48,18 48,38

Слово и дело

Понимание необходимости дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественной экономики через развитие частного сектора становится темой №1. Ряд конкретных действий уже нашли отражение в официальных документах, о чем свидетельствуют Указ от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь в 2016 году» и постановление Совмина и Нацбанка от 18.01.2016 г. №28/2 «Об утверждении комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности». В этих документах уделено достаточное внимание развитию предпринимательства и улучшению делового климата в стране.

Но вопрос еще в том, насколько позитивный характер носят принимаемые решения в отношении белорусских предпринимателей? В данном случае конструктивными в части регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) считаются изменения экономической политики, которые улучшают условия хозяйствования. Другими словами, проводимые изменения должны положительно сказываться не только на количественных, но и на качественных параметрах оценки условий деятельности МСП в нашей стране.

Регистрация бизнеса

Предположим, что улучшение позиции Беларуси в международных рейтингах - это количественный показатель успеха проводимой экономической политики по отношению к субъектам хозяйствования частного сектора экономики. С определенными оговорками повышение рейтинга страны в исследовании должно отражать фактическое улучшение условий хозяйствования. Можно отметить, что в последние годы экономическая политика по регулированию деятельности МСП не всегда положительно оценивалась предпринимателями.

Например, в соответствии с рейтингом «Ведение бизнеса-2016», в прошлом году Беларусь улучшила общий показатель «Расстояние до лидера» (в %) по сравнению с 2014 г. на 0,54 п.п. В то же время, согласно опросу отечественного МСП, который ежегодно проводит исследовательский центр Института приватизации и менеджмента (далее - ИПМ), отвечая на вопрос «Как, по вашему мнению, изменились условия ведения предпринимательской деятельности за прошедший год?», 68,5% респондентов отметили их ухудшение.

Можно подвергнуть сомнению вывод о конструктивности проводимой политики в связи с предположениями и ограничениями в части методологии используемых исследований, однако несмотря на предпринятые действия официальных властей, количество субъектов МСП за 2015 г. сократилось на 5,9% - с 114 208 до 107 441 субъекта, а вклад в ВВП все еще ниже запланированных 35%.

Диалог вместо монолога

За предыдущие годы построения белорусской экономики была несколько утрачена обратная связь между госорганами власти и предпринимателями. Предпринимательство находилось за скобками используемой формулы экономического развития. Фактически в руках официальных властей находились различные средства совершенствования административных процедур (специальные межведомственные комиссии, рабочие группы, консультативные советы и др.), в то же время часто проводимая политика не отвечала интересам частного сектора, так как предприниматели были сторонними наблюдателями, а не участниками процесса. И подобная практика сохранилась до сих пор. В итоге многие нормы законодательства применяются с определенными искажениями, а механизмов, позволяющих зафиксировать данные искажения, недостаточно.

Регистрация бизнеса

Проведение новых исследований о МСП, налаживание прямого диалога между государством и частным сектором Беларуси, а также создание новых форм распространения актуальной информации о правилах работы на рынке среди участников хозяйственной деятельности - все это в сложившихся условиях остается приоритетными задачами для белорусских властей. Чтобы решать перечисленные задачи, создается Электронный реестр административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Согласно аналитической записке НИЭИ Минэкономики Беларуси, при этом будет решаться триединая задача: создание информационного ресурса, позволяющего предпринимателю найти нужную административную процедуру (информационная функция), реализация транзакционного комплекса для осуществления процедуры в режиме онлайн (транзакционная функция) и упрощение административных процедур (оптимизационная функция). Можно заметить прямую корреляцию между задачами формирования Реестра и приоритетами, которые получены в результате выявленных недостатков проводимой государственной политики в отношении частного сектора экономики.

Тем не менее, создаваемый Реестр не отвечает потребностям усиления практического взаимодействия и расширения связи между госорганами и субъектами хозяйствования. Его информационная, транзакционная и оптимизационная функции в перспективе снизят издержки предпринимателей на поиск информации и ее использование. На наш взгляд, Реестр не обеспечивает механизм обратной связи между МСП и госорганами. Поэтому следует искать другие методики, способные сформировать обратную связь между субъектами хозяйствования и соответствующими госорганами.

Антон БОЛТОЧКО, эксперт ОО «ДАС Либеральный клуб»

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции