В своем обращении к парламентариям 5-го и 6-го созывов Президент Александр Лукашенко отметил, что зарегистрировать бизнес в Беларуси достаточно просто, однако «потом придут медики, МЧС, еще кто-то и - труба - не рад, что зарегистрировался». Сложно не согласиться с этим утверждением. Хотя, согласно недавним исследованиям, даже в тех сферах, где, казалось бы, все просто и понятно для предпринимателя, есть, что менять в лучшую сторону.
За последние 15 лет в Беларуси успешно проведены преобразования, которые улучшили деловой климат и усовершенствовали процесс предоставления административных процедур юридическим лицам. Доказательством тому служит показатель «Расстояние до лидера» в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса»: если в 2010 г. он составлял 54,1%, то в т.г. улучшился до 72,3%. Хотя данный процесс проходил неравномерно. Так, в категории «Открытие бизнеса» страна за 10 лет улучшила позиции на 44,6 п.п. - с 51,6 до 96,3%, а в категории «Решение неплатежеспособности (банкротство)» только на 25,3 п.п. - с 23,1 до 48,4% (приведенные в данные подтверждают, что динамика улучшения делового климата в стране неравномерна по различным категориям, выделяемым международными экспертами). Поэтому у официальных властей все еще остается достаточно широкий простор для улучшения условий ведения бизнеса.
Категория | 2006 г. | 2010 г. | 2015 г. | 2016 г. |
1. Открытие бизнеса | 51,56 | 90,05 | 91,88 | 96,32 |
2. Получение разрешения на строительство | 49,1 | 72,16 | 76,6 | 76,64 |
3. Получение доступа к электричеству | - | 48,42 | 68,87 | 69,08 |
4. Регистрация собственности | 49,74 | 91,68 | 90,42 | 90,53 |
5. Получение кредита | 12,5 | 43,75 | 40 | 40 |
6. Защита прав миноритарных акционеров | 40 | 43,33 | 58,33 | 58,33 |
7. Уплата налогов | 0 | 0 | 78,38 | 78,74 |
8. Перемещение товаров через границу | 30,6 | 34,57 | 94,88 | 94,88 |
9. Принуждение к исполнению контрактов | 81,1 | 81,1 | 70,36 | 70,36 |
10. Решение неплатежеспособности | 23,05 | 35,8 | 48,18 | 48,38 |
Слово и дело
Понимание необходимости дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественной экономики через развитие частного сектора становится темой №1. Ряд конкретных действий уже нашли отражение в официальных документах, о чем свидетельствуют Указ от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь в 2016 году» и постановление Совмина и Нацбанка от 18.01.2016 г. №28/2 «Об утверждении комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности». В этих документах уделено достаточное внимание развитию предпринимательства и улучшению делового климата в стране.
Но вопрос еще в том, насколько позитивный характер носят принимаемые решения в отношении белорусских предпринимателей? В данном случае конструктивными в части регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) считаются изменения экономической политики, которые улучшают условия хозяйствования. Другими словами, проводимые изменения должны положительно сказываться не только на количественных, но и на качественных параметрах оценки условий деятельности МСП в нашей стране.
Предположим, что улучшение позиции Беларуси в международных рейтингах - это количественный показатель успеха проводимой экономической политики по отношению к субъектам хозяйствования частного сектора экономики. С определенными оговорками повышение рейтинга страны в исследовании должно отражать фактическое улучшение условий хозяйствования. Можно отметить, что в последние годы экономическая политика по регулированию деятельности МСП не всегда положительно оценивалась предпринимателями.
Например, в соответствии с рейтингом «Ведение бизнеса-2016», в прошлом году Беларусь улучшила общий показатель «Расстояние до лидера» (в %) по сравнению с 2014 г. на 0,54 п.п. В то же время, согласно опросу отечественного МСП, который ежегодно проводит исследовательский центр Института приватизации и менеджмента (далее - ИПМ), отвечая на вопрос «Как, по вашему мнению, изменились условия ведения предпринимательской деятельности за прошедший год?», 68,5% респондентов отметили их ухудшение.
Можно подвергнуть сомнению вывод о конструктивности проводимой политики в связи с предположениями и ограничениями в части методологии используемых исследований, однако несмотря на предпринятые действия официальных властей, количество субъектов МСП за 2015 г. сократилось на 5,9% - с 114 208 до 107 441 субъекта, а вклад в ВВП все еще ниже запланированных 35%.
Диалог вместо монолога
За предыдущие годы построения белорусской экономики была несколько утрачена обратная связь между госорганами власти и предпринимателями. Предпринимательство находилось за скобками используемой формулы экономического развития. Фактически в руках официальных властей находились различные средства совершенствования административных процедур (специальные межведомственные комиссии, рабочие группы, консультативные советы и др.), в то же время часто проводимая политика не отвечала интересам частного сектора, так как предприниматели были сторонними наблюдателями, а не участниками процесса. И подобная практика сохранилась до сих пор. В итоге многие нормы законодательства применяются с определенными искажениями, а механизмов, позволяющих зафиксировать данные искажения, недостаточно.
Проведение новых исследований о МСП, налаживание прямого диалога между государством и частным сектором Беларуси, а также создание новых форм распространения актуальной информации о правилах работы на рынке среди участников хозяйственной деятельности - все это в сложившихся условиях остается приоритетными задачами для белорусских властей. Чтобы решать перечисленные задачи, создается Электронный реестр административных процедур, осуществляемых госорганами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Согласно аналитической записке НИЭИ Минэкономики Беларуси, при этом будет решаться триединая задача: создание информационного ресурса, позволяющего предпринимателю найти нужную административную процедуру (информационная функция), реализация транзакционного комплекса для осуществления процедуры в режиме онлайн (транзакционная функция) и упрощение административных процедур (оптимизационная функция). Можно заметить прямую корреляцию между задачами формирования Реестра и приоритетами, которые получены в результате выявленных недостатков проводимой государственной политики в отношении частного сектора экономики.
Тем не менее, создаваемый Реестр не отвечает потребностям усиления практического взаимодействия и расширения связи между госорганами и субъектами хозяйствования. Его информационная, транзакционная и оптимизационная функции в перспективе снизят издержки предпринимателей на поиск информации и ее использование. На наш взгляд, Реестр не обеспечивает механизм обратной связи между МСП и госорганами. Поэтому следует искать другие методики, способные сформировать обратную связь между субъектами хозяйствования и соответствующими госорганами.
Антон БОЛТОЧКО, эксперт ОО «ДАС Либеральный клуб»
Продолжение читайте в печатной версии журнала.
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции