Статистика внешней торговли Беларуси неутешительна: торговый оборот падает, отрицательное сальдо растет. По итогам 7 месяцев т.г. оборот товаров составил 28 165,6 млн долл., сократившись на 13,6% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
Экспорт упал на 18,6% - до 13 115,9 млн долл., импорт - на 14,4% - до 15 049,7 млн. В результате импорт превысил экспорт почти на 2 млрд долл.
Такая динамика не удивительна, учитывая снижение доходов от нефтепереработки, продажи калийных удобрений и резкое падение средних экспортных цен фактически на всю продукцию, поставляемую в РФ за российские рубли. В RUB цены остались прежними или увеличились, но в долларовом выражении не приблизились к додевальвационным.
Это во многом объясняет падение отечественного торгового оборота не только со всем миром, но и внутри ЕАЭС. Так, внешняя торговля товарами с Россией в январе-июле сократилась на 10,7%, а со странами ЕАЭС - на 11,4%. По другим странам союза есть данные только за I полугодие: с Казахстаном внешняя торговля товарами упала на 45,1%, Арменией - на 31,8%, Кыргызстаном - на 6,7%.
Понятно, что в падении товарооборота виноват экономический кризис в регионе и сопряженные с ним политические конфликты. Впрочем, то, что снижает товарооборот с Западом, теоретически должно усиливать консолидацию внутри ЕАЭС и соответственно улучшать торговые связи. Однако этого не происходит.
Молоко и газ в одном стакане
Вопреки смыслу евразийского интеграционного объединения торгово-экономические отношения между странами ЕАЭС не улучшаются, а скорее наоборот. При этом если с Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией интенсивность торговли сдерживают объективные экономические факторы - дальнее расстояние и небольшой объем рынков, то в случае с белорусско-российской торговлей имеет место постоянное выяснение отношений, замешанное на политических разногласиях и борьбе бизнес-интересов.
Самым ярким примером хронического напряжения между Беларусью и Россией является мясомолочный рынок. Не проходит недели, чтобы от Россельхознадзора не поступало сообщение о запрете либо угрозе запрета на поставки продукции различных белорусских компаний. То же касается рыбоперерабатывающих предприятий и производителей комбикормов. Набор аргументов для запрета всегда один и тот же: в молоке - антибиотики и бактерии, в рыбе - листерии и мало соли, мясе - геном АЧС, комбикормах - ГМО.
Так, по состоянию на 8 сентября из почти 650 белорусских предприятий, включенных в реестр организаций, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, перемещаемых с территории одного государства Таможенного союза на территорию другой страны - члена Союза, 44 организации работают в условиях усиленного лабораторного контроля, трем запрещена поставка в РФ свинины, для 32 - поставки временно ограничены, 34 - вынесены предупреждения, а на 2 распространены специальные требования по поставкам.
Таким образом, в общей сложности те или иные препятствия для свободного экспорта продукции в Россию действуют в отношении почти 115 организаций, среди них - крупнейшие мясоперерабатывающие предприятия и молокозаводы, которые участвуют в привлечении львиной доли экспортной выручки от сельского хозяйства.
При этом разобраться, в каких случаях претензии к белорусским производителям объективны, а в каких продиктованы текущим политическим моментом, очень сложно.
Оборона против легпрома
Так, несмотря на вмешательство Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Россия сохраняет ограничения на участие белорусских предприятий в тендерах, обеспечивающих потребности сферы обороны и безопасности.
Ограничения, которые прописаны в постановлении российского правительства №1224 от 24.12.2013 г., затрагивают интересы различных отраслей белорусской промышленности - от легпрома до станкостроения.
Главным пострадавшим среди предприятий легпрома стало ОАО «Камволь». Вытеснение с российского оборонного рынка сократило его продажи на 1 млн погонных метров ткани в год, или на 5-6 млн долл. Бенефициаром защитных мер стал Брянский камвольный комбинат - единственный поставщик камвольных тканей для Минобороны, МВД и Федеральной службы исполнения наказаний РФ.
Решением №31 от 12.04.2016 г. коллегия ЕЭК обязала российское правительство отменить постановление №1224. Крайний срок исполнения истек 2,5 месяца назад, однако дискриминирующий документ по-прежнему в силе.
В Минторге Беларуси отслеживают ситуацию. Там утверждают, что представители российской стороны «уже месяц рассказывают, что проект об отмене постановления №1224 разработан и проходит процедуру согласования».
Это подтверждают и в ЕЭК: «Об исполнении решения комиссией направлен запрос в правительство Российской Федерации. В настоящее время (в первой декаде сентября) в комиссию поступила информация о подготовленном Российской Федерацией во исполнение решения коллегии комиссии от 12 апреля 2016 г. №31 проекте постановления правительства, предусматривающего признание утратившим силу постановления от 24.12.2013 г. №1224».
Впрочем, когда решение все же будет выполнено, в ЕЭК не знают. Реальных рычагов влияния на страну, которая «не слушается», нет.
В то же время в Минторге не строят иллюзий по поводу того, что отмена постановления №1224 кардинально решит проблему допуска белорусских производителей к участию в госзакупках. Там полагают, что вместо этого постановления будет придумано новое, так как позиция россиян не изменилась: не допускать конкурентов на внутренний рынок.
Таким образом, даже в условиях экономического кризиса и обострения политического противостояния «Восток-Запад» внутри ЕАЭС наблюдаются дезинтеграционные тенденции, направленные на защиту собственных рынков и отстаивание политических интересов. И торговля в этой борьбе становится одним из предметов торга.
Анна ЛИПЕНЬ
Продолжение читайте в печатной версии журнала.
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции