Разделение труда в цепочке производства, переработки и реализации продовольственной продукции сопровождается поступательным ростом добавленной стоимости, достигая пиковых значений в самом финале - на прилавках магазинов. Такая схема всегда вызывала справедливые нарекания у хлеборобов, которые обеспечивают самую затратную и трудоемкую часть процесса с минимальной торговой прибылью.
Юрий МОРОЗ, генеральный директор ОАО «Беловежский»
В ОАО «Беловежский» решили не ломать, но подчинить себе сложившуюся систему, замкнув все звенья в рамках единого сельскохозяйственного холдинга. С точки зрения стороннего наблюдателя, такой подход напоминает поведение малых крестьянских хозяйств белорусско-польского пограничья, которые сохранялись здесь вплоть до 1950 гг.: сам вырастил, сам продал. Однако в XXI в. старая идея потребовала принципиально новых управленческих и технических решений, особой агропромышленной и торговой логистики. Авторство и исполнение проекта принадлежит коллективу специалистов под руководством генерального директора ОАО «Беловежский» Юрия МОРОЗА.
Не выпускать добавленную стоимость из рук
Что это дает? Прежде всего, концентрация финансовых ресурсов на счетах производителя существенно расширяет степень инвестиционной свободы со всеми вытекающими стратегическими преференциями: сокращается потребность в дорогостоящих банковских кредитах для пополнения оборотных средств, расширяется возможность для ценового маневра на экспортных рынках, где мясные продукты под торговой маркой «Белморис» отличаются более гибкой ценовой политикой по сравнению с конкурирующими брендами - отечественными и зарубежными. В «Беловежском» мудро рассудили: если не удается управлять внешней конъюнктурой, то следует сосредоточиться на внутренних резервах снижения себестоимости - это направление превратилось в локомотив финансово-экономической политики холдинга.
Молочная «карусель» и робот-манипулятор в доильном зале
Молочно-товарная ферма в деревне Каролин по содержанию и качеству технических решений сегодня не имеет равных в Западной и Восточной Европе. «Беловежский» решил не размениваться на массовые изделия и сделал ставку на флагманские разработки компании «ДеЛаваль», которая наряду с Tetra Pak и Sidel входит в состав группы Tetra Laval. Был закуплен самый современный продукт группы с высочайшим инновационным потенциалом. Линия изготовлена в США, откуда была впервые импортирована в Беларусь. К слову, даже монтажную бригаду для ее сборки и запуска пришлось командировать из ЮАР. Ближе не нашлось...
Утренняя дойка стада из 665 голов занимает не более 3,5 ч, против 7 - на МТФ, которые обслуживаются по традиционным технологиям. Стойла доильного зала, расположенные под небольшим углом к краю платформы, в сочетании с широкими воротами сокращают время входа и выхода скота. Исключен стрессовый для животных период содержания в стойлах-накопителях. В селекционных воротах для управления стадом применяется система автоматизированного учета: величина потока молока, время доения, риск заболеваний и т.д. - все это аккумулируется в информационных базах, что позволяет анализировать данные, компоновать их в пользовательские отчеты, формировать кормовые рационы и планировать основные ветеринарные мероприятия, в том числе по воспроизводству стада. В итоге удой на одну корову здесь составляет 22,3 кг - один из лучших показателей в стране!
Доильный зал типа «карусель» PR-3100 на 40 коров в Каролине обслуживают 4 оператора, однако сотрудники МТФ говорят о возможном продолжении технологического развития: проект «ДеЛаваль» допускает установку робота - руки-манипулятора, который доведет автоматизацию процесса до современного максимума. Здесь работают действительно увлеченные люди. В Каролине вскоре станет реальной перспектива роста стада до 800-1000 голов крупного рогатого скота (КРС). При этом профессиональный азарт молодых специалистов - инженеров и зоотехников, которые получили доступ к эксклюзивным технологиям молочно-товарного производства, составят основу кадрового актива ОАО «Беловежский».
Предприятие после нескольких лет планомерного развития молочно-товарного производства, строительства и реконструкции обеспечивает продажи около 70 т молока в день, причем речь идет о продукции класса «Экстра» - до 98% поставок. Это гарантирует приемлемую рентабельность отрасли.
Мясной - по профилю, свежий - по определению
Аппетитный запах коптилен мясокомбината «Бел-Морис» разносится далеко по окрестностям. Мощности агропромышленного холдинга привычно оцениваются с прицелом на обслуживание высокомеханизированного, крупнейшего в республике свиноводческого комплекса, где на откорме содержится более 108 тыс. голов. Но экономическая отдача от него многократно возрастает после переработки продукции на собственном комбинате. Потребителям предлагают широкий ассортимент свиного и говяжьего мяса, субпродуктов, вареных, варено-копченых, сырокопченых, полукопченых колбасных изделий, а также разного рода полуфабрикатов - всего более 150 наименований. В смену перерабатываются около 700 свиней и 15 голов КРС.
Далеко не каждый мясной бренд может похвастаться использованием исключительно свежего натурального и качественного сырья для своих изделий. За 30 лет работы на комбинате ни разу не применяли сою, генно-модифицированные или водопоглощающие добавки в качестве наполнителей для продуктов - в этом просто нет необходимости в крае мясного изобилия и добрых крестьянских традиций.
Более того, именно в ОАО «Беловежский» можно локально проследить происхождение и биоорганический состав каждой единицы мясной продукции вплоть до кормового рациона животного, условий его содержания, возраста, селекции и других тонкостей - в этом плане предприятие вплотную приблизилось к системам контроля пищевой продукции, которые действуют на территории Евросоюза. Рынок ЕС для белорусского бренда, к сожалению, пока закрыт, но сертификация продуктов уже приближена к его стандартам.
На мясокомбинате действуют системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009 и управления на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР (по СТБ 1470-2004). Неудивительно, что «Беловежский» является обладателем многих дипломов и наград, в том числе одной из наиболее престижных - премий правительства и Брестского облисполкома в области качества.
Мороз и семья - именной бренд
Потребители в Беларуси и России голосуют за торговую марку «Бел-Морис» собственными кошельками, отдавая должное вкусовым качествам, при этом бренд несет четкую смысловую нагрузку. Корпоративный пресс-кит акционерного общества предлагает следующую расшифровку:
Мороз Юрий Дмитриевич - генеральный директор ОАО «Беловежский», человек, своим трудом доказавший, что каждый должен стремиться и достигать небывалых высот. Доброе имя руководителя - гарант надежности деятельности предприятия и как итог - качества и безопасности производимой продукции.
И Семья - это наша большая трудовая семья, которая стремится всегда соответствовать требованиям и с успехом выполняет их. Это трудовой полуторатысячный коллектив, работающих как единое целое с одной единственной целью: произвести качественный, безопасный и вкусный продукт.
Глеб ПОКРОВСКИЙ
ОАО «Беловежский»
225078, Брестская обл., Каменецкий р-н,
п. Беловежский, ул. Ленина 2
Тел.: +375 (1631) 37-774
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.belmoris.by