fbpx

Чтобы обеспечить рост экономики Беларуси, чиновники в последнее время предлагают самые различные идеи. Так, председатель Минского облисполкома Семен ШАПИРО на V Всебелорусском народном собрании заявил: «Каждый клочок нашей земли, который неэффективно используется, нужно передать тем, кто в состоянии его обработать и на этом заработать. В Минской области начата такая работа. Подобрано более 200 фермерских участков, предлагаем всем, кто имеет деньги и желание приходить в эту сферу».

 

Идея интересная, тем более что в нашей стране не только земля, но и другая собственность часто используется неэффективно. Но чтобы понять, в какой степени инициатива Миноблисполкома может способствовать экономическому подъему, стоит сравнить действия С.Шапиро с лучшей практикой в сфере управления экономическими преобразованиями, в качестве которой можно взять реформы Петра Столыпина. Сравнение будет уместным, так как в царской России в начале прошлого века, как и сейчас в Беларуси, стояла задача обеспечить подъем экономики, в частности, научиться эффективно использовать землю (в крестьянских общинах, дворянских хозяйствах и на российском Дальнем Востоке).

Итак, сравним выступление премьер-министра царской России в Госдуме 6 марта 1907 г. и выступление главы Миноблисполкома 22 июня 2016 г. на Всебелорусском народном собрании. В своих выступлениях они говорили о задачах, стоящих перед правительствами.

1. Ориентация на конкретные группы населения

Отправной точкой в рассуждениях П.Столыпина были люди. Вот как он охарактеризовал задачи правительства в заявлении в связи с производством выборов во Вторую Государственную думу (приложение к его разъяснению после думских прений 6 марта 1907 г.): «Но главнейшею, неустанною заботою правительства будет улучшение земельного быта крестьян. Не только создание земельного фонда и справедливая, на посильных условиях передача земель этого разряда крестьянам, но предоставление каждому трудолюбивому, энергичному работнику возможности создать собственное хозяйство, приложить свободный труд, не нарушая чужих прав, к законно приобретенной им земле…».

Пётр Столыпин

 

Таким образом, премьер-министр царского правительства заботился о людях, причем о вполне конкретных: трудолюбивых и энергичных, но не имеющих возможности создать собственное хозяйство своим трудом.
С.Шапиро в отличие от П.Столыпина в случае с фермерами вовсе не ставил на первое место человека, он, похоже, исходил из наличия неэффективно используемой земли.

Глава Миноблисполкома сказал, как было отмечено выше, на кого рассчитывает при выделении участков: на тех, кто в состоянии эти участки обработать и на этом заработать, а также тех, кто имеет деньги. П.Столыпин же рассчитывал на тех людей, у кого денег нет, считая, что правительство должно «содействовать экономическому возрождению крестьянства, которое ко времени окончательного освобождения от обособленного положения в государстве выступает на арену общей борьбы за существование экономически слабым, неспособным путем занятия своим исконным земледельческим промыслом обеспечить себе безбедное существование».

Семён Шапиро

Если бы С.Шапиро рассуждал как премьер-министр царского правительства, то он описал бы конкретные группы людей, которые могут претендовать на участки земли, хотя у них и нет средств. Это, например, агрономы, механизаторы или сокращаемые работники МТЗ. Это группы людей, которые на современных сельскохозяйственных и промышленных предприятиях не имеют возможности реализовать свои способности и энергию, не могут обеспечить себе безбедное существование и создать собственное хозяйство.

Указание конкретных групп населения чрезвычайно важно, так как позволяет понять, какие меры требуется принять помимо выделения земли. Например, если расчет делается на агрономов, то их не надо учить навыкам ведения сельского хозяйства. А если это увольняемые с МТЗ работники, то для них просто необходимо организовать курсы по обучению крестьянскому труду (а еще лучше оплатить их).

 

2. Учет природы человека

Вопрос о том, а зачем, собственно, правительство должно стараться обеспечить возможность создания крестьянам их собственности, в своем выступлении 6 марта 1907 г. П.Столыпин не обсуждал, но обоснование необходимости таких действий он привел в другом выступлении в Думе (16 ноября 1907 г.): «Мне, господа, вспомнились слова нашего великого писателя Достоевского, что «деньги - это чеканенная свобода». Поэтому правительство не могло не идти навстречу, не могло не дать удовлетворения тому врожденному у каждого человека, поэтому и у нашего крестьянина, чувству личной собственности, столь же естественному, как чувство голода, как влечение к продолжению рода, как всякое другое природное свойство человека. Вот почему раньше всего и прежде всего правительство облегчает крестьянам переустройство их хозяйственного быта и улучшение его и желает из совокупности надельных земель и земель, приобретенных в правительственный фонд, создать источник личной собственности».

То есть П.Столыпин исходил из вполне конкретных представлений о природе человека и причинах, которые заставляют трудиться, он говорил о его врожденных качествах.

С.Шапиро в своем выступлении не упоминал о природе человека, хотя и сказал, что необходимо создать условия для формирования собственности граждан Беларуси. Более того, он отметил, что в системе управления требуется ввести систему стимулирования труда за конечный финансовый результат. Это почти по-столыпински, так как необходимость формирования собственности, а также введения подобной системы стимулирования труда является следствием особенностей природы человека, обладающего естественным чувством личной собственности.
Но о естественных чувствах человека глава Минского облисполкома не говорил, а этот момент чрезвычайно важен.

 


Продолжение читайте в печатной версии журнала. 
Оформить подписку или купить номер всегда можно в редакции