fbpx

(Окончание. Начало в журнале «Директор», №5 за 2016 г.) После боя на шоссе немецкие телефонисты подключились к проводам и сообщили в Плещеницы командиру 118-го батальона майору Кернеру о нападении партизан и гибели Вельке.

Звонят колокола Хатыни

Кернер отправил сообщение в штаб особого батальона Дирлевангера, который располагался в центре Логойска в замке Тышкевичей, и попросил у эсэсовцев подкрепления.

По тревоге были подняты 118-й батальон и батальон Дирлевангера, которые направились к месту убийства Вельке. Зондербатальон Дирлевангера специализировался на карательных операциях против партизан и мирных жителей и оставил кровавый след в Беларуси. В его составе были немецкие браконьеры и криминальные преступники, отобранные в тюрьмах и концлагерях Германии и направленные в качестве штрафников для перевоспитания. Вместе с ними служили добровольцы из числа бывших советских военнопленных, которые перешли на службу к врагу.

По воспоминаниям свидетелей, каратели Дирлевангера были одеты в немецкую форму, но разговаривали на разных языках. В состав подразделения входили немецкая и русские роты смешанного состава, украинский взвод Мельниченко. Эсэсовцы этого батальона отличались особой жестокостью и носили на шапках эмблему - череп со скрещенными костями, что наводило ужас на местное население.

118-й батальон после убийства Вельке возглавил командир взвода Мелешко. Он повез убитых в Плещеницы, а по пути приказал задержать всех лесорубов возле деревни Губа, заподозрив их в связях с партизанской засадой. То, что машины оказались исправными, а в легковушке было разбито только лобовое стекло, еще раз подтверждает, что партизан в засаде было немного.

Одна группа полицейских конвоировала жителей Козырей в Плещеницы. Пройдя около двух километров от Губы, они увидели машины из Плещениц, которые направлялись к месту засады. Из них выскочили полицейские из другой группы, которые стали избивать лесорубов и стрелять, тем самым спровоцировав их на побег. После чего все полицейские открыли огонь из пулеметов и винтовок.