Белорусская энергетическая система за 85 лет прошла славный путь - от ввода в эксплуатацию первой в республике электростанции, построенной по плану ГОЭЛРО (БелГРЭС), до начала возведения отечественной АЭС. За эти годы реализовано немало значимых проектов, направленных на повышение эффективности функционирования энергосистемы. Сегодня можно с уверенностью сказать, что отечественные энергетики вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие страны.
Евгений ВОРОНОВ, генеральный директор ГПО «Белэнерго»
Справка «Директора»
15 мая 1931 г. было принято решение об организации Районного управления государственных электрических станций и сетей Белорусской ССР - «Белэнерго», и тем самым юридически закреплено создание Белорусской энергосистемы.Начало стремительному становлению отрасли положил ввод в эксплуатацию первой очереди БелГРЭС мощностью 10 МВт - крупнейшей станции в довоенный период. В результате в республике сложился технологически управляемый комплекс: электростанция - электрические сети - потребители электроэнергии. К 1940 г. мощность электростанций достигла 128,8 тыс. кВт, а выработка электроэнергии - 508,4 млн кВт·ч, что в 170 раз больше, чем в 1913 г.От плана ГОЭЛРО до Белорусской АЭС
В первые послевоенные десятилетия укреплялись энергетические связи между областями республики, возводились высоковольтные линии электропередач, внедрялись устройства автоматики и телемеханики, развивалось диспетчерское управление.
Дальнейшее развитие белорусской энергетики неразрывно связано с сооружением крупных генерирующих объектов, что стало стимулом для развития промышленности и сельского хозяйства и вывело республику на передовые позиции в Советском Союзе по многим направлениям экономической деятельности.
С началом подъема белорусской экономики (1996 г.) началось постепенное увеличение объемов потребления энергии. К 1 января 2001 г. установленная мощность электростанций Беларуси составила 7 760 МВт, производство электроэнергии - 26,1 млрд кВт∙ч.
Как отметил руководитель ГПО «Белэнерго», на современном этапе развития и модернизации Белорусской энергосистемы предпочтение отдается внедрению передовых парогазовых технологий, позволяющих существенно повысить эффективность отечественных генерирующих мощностей. В соответствии с Концепцией энергетической безопасности страны динамично развивается возобновляемая энергетика - строятся гидроэлектростанции и ветропарки, реализуются другие инвестиционные проекты.
В 2015 г. успешно завершен очередной этап модернизации Белорусской энергосистемы. За последние пять лет введено в эксплуатацию 1908,4 МВт высокоэффективных генерирующих мощностей и выведено 746 МВт неэффективных. К 1 января 2016 г. суммарная установленная мощность всех электрогенерирующих источников Беларуси возросла до 9740,4 Вт. При этом значительно увеличилась эффективность работы Белорусской энергосистемы, что позволило снизить удельный расход топлива на отпуск электрической энергии до самого низкого на постсоветском пространстве уровня.
Уровень износа основных производственных фондов снизился до нормального значения соответствующего индикатора энергетической безопасности - 40%. Динамика постоянного сокращения количества отказов всех видов оборудования свидетельствует о том, что Белорусская энергосистема с каждым годом работает надежнее.
«Инвестиционная деятельность энергоснабжающих организаций Минэнерго направлена, прежде всего, на обеспечение энергетической безопасности страны и обновление существующих основных фондов Белорусской энергосистемы. В перспективе Отраслевой программой развития электроэнергетики на 2016-2020 годы запланировано увеличение мощностей (с учетом ввода новых и замещения выбывающих) в объеме 344 МВт, строительство и реконструкция ЛЭП 330 кВ и подстанций 330 кВ», - сказал генеральный директор ГПО «Белэнерго» Евгений ВОРОНОВ.
Основным мероприятием в развитии генерирующих источников Белорусской энергосистемы на период до 2020 г., безусловно, станет ввод в эксплуатацию первого блока АЭС в 2018 г. и второго - в 2020 г. суммарной мощностью почти 2 400 МВт и их дальнейшее освоение с эффективной интеграцией в баланс и режим работы энергосистемы.
Об интеграции в республиканскую энергосистему
Сегодня, когда рост потребления электроэнергии в стране ниже запланированного,возникает сложность режимной интеграции АЭС в баланс энергосистемы в части прохождения ночных провалов нагрузок.Если вопрос регулирования суточного графика нагрузок особенно остро встает в отопительный период, когда в структуре баланса электрических мощностей преобладает доля теплоэлектроцентралей, обладающих меньшим регулировочным диапазоном по сравнению с конденсационными электростанциями, то после полного ввода АЭС проблема суточного регулирования будет наблюдаться и в межотопительный период.
По словам Е.Воронова, интеграция АЭС также во многом изменит структуру баланса электрических мощностей ОЭС Беларуси. Так, значительно сократится доля конденсационных энергоисточников, что фактически означает резкое снижение регулировочного диапазона Белорусской энергосистемы. Для предотвращения возможных негативных последствий и обеспечения энергетической и экономической безопасности государства Минэнерго разработаны мероприятия и способы регулирования нагрузки энергосистемы, позволяющие обеспечить максимально эффективные условия ее функционирования с учетом работы АЭС. Основные из них включены в Комплексный план развития электроэнергетической сферы на период до 2025 г., утвержденный постановлением Совмина от 01.03.2016 г. №169.
Импорт и экспорт энергии
С целью обеспечения выполнения ремонтной кампании на основном генерирующем оборудовании в полном объеме, сохранения надежного электроснабжения потребителей, а также исходя из экономической целесообразности, в настоящее время по-прежнему сохраняется импорт электроэнергии в Беларусь в минимально необходимых объемах. Внедрение новых высокоэффективных мощностей позволило сократить его объемы из-за пределов республики с 7,9 млрд кВт∙ч в 2012 г. до 2,8 млрд кВт∙ч в 2015 г.
Сейчас электроэнергия поставляется в страны Балтии в соответствии с правилами торговли энергобиржи Nordpool по контракту с компанией-резидентом Литвы в режиме на сутки вперед, а также по договорам с системными операторами Литвы, Латвии и Эстонии при оказании аварийной помощи.
У Белорусской энергосистемы помимо связей с энергосистемой Литвы есть межгосударственные линии с энергосистемами России (одна - 750 кВ и три - 330 кВ) и Украины (две - 330 кВ). Исходя из максимально допустимых перетоков мощности в контролируемых сечениях на данных связях, технически возможна передача мощности в энергосистемы России до 1100 МВт и Украины - до 900 МВт (при нормальной схеме).
С вводом Белорусской АЭС экспортный потенциал страны, несомненно, возрастет.
И вновь о перекрестном субсидировании…
По словам Е.Воронова, сокращение перекрестного субсидирования будет осуществляться с учетом планируемого роста реальных доходов населения и комплексной системы адресных дотаций отдельным категориям граждан из республиканского и местных бюджетов, других источников финансирования. Это предусмотрено программой деятельности правительства на 2016-2020 гг., утвержденной постановлением Совмина от 5.04.2016 г. №274. Согласно документу в этом году планируется достичь 50%-ного возмещения населением затрат за жилищно-коммунальные услуги, в 2017 г. - 75%-ного, а к концу 2018 г. выйти на полное возмещение затрат.
В начале этого года увеличены субсидируемые государством тарифы для населения: на электроэнергию - на 20% в связи с отменой льготы по освобождению услуг электроснабжения от налога на добавленную стоимость, а на тепловую энергию - на 33,3% в целях снижения уровня перекрестного субсидирования. Согласно Указу от 23.03.2016 г. №107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению», их повышение в течение года не планируется», - отметил руководитель ГПО «Белэнерго».
Повышение уровня возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги будет проводиться поэтапно в тесной увязке со снижением затрат на их оказание, ростом доходов населения и развитием адресной поддержки наиболее уязвимых категорий граждан. В качестве такой поддержки предусматривается внедрение системы безналичных жилищных субсидий для возмещения части стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Как известно, Указом от 23.02.2016 г. №78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» перед правительством поставлена задача обеспечить в 2016 г. снижение затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, а также своевременное принятие решений по достижению уровня их возмещения тарифами для населения в размере 50% по всему комплексу названных услуг.
Энергоснабжающими организациями, входящими в состав ГПО «Белэнерго», будут, прежде всего, реализовываться меры, направленные на снижение затрат по оказанию населению услуг электро- и теплоснабжения. В частности, планом мероприятий по снижению издержек и повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов по энергоснабжающим организациям в 2016 г. предусмотрен экономический эффект в размере 966 млрд руб.
Для выработки дополнительного комплекса мер, направленных на уменьшение затрат по оказанию услуг электро- и теплоснабжения энергоснабжающими организациями, входящими в систему Минэнерго, создана рабочая группа. По итогам ее работы разработан план дополнительных мероприятий по снижению издержек и повышению эффективности использования материальных и финансовых ресурсов энергоснабжающими организациями на 2016 г., сумма экономического эффекта от реализации которого составит 360,2 млрд руб.
Реформы не для проформы
Указом от 26.01.2016 г. №26 «О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь» предусмотрено совершенствование системы управления и организационной структуры электроэнергетической системы для обеспечения разделения ее по видам деятельности (производство, передача, распределение и продажа электрической энергии) с созданием соответствующих субъектов хозяйствования. Подобный подход содержится в постановлении Совмина от 23.12.2015 г. №1084 «Об утверждении концепции энергетической безопасности Республики Беларусь».
Анализ реформирования энергосистем Армении, России Украины и других государств показал, что основная причина негативных явлений и проблем в сфере энергетики на постсоветском пространстве связана с преобразованием большей части стратегически значимых для государств и их безопасности государственных энергетических объектов (предприятий) в общества с последующей продажей их полностью либо частично иностранным компаниям. Однако руководство ГПО «Белэнерго» не видит экономической целесообразности в преобразовании в ближайшие четыре года входящих в состав объединения государственных предприятий.
Справка «Директора»
В состав ГПО «Белэнерго» входят 30 организаций, в том числе 13 - с государственной формой собственности:- 6 РУП-облэнерго;
- РУП «ОДУ»;
- 2 учреждения образования - Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов энергетики и Минский государственный энергетический колледж;
- РУП «Белэнергострой»;
- 3 научно-исследовательских предприятия: РУП «БЕЛТЭИ», РУП «Белэнергосетьпроект» и РУП «Белнипиэнергопром».
До создания общего электроэнергетического рынка государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) внутренним рынком электрической энергии Беларуси будут полностью управлять и контролировать соответствующие госорганы, а также будет определяться состав участников (юридических лиц), взаимодействующих с субъектами государств - членов ЕАЭС на общем электроэнергетическом рынке.
ЕАЭС: создание общего электроэнергетического рынка
Как отметил Е.Воронов, разделом ХХ «Энергетика» Договора о ЕАЭС определены принципы сотрудничества между государствами-членами ЕАЭС в энергетической сфере, а также этапность и сроки создания общих энергетических рынков. Так, решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. №12 утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС. До 1 июля 2016 г. планируется утвердить программу формирования общего электроэнергетического рынка Союза, предусмотрев срок выполнения ее мероприятий до 1 июля 2018 г. После реализации Программы предполагается заключить международный договор о создании общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, который вступит в силу не позднее 1 июля 2019 г.
В будущее - с оптимизмом
Цифры и факты красноречиво свидетельствуют о том, что за свою почти вековую историю белорусские энергетики добились значительных успехов. Это было бы невозможно без замечательного коллектива специалистов-единомышленников - самого ценного достояния нашей энергосистемы. Высокий профессионализм, уникальный опыт и замечательные трудовые традиции белорусских энергетиков - не только гарантия надежного обеспечения населения и реального сектора экономики республики энергоресурсами, но и залог успешной реализации самых смелых проектов в будущем.
«От имени всего коллектива поздравляю многотысячный отряд представителей отрасли с 85-летием Белорусской энергосистемы! Желаю всем крепкого здоровья, счастья, благополучия, удачи и успехов в делах!»- сказал в завершение генеральный директор ГПО «Белэнерго» Е.Воронов.
Редакция журнала «Директор» присоединяется к поздравлению в адрес работников и ветеранов прославленного объединения «Белэнерго» в связи с 85-летием со дня образования.
Государственное производственное объединение электроэнергетики «Белэнерго»
220030, г. Минск, К. Маркса, 14
Тел.: +375 (17) 218-23-59
Факс: +375 (17) 218-26-39, +375 (17) 327-41-81
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.energo.by