Сладкую начинку этого бренда составляют воспоминания о самых приятных событиях в нашей жизни - «Спартак» всегда был желанным гостем на семейных торжествах и детских утренниках, выпускных вечерах и свадебных церемониях. Как отметили на прославленном предприятии, сохранить ностальгическую вкусовую гамму и натуральную кондитерскую рецептуру в современных экономических условиях было очень непросто.
Владислав ПЛАТУН
Олег ЖИДКОВ,
генеральный директор СП ОАО «Спартак»
- Давление со стороны конкурирующих производителей создает немалый коммерческий соблазн заменить натуральные ингредиенты синтетическими пищевыми добавками, незаметно опуститься до так называемой нижней планки ГОСТа. Однако в обмен на краткосрочный финансовый выигрыш в виде повышения маржинальности продаж в этом случае мы рискуем расстаться с самой преданной потребительской аудиторией - сразу с несколькими поколениями почитателей натурального качества, поклонников фирменных стандартов «Спартака».
- Олег Николаевич, предполагаем, что противодействие импорту и формирование собственной экспортной политики представляют собой общие задачи, а это предполагает серьезную перестройку взаимоотношений между отделом продаж и производственными подразделениями. Насколько сегодня действия ваших маркетинговых служб зависят от технологических возможностей предприятия?
- Если следовать предложенной вами терминологии, то «Спартаком» сегодня действительно управляет именно «маркетинговое лобби». Представители продающих звеньев имеют приоритетное право голоса в продвижении своих идей на ежедневных планерках и стратегических корпоративных совещаниях. Мы планируем работу «от продаж», что, естественно, подчиняет себе практику формирования оперативных производственных заданий, технического перевооружения, ассортиментную политику, уточнение параметров инвестиционного портфеля и т.д.
При этом не стоит думать, что «Спартак» полностью подчинился требованиям белорусских и зарубежных оптовиков. Скорее, наоборот, это мы отстояли позиции бренда в сегментах - средний, средний+ и элит, фактически перекроив под себя структуру продаж на основных рынках. Потребовалось доказать дистрибьюторской сети, что натуральное качество продукта имеет свою, более высокую цену. И мы довели нашу позицию до партнеров, сохранив и закрепив за собой весьма привлекательные сбытовые ниши.
Соответственно нам удалось обеспечить встречное движение капиталов для пополнения оборотных средств, возможности привлечения кредитных ресурсов для модернизации действующих и создания новых производственных линий. Рентабельность продаж в 2015 г. составила 12,5%, в том числе за счет новых контрактов на поставку кондитерских изделий в Чехию, Китай, Гонконг, Грузию, Канаду, Узбекистан, Австралию, Сингапур и др. Подписаны новые контракты с Украиной.
- И тем не менее «Спартак» находится в системе глобального рыночного позиционирования в окружении таких крупных брендов как «КОНТИ», ROSHEN, «АВК», а с учетом национальной локализации кондитерского бизнеса еще и мировых корпораций Mars, Nestle, Haribo, Pepsico с дочерними производствами в соседних странах. Насколько уютно вам в столь представительной компании?
- Вопрос состоит даже не в количественных характеристиках конкурентного поля, мы обречены на вечное соседство с продукцией зарубежных коллег на торговых прилавках, повинуясь святому праву потребителя на свободу выбора. Разговор стоит вести о конкретных технических последствиях, которые должно повлечь за собой развитие состязательной среды на международном кондитерском рынке. Ведь следование старым рецептам отнюдь не исключает активного обновления производственных мощностей!
За три последних года мы вложили в модернизацию основных фондов в 10-15 раз больше средств, чем за предыдущее десятилетие. Так, без всяких оговорок могу утверждать, что сегодня ни один кондитерский бренд в Восточно-Европейском регионе не располагает более современной линией по выпуску вафельных изделий. В 2013 г. между СП ОАО «Спартак» и Республикой Беларусь в лице Гомельского областного исполнительного комитета был заключен соответствующий инвестиционный договор на сумму 10 млн евро. Финансирование осуществляется посредством открытия безотзывного аккредитива.
Действующее на предприятии вафельное производство является весьма трудоемким, требует высоких трудозатрат и характеризуется низким уровнем автоматизации. На смену ему приходит высокопроизводительный комплекс, состоящий из ряда модулей. Технологическая линия позволяет выпускать широкий ассортимент вафель в промышленных объемах. Частичная поставка оборудования была выполнена в декабре 2014-го - январе 2015 г. Оно предназначено непосредственно для изготовления и выпечки вафельных листов. В феврале - марте 2015 г. получено оборудование для растаривания сырья и приготовления теста, первичной и вторичной упаковки вафельных изделий.
Новое производство размещается в реконстрованном помещении. В настоящее время выполнены монтаж и наладка оборудования по выпечке вафельного листа, нанесению начинок и охлаждению вафельных блоков, на участках приготовления теста и начинок, растаривания сырья.
Подобные линии невозможно «купить в магазине», потому что они содержат эксклюзивные инженерные решения с привязкой к конкретной площадке и потребностям конкретного производителя. А с учетом объективных сроков реализации проектов (не менее 1-2 лет) «Спартак» получает солидную фору в конкурентных спорах с другими производителями и поставщиками. Уже на первом этапе промышленной эксплуатации мы можем гибко реагировать на запросы дистрибьюторских сетей как по объемам, так и по номенклатуре изделий.
Отмечу также, что реализованные ранее инвестиционные проекты (к примеру, выпуск шоколадных батончиков с начинкой из мягкой карамели, нуги и орехов) получили предсказуемо теплый покупательский отклик.
- Мы хорошо помним эту новинку: в 2013-2014 гг. в торговых сетях она неофициально позиционировалась как «белорусский сникерс», мерчендайзеры в гипермаркетах даже место для продаж им выделили по соседству - поближе к кассовым аппаратам. В этом плане интересно узнать, в какие сбытовые ниши «Спартак» планирует проникнуть в ближайшее время?
- Сегодня «Спартак» фактически является основной торговой маркой, под которой выпускаются кондитерские изделия фабрики. Но в 2013 г. были созданы суб-бренды Impresso, ориентированный на премиум-сегмент, и Escaminio - для средней ценовой категории.
Идея заключается в формировании более широкого диверсифицированного портфеля предложений, включающего как элитные продукты, так и изделия массового спроса. Это продиктовано актуальными требованиями рынка, который сегодня крайне нестабилен.
Не стоит долго муссировать эту тему, но девальвация российского рубля действительно стимулировала увеличение импорта кондитерских изделий из соседней страны в Беларусь. В самой России сладкий сегмент рухнул наполовину. Параллельно падение доходов заставило наших соотечественников переключиться на бюджетные сладости. Доходность производства недорогой продукции существенно ниже, но сбалансированная номенклатура позволяет предприятию поддерживать положительный финансовый тонус.
Следует отметить, что в минувшем году только «Спартак» произвел и поставил к столу каждого жителя республики 2 кг кондитерских изделий. А общий объем выпуска с учетом экспортных контрактов приблизился к 25 млн кг - на сумму 1,145 трлн руб. (119,3% к уровню января - декабря 2014 г.).
- Для крупных пищевых марок, кроме показателей фактического объема производства, чрезвычайно важны индикаторы рыночной активности. Каким бюджетом оперировал бренд-менеджмент «Спартака» в 2015 г.?
- Речь идет о сумме около 15 млрд руб. Причем мы рассматриваем эти средства в качестве оперативных инвестиций, которые не менее важны, чем долгосрочные капиталовложения в производственную сферу. Они особенно актуальны при заключении экспортных контрактов, так как узнаваемость и авторитет наших брендов на постсоветском пространстве и в дальнем зарубежье требуют постоянной информационной и финансовой подпитки. Особенно, когда речь идет о долгосрочном маркетинговом планировании.
Так, сроки оборота по договорам с партнерами в КНР составляют до 6 месяцев. Это серьезный сдерживающий фактор, преодолеть его, как известно из опыта конкурентов, можно путем локализации производств непосредственно в стране сбыта, организации выпуска продуктов на основании франчайзинга. Ведь в нашем деле многое решает свежесть изделий - возможность их доставки потребителям в течение 24 ч. Дочерние компании с инвестиционными бюджетами до 100 млн долл. активно создаются в Пакистане, Индии и Китае. Пока мы не способны к реализации столь масштабных проектов, но поддерживать собственную торговую марку в хорошей бойцовской форме обязаны.
Кстати, недавно опубликованы данные исследования, проведенного Молодежной социологической лабораторией и Ассоциацией защиты интеллектуальной собственности, в ходе которого были опрошены 1 000 респондентов в возрасте от 18 до 32 лет во всех регионах страны. В результате «Спартак» удостоен диплома «Молодежный бренд 2015». Это как раз тот счастливый случай, когда рейтинг Vox populi полностью соответствует выводам профессионального жюри и дегустационных комиссий. К примеру, на 23-й международной выставке продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо-2016» в Москве мы были удостоены Золотой медали и диплома за печенье сахарное «Чудо-утро» имбирное, с молоком и медом. Серебряной медалью и дипломом награжден набор конфет «Cont&Blue».
- Нетрудно догадаться, что мы сейчас возвращаемся к началу беседы - к тезису о превосходстве натуральной рецептуры гомельских кондитеров. Насколько дороже в производстве обходится использование лесных орехов из Нидерландов или, скажем, какао-бобов из Кот-д' Ивуара вместо синтетических аналогов?
- Критический импорт экзотических ингредиентов занимает до 40-45% в себестоимости готовых сладостей в зависимости от их вида. Не могу сказать, что в последнее время ценовая ситуация в этой товарной группе серьезно изменилась. В январе 2015 г. 1 т какао-бобов стоила 3 020 долл., в декабре - около 3 030 долл. Возможно, дело в том, что в нашей рецептуре просто содержится такой важный компонент как «совесть кондитера» - его точно ничем невозможно заменить.
Справка «Директора»
В 2015 г. СП ОАО «Спартак» произведено 24 728 т кондитерских изделий, что на 381 т больше, чем за аналогичный период 2014 г. Индекс физического объема промышленного производства за январь-декабрь 2015 г. составил 858 184 млн руб. (темпы роста - 96,6%). Объем в фактических ценах - 1 145 031 млн руб. (плюс 119,3% к уровню 2014 г.).
За январь-декабрь 2015 г. предприятием достигнуты следующие показатели:
• по энергосбережению минус 7,5% (при задании -7%);
• по уровню рентабельности продаж - 12,5% (при задании 6,6-9,1%);
• выручка от реализации продукции на одного работающего - 678,3 млн руб. (при задании - 606,6 млн руб.);
• соотношение темпов роста производительности труда по выручке над среднемесячной заработной платой составило 113,2% (по плану - 100,5%).
Сегодня на предприятии трудятся почти 2 тыс. человек.
Рентабельность реализованной продукции за январь - декабрь 2015 г. - 16,6 % (за аналогичный период прошлого года - 15,8 %).
Прибыль от реализации продукции за январь - декабрь 2015 г. - 164,5 млрд руб., чистая прибыль - 88 831 млн руб.
Выручка от реализации по отчету 12-ф за январь-декабрь 2015 г. - 1,312 трлн руб., темп - 115,8%.
Рентабельность продаж - 12,5%.
СП ОАО «Спартак» приглашает к сотрудничеству компании, осуществляющие деятельность в сфере реализации кондитерских изделий.
Предприятие на протяжении более 90 лет производит кондитерские изделия из высококачественного и натурального сырья. Вкупе с современным высокотехнологичным оборудованием и желанием создать вкусный и полезный продукт оно помогает получить лакомства, которые отличают высокое качество, великолепный вкус и неординарность исполнения.
Сегодня компания «Спартак» является крупнейшим производителем кондитерских изделий, ее продукция известна далеко за пределами Беларуси. Предприятие сотрудничает более чем с 20 зарубежными партнерами из РФ, США, стран Европы и Азии.
Выражаем уверенность в сохранении сложившихся дружественных отношений и надеемся на дальнейшее взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество!
СП ОАО «Спартак»
246000, г. Гомель, ул. Советская, 63
Тел./ факс: + 375 (232) 57-15-59; 60–27-45
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.