Елена КОВАЛЕВА
РУП «Белтелеком» - самый крупный оператор связи в Беларуси, лидер на рынке передачи данных, доступа в интернет, голосовой связи и IPTV. Мы решили выяснить, легко ли было удержать завоеванные позиции, какие услуги, в том числе для бизнес-среды, позволяют удержаться на рынке и почему при этом предприятие нельзя считать монополистом.
Сергей СИВОДЕДОВ,
генеральный директор РУП «Белтелеком»
- Прошлый год выдался сложным для многих белорусских компаний, в том числе, наверное, и для вас? Каковы производственные и финансово-экономические показатели деятельности «Белтелекома» в 2015 г.?
- Мы постоянно работаем над созданием новых услуг, которые отвечают требованиям современного рынка, позволяют нашим абонентам более успешно развивать различные направления бизнеса.
Прошлый год действительно выдался непростым. Но несмотря на это, мы выполнили все показатели, доведенные планом действий Министерства связи Беларуси на 2015 г. А по многим из них удалось достичь устойчивого роста. Например, на 1 января т.г. абонентская база РУП «Белтелеком» насчитывала 2,2 млн клиентов, при этом прирост абонентов составил более 200 тыс. Увеличилась и численность абонентов IP-телевидения: в прошлом году «голубому экрану» от «Белтелекома» отдали предпочтение почти 1,2 млн абонентов, что на 175 тыс. больше, чем за аналогичный период 2014 г.
Постоянно растет количество абонентов коммерческого цифрового эфирного телевизионного вещания - этому виду услуг от нашего предприятия отдали предпочтение 100 тыс. человек, прирост абонентов - 54,3 тыс. Число точек общественного беспроводного широкополосного доступа по технологии Wi-Fi увеличилось в 2015 г. на 76,7 тыс., достигнув 379 тыс.
В последнее время активно набирает популярность интернет-телевидение - абонентская база «Белтелекома» по итогам 2015 г. насчитывает 10,5 тыс. человек. Напомню, что это новая форма вещания в республике, начавшая стремительно и полноценно развиваться в последние несколько лет. И мы, как ведущее предприятие связи на рынке Беларуси, были обязаны обеспечить нашим клиентам доступ к этой услуге.
Всплеск интереса к интернет-телевидению для населения республики логичен и закономерен - в стране число пользователей интернета растет огромными темпами. В современной белорусской семье интернет в среднем подключен к 3-5 устройствам. И в большинстве случаев надежную интернет-связь с внешним миром обеспечивает именно РУП «Белтелеком».
Все разнообразнее становятся формы подключения клиентов. Прирост в 2015 г. абонентов, подключенных к IMS-платформе, составил 400 тыс., абонентская база - 1 242 тыс. Прирост абонентов, подключенных по технологии GPON, достиг 294,4 тыс., а общая абонентская база превысила 580 тыс. человек.
Добиться таких результатов было бы невозможно без существенных инвестиционных вливаний в развитие. До 80% инвестиций РУП «Белтелеком» направило на реализацию мероприятий, включенных в Госпрограмму инновационного развития и Национальную программу развития услуг в сфере ИКТ. В результате за 2015 г. филиалами предприятия построены и введены в эксплуатацию 3,8 тыс. км волоконно-оптических линий связи. Расширены пограничные переходы: Обухово - Гусино на 40G (4x10G), Витебск - Велиж - на 40G (4x10G) и 2x100G (10x10G), Гродно - Белосток на 40G (4x10G) и 2x100G (10x10G), организован 2x40G (4x10G) Гродно - Лаздияй.
В направлении Украины организован дополнительный DWDM-тракт 40G (4x10G). Также успешно завершены работы по модернизации оборудования центрального узла сети передачи данных, участвующего в агрегации внешних каналов доступа к сети интернет и распределении маршрутной информации о внешних сетях.
Все перечисленные мероприятия позволили увеличить портовую емкость оборудования маршрутизации и, соответственно, пропускную способность ядра на 400Гбит/с. Расширена пропускная способность магистральной сети РУП «Белтелеком» с 3,2 до 3,4 Тбит/с. Общая пропускная способность внутризоновых сетей сегодня составляет более 1,45 Тбит/с.
Особо отмечу, что достигнутые за прошлый год финансово-экономические показатели РУП «Белтелеком» - не только результат работы столичных предприятий. Хорошо сработали и регионы. В рамках выполнения Госпрограммы по внедрению цифрового телевидения и радиовещания в Беларуси до 2015 г. областными филиалами проведены работы по прокладке волоконно-оптических линий связи к 10 новым PTПC. В прошлом году в ходе выполнения плана модернизации действующих и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на 2013-2015 гг. было выведено из эксплуатации более 175 тыс. номеров монтированной емкости АТСК, что позволило переключить 155 тыс. абонентов.
- В Беларуси 7 лет назад было запущено интерактивное телевидение ZALA, которое быстро завоевало популярность. Как удалось обойти конкурентов? Ведь оно появилась на отечественном рынке, когда у абонентов уже было из чего выбирать?
- Скажу больше: когда «Белтелеком» предложил абонентам первое в стране интерактивное телевидение, рынок телевизионных услуг был практически сформирован. Большинство домашних хозяйств уже было подключено к разным операторам, и для того, чтобы отказаться в пользу интерактивного ТВ ZALA, многим абонентам пришлось пересмотреть свои взгляды на современное телевидение. Поэтому продвижение услугIPTVв условиях эксклюзивности новой услуги и плотной конкуренции стало для нашей компании серьезным испытанием.
Мы начинали с небольших городов и делали акцент на предоставление услуги интерактивного телевидения (IPTV). Емкость первой платформы составляла всего 10 тыс. абонентов. За 7 лет численность абонентской базы ZALA выросла до 1,2 млн по всей Беларуси. По нашим оценкам, это примерно 30% домохозяйств, или около 40% рынка платного телевидения.
Основная ставка была сделана на уникальные особенности нашего телевидения - интерактивные возможностиZALA. Ведь именно это сделало наших абонентов независимыми от времени трансляции и позволило не подстраиваться под телеэфир. То, что просмотр фильма или передачи можно в любой момент остановить, чтобы, к примеру, ответить на звонок, или возможность посмотреть программу, которую вчера пропустил, - все это обеспечило комфорт, который не предоставляли привычные услуги ТВ.
- Легко ли было удержаться на рынке и что делаете для дальнейшего развития этой услуги?
- Сейчас в пакетах интерактивной ZALA транслируется свыше 100 каналов, предлагается 10 тематических пакетов (в том числе в формате HD) и 5 дополнительных услуг: видео и музыка по запросу, виртуальный кинозал, инфопортал и караоке.
Для того чтобы сделать телевидение от «Белтелекома» еще более привлекательным, мы постоянно занимались его развитием и совершенствованием. И сегодняZALA- уже не только интерактивное ТВ. В 2013 г. появилась эфирная ZALA, а в прошлом году - SMARTZALA. Пока ее абонентская база слабо коррелируется с объемами продаж смартфонов или «умных» телевизоров в стране.
Так что сейчас мы уже говорим о семействе услуг, которое может удовлетворить потребности самых разных категорий абонентов. Поэтому наши усилия сосредоточены на том, чтобы поддерживать популярность интерактивной и эфирной составляющих бренда, а также на том, чтобы самая молодая услуга (SMARTZALA) заняла достойное место на рынке.
Чтобы оставаться в тренде, мы ни на минуту не забываем, что современному абоненту важно не название технологии, с помощью которой ему предоставляются услуги по просмотру телеканалов. Для него основное значение имеют качество сигнала, набор каналов, стоимость и удобство пользования услугой. Поэтому все чаще мы предлагаем клиентам пакетные услуги.
Удобство получения услуг в пакете уже ни у кого не вызывает сомнения: абонент получает не просто отдельную услугу, а решение, которое включает в себя основные услуги. К пакету услуг проще подключиться и его проще оплачивать, чем набор отдельных услуг. Ну и, конечно, немаловажным преимуществом является стоимость: как правило, набор аналогичных услуг, подключенных по отдельности, стоит дороже.
Пакетирование услуг - современный тренд, по достоинству оцененный большинством жителей республики и на который РУП «Белтелеком» планирует делать ставку в дальнейшем развитии.
- Какие новые виды услуг планируете предложить юридическим лицам и бизнесу, чтобы соответствовать современным требованиям? Предусмотрено ли для них пакетирование услуг?
- «Белтелеком» постоянно работает над созданием новых услуг, которые отвечают требованиям современного рынка, позволяют нашим абонентам более успешно развивать различные направления бизнеса. В частности, в 2015 г. мы предложили клиентам бизнес-сектора новую услугу - SMS-рассылка.С ее помощью наши заказчики могут оперативно рассылать клиентам информацию о проводимых акциях, скидках и других мероприятиях. Разработан специальный портал управления, куда заказчик может самостоятельно загрузить базы данных мобильных номеров своих клиентов.
Еще одна новинка прошлого года -предоставление в пользование инфраструктуры сетиWi-Fi.
Ни для кого не секрет, что РУП «Белтелеком» располагает самой объемной сетью Wi-Fiв стране, поэтому мы стремимся максимально использовать эти ресурсы не только для частных пользователей, но и для абонентов бизнес-сектора. В частности, в рамках услуги по предоставлению в пользование инфраструктуры сетиWi-Fi можем организовать на оборудовании «Белтелеком» сеть Wi-Ficименем заказчика, оформить интерфейс доступа в соответствии с его фирменным стилем и предоставить доступ в интернет его абонентам.
Среди корпоративных сервисов также востребована услуга «Виртуальная АТС», которая предусматривает предоставление абоненту комплекса телекоммуникационных сервисов (т.е. фактически сразу целого пакета), аналогичных услугам офисных АТС, на базе оборудования платформы IMS. Услуга позволяет организовать полноценную современную связь, при этом не надо покупать сложное оборудование, арендовать выделенный канал и устанавливать в учреждении мощную АТС.
Все необходимое профессиональное оборудование находится у нас и круглосуточно обслуживается квалифицированным персоналом. Можно легко изменить количество задействованных рабочих мест как в большую, так и в меньшую сторону в зависимости от своих потребностей. Таким образом, компания экономит средства и инвестиционного, и операционного бюджетов.
Услуга «Виртуальная АТС» позволяет:
- создавать Centrex группы с включением от 5 до 10 000 номеров;
- производить сокращенный набор (3- или 4-значный) при звонках на абонентов, входящих в Centrexгруппу;
- включать в одну Centrexгруппу географически разрозненные (в пределах Беларуси) подразделения (филиалы, офисы и т.д.);
- оказывать дополнительные услуги, предоставляемые только абонентам группы Centrex;
- выполнять бесплатные звонки внутри Centrex группы.
Эти сервисы являются примером того, как использование современных технологий укрепляет лояльность и упрощает взаимодействие бизнес-абонентов со своими клиентами.
- Сегодня «Белтелеком» - признанный лидер на рынке передачи данных, доступа в интернет, голосовой связи и IPTV. Насколько сложно соответствовать этому высокому статусу? Или вы конкуренции не боитесь?
- Конкуренты на рынке услуг электросвязи у нас очень серьезные, поэтому и относимся к ним мы серьезно. Но сказать, что боимся конкуренции, было бы неверно. «Белтелеком» всегда воспринимал конкуренцию как один из наиболее эффективных стимулов развития. Поэтому наличие на рынке сильных игроков не позволяет расслабиться, заставляет постоянно совершенствовать услуги, реализовывать новые мероприятия, стимулирующие рост продаж.
Возьмем, к примеру, услугу ZALA. Она предлагается сегодня по всей Беларуси, но при этом нельзя назвать «Белтелеком» монополистом. Почему? В стране нет ни одного региона, где у ZALA не было бы хотя бы одного конкурента в лице кабельного оператора. Более того, в большинстве крупных населенных пунктов (свыше 100 тыс. человек) мы пока не являемся лидерами по объему абонентской базы.
Среди наших конкурентов как частные, так и государственные операторы (как правило, это коммунальные предприятия). И в последние 2-3 года конкуренция в сегменте платного телевидения стала еще жестче. За абонентов ведется очень серьезная борьба.
Не менее жесткая конкуренция и в сегменте предоставления интернет-услуг, поэтому расслабляться нельзя. Того, кто в нынешней ситуации сдаст свои позиции, замешкается хотя бы на непродолжительное время, конкуренты быстро съедят. И мы это хорошо понимаем.
- Как руководителю предприятия вам, по-видимому, вдвойне лестно, что результаты работы РУП «Белтелеком» были высоко оценены потребителями, а компания названа «БРЭНДОМ ГОДА»…
- Победа в потребительской номинации «БРЭНД ЛИДЕР» в товарной группе «Интернет-провайдеры» - заслуга всего коллектива РУП «Белтелеком» - сотрудников, которые трудятся в столице, областных и районных центрах. Нашими специалистами в 2015 г. была проделана большая работа. Коллектив компании испытывает законную гордость за столь высокую оценку и постарается и дальше ей соответствовать.
Сейчас специалисты РУП «Белтелеком» активно готовятся к участию в XXIII Международной специализированной выставке «ТИБО-2016», которая пройдет в Минске 19-22 апреля. Наша компания - ее постоянный участник. В т.г. «Белтелеком» выступит генеральным партнером форума. На выставке мы продемонстрируем посетителям современные телекоммуникационные решения для частных лиц и бизнеса, пакет современных телекоммуникационных продуктов, а также новые возможности и сервисы, объединенные общей концепцией «Белтелеком» - интеллектуальные решения и сервисы для дома и офиса». Будем рады видеть руководителей предприятий, организаций и частных фирм на наших презентациях!
- Поделитесь напоследок ближайшими планами.
- Что касается планов на этот год, то РУП «Белтелеком» планирует модернизацию некоторых существующих услуг, а также ввод новых, в том числе и для абонентов бизнес-сектора. Соответствующие анонсы будут своевременно появляться на наших корпоративных сайтах.
РУП «Белтелеком»
220030, г. Минск, ул. Энгельса, 6
Тел. / факс: +375 (17) 327-44-22
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.