Александр ГАЛЬКЕВИЧ
Несколько лет назад частные инвесторы приобрели у государства долю акций ОАО «Стройтехпрогресс», а затем окончательно выкупили оставшийся пакет (приблизительно 18,6%). О том, как это отразилось на его профессиональной деятельности, мы решили выяснить у руководства предприятия.
Виктор КОЛОША,
директор ОАО «Стройтехпрогресс»
- Виктор Викторович, как изменились рыночные ориентиры ОАО «Стройтехпрогресс» с приходом частных инвесторов?
- Безусловно, расширились. В 80-е гг., когда создавалось наше предприятие, оно изначально специализировалось на изготовлении оснастки для производства железобетонных изделий и в меньшей степени для производства строительных металлоконструкций, несколько позже к этому списку добавились вибростолы, самоходные тележки, а также бетоносмесительные узлы.
К 2010-2011 гг. предприятие подходило с почти 90%-ным износом активной части основных фондов, значительным чистым убытком и уровнем среднемесячной заработной платы существенно ниже средней по стране. В таких условиях неудивительно, что государство стало искать частного инвестора, готового инвестировать в предприятие и взяться за его управление и развитие.
Так в 2012 г. на предприятие пришел первый частный инвестор, который выкупил дополнительную эмиссию акций на 35 млрд. руб. (на тот момент около 4 млн. долл.). Таким образом, у ОАО «Стройтехпрогресс» появились ресурсы для инвестирования в развитие производства. Инвестором совместно с руководством предприятия было принято решение о необходимости переориентации на более сложные работы, связанные с прецизионной обработкой металла (в том числе цветные металлы).
Исходя из этого решения производилось и переоснащение предприятия.
Так, нами были приобретены 4 вертикально-фрезерных обрабатывающих центра с ЧПУ, 3 токарных обрабатывающих центра с ЧПУ, горизонтально-фрезерный расточной обрабатывающий центр, оборудование плазменной резки, ряд универсальных фрезерных и токарных станков, ленточно-пильный станок, оборудование для гибки листового металла, а также металла различного профиля, покрасочно-сушильная камера, камера полимерной покраски и другое оборудование.
Кроме того, проведена модернизация с установкой систем ЧПУ продольно-фрезерных станков, координатно-расточного станка.
Такое оснащение производства вкупе с подбором высококвалифицированного персонала позволило предприятию выйти далеко за рамки строительной отрасли.
- Откройте коммерческую тайну: кто ваши основные заказчики?
- Это предприятия машиностроения, строительной, станкостроительной и приборостроительной отраслей, также работаем с научными институтами, для которых изготавливаем компоненты для проведения высокоточных экспериментов и исследований и т.п. Причем благодаря хорошему оснащению и прекрасно обученному и квалифицированному инженерно-конструкторскому и рабочему персоналу, способны выполнить заказ любой степени сложности без привлечения сторонних предприятий (от разработки конструкторской документации продукции до ее полного изготовления).
- Каковы материальные результаты диверсификации производства?
- Если вы имеете в виду финансовые результаты деятельности предприятия, то нагляднее всего динамику развития проиллюстрирует годовой объем выручки, увеличившийся с 3 млрд руб. в 2011 г. до свыше 73 млрд в 2015 г., или более чем в 24 (!) раза. В основе этого роста - расширение производственных возможностей и активная работа по поиску рынков сбыта.
Приобретение высокопроизводительного оборудования потребовало совершенно иных подходов в подборе персонала, а также заставило нас сконцентрировать внимание на поиске высококвалифицированных конструкторов, технологов, операторов станков с ЧПУ и т.д.
Таким образом, и средняя заработная плата по предприятию теперь превышает средний уровень по г. Минску.
- Каковы производственные приоритеты предприятия в нынешней непростой обстановке? Не боитесь конкурентов?
- Конкуренция на нашем рынке весьма серьезная, и мы не можем не ощущать на себе сокращение спроса. Рынок этот специфический и сильно зависит от рынков готовой продукции, в цикле производства которой мы участвуем.
Тем не менее по результатам 2015 г. наше предприятие показало рост по всем ключевым финансово-экономическим показателям.
Во-первых, в ситуации ограниченного спроса мы стараемся снижать наши затраты на всех этапах производства, что результируется в приемлемой конечной цене для заказчика. Это и разработка максимально эффективного проекта, а также технологии производства, минимизирующих трудозатраты и материалоемкость, и отлаженная система закупок, и максимально эффективное использование оборудования (обрабатывающие центры работают в 3 смены, многостаночное обслуживание) и т.д.
Во-вторых, наши производственные возможности уже сейчас позволяют выполнять весь комплекс работ по металлообработке (инвестиции в основной капитал за 2012-2015 гг. превысили 56 млрд руб.), а планы технического перевооружения предусматривают дополнительное инвестирование в приобретение нового оборудования. Такое оснащение позволяет нам обеспечивать высокую степень контроля за соблюдением сроков производства, а также за качеством производимой продукции и выполняемых работ, так как весь цикл работ выполняется на нашем предприятии.
В-третьих, наше предприятие постоянно инвестирует в обучение и развитие персонала. И я, как руководитель, могу быть уверен, что специалисты отдела продаж с учетом их квалификации, опыта и образования смогут максимально доступно донести потенциальным клиентам наши конкурентные преимущества, досконально зная наши производственные возможности и понимая потребности клиентов, конструкторы в состоянии спроектировать новые сложно-технические изделия с учетом специализации предприятия на индивидуальных и мелкосерийных заказах, начальники цехов, мастера готовы к любым производственным задачам. И так я могу сказать по всем сотрудникам предприятия.
Мы активно ищем новые сферы приложения наших усилий. Так понимая, что наша изначальная специализации - строительная отрасль сокращается, мы обратились к машиностроению, станкостроению и другими отраслям. На сегодня заказы, относящиеся к строительной отрасли, составляют около 10% общей выручки.
С другой стороны, когда появилась возможность выполнить заказ по производству центрифугированных форм для железобетонных изделий длиной до 26 м., приобретаемых ранее в Германии, мы с охотой взялись за эту работу и успешно выполнили заказ, заняв абсолютно свободную в Республике Беларусь нишу.
- Почему ваша компания стала заниматься изготовлением сухого льда? Это новый тренд или технологический сегмент, доставшийся в наследство?
- Когда к нам пришел первый частный инвестор, одним из направлений его деятельности как раз и было производство сухого льда, а также очистка поверхностей с его использованием. За рубежом твердая фаза двуокиси углерода (СО2) активно используется для очистки поверхностей от грязи, масла и т.д.
Со временем было принято решение о передаче данного производства нашему предприятию.
Сухой лед очень эффективен при очистке непористых поверхностей, например, станков, автомобильных двигателей. Хотя в Республике Беларусь данное направление не очень популярно, мы видим перспективу и намерены и дальше его развивать. Сейчас же в основном продаем гранулы сухого льда. Основное применение - в пищевой промышленности, медицине и торговле.
- Какие инвестиции собираетесь вложить в развитие основного направления деятельности?
- Несмотря на уже инвестированные средства, остается актуальным вопрос по дальнейшему техническому перевооружению. В ближайшее время новый инвестор намеревается в рамках дополнительной эмиссии акций предприятия инвестировать еще не менее 30 млрд бел. руб. (обязательство инвестора по Договору купли-продажи акций). Часть этих средств как раз и будет направлена на приобретение нового оборудования.
Кроме того, сейчас занимаемся ремонтом и реконструкцией дополнительного производственного помещения (около 700 кв. м.).
Самой масштабной же инвестицией для нас является реконструкция существующего производственного корпуса с пристройкой в виде многофункционального здания, которое создаст максимально комфортные условия для работы.
- Планируете ли в перспективе выход на зарубежные рынки?
- Доля экспорта в выручке нашей компании находится в пределах 5 %. Пока основной упор делаем на внутренний рынок, хотя часть продукции в составе конечных изделий экспортируется.
Учитывая сокращения емкости рынка Республики Беларусь, одним из приоритетов работы отдела продаж предприятия является поиск потенциальных заказчиков в Российской Федерации и иных близлежащих государствах.
В условиях высокого уровня конкуренции залогом выживания и успеха мы видим дифференциацию своего продукта (своих работ и услуг) на рынке посредством предложения рынку высококачественной продукции, спроектированной с учетом нужд и ожиданий клиента, оперативного реагирования на потребности рынка, широких производственных возможностей, обеспечиваемых не только новым технологическим оборудованием, но и, в первую очередь, высококвалифицированным персоналом. Нужно предложить рынку то, что другим его участникам недоступно ни в технологическом, ни в маркетинговом плане.
ОАО «Стройтехпрогресс»
220114, г. Минск, ул. Ф. Скорины, 21
Тел./факс: +37517267-81-70
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}