Мария АБРАМОВИЧ

Начав карьеру 15 лет назад в молодежной программе 5x5, он не мог представить, что в будущем станет не только лицом телеканала ОНТ, ведущим проекта о бизнесе, но и получит степень MBA, которую сможет применить как руководитель своих компаний.

Denis

Начинание

Первый совместный семейный бизнес, открытый в 2010 г., - вендинговая сеть из 50 кофейных аппаратов, одна из крупнейших в Минске. Наши автоматы - на АЗС, в торговых и бизнес-центрах, на Комаровском рынке. Это быстроокупаемый бизнес, однако, его будущее зависит от возможности получения новых мест, а в столице с этим стало крайне сложно. Или в хорошем месте поставить кофе-автомат нельзя, или там уже есть конкуренты. Сегодня мы с женой практически вышли из вендинга, оставили начатое дело партнерам.

Семья

Сегодня у нас 2 небольших семейных бизнеса - производство рекламы и презентационных фильмов, а также сеть блинных. Там есть управляющий, а мы с супругой - группа развития, поэтому все, что связано с дальнейшим развитием бизнеса, пока курируем вместе. Когда полностью откроются 6 запланированных в этом году точек, тогда сформируем управляющую компанию. Что касается семейного бизнеса, то мы четко разделили обязанности: жена больше занимается сетью блинных, а я - продакшн-студией. Если бы вдвоем занимались всем, то получилось бы, что никто ни за что толком не отвечает.

Сотрудники

Сегодня в продакшн-студии 7 штатных единиц и около 20 привлекаемых сотрудников. В единственной пока блинной в торговом центре «МОМО» работают 10 человек, не считая управляющего. Однако мы планируем расширение, когда у нас откроются новые точки блинных, - к концу года будет 80-100 человек.

Мотивация

Системы мотивации творческих работников и сотрудников общепита совершенно разные. Мы платим в среднем на 10% больше, чем зарплаты на рынке. Но мотивировать только деньгами невозможно. Если вы даете сотруднику большую зарплату, то его производительность растет непропорционально ее росту. Поэтому, к примеру, заработок кассира зависит от умения реализовать товар. Однако особое внимание уделяем моральной составляющей работы - всегда стремимся показать, что успех принадлежит сотрудникам, это их энергия и самореализация. Это важнее денег, потому что каждому хочется быть востребованным, знать, что его идеи ценят.

Ошибки

Самое главное упущение, которое было у нас раньше, - отсутствие бизнес-плана. Один из менторов телепроекта «Мой бизнес», известный белорусский предприниматель, основатель «АТЛАНТ-М» Олег Хусаенов сказал: «Отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс - это сексуально», потому что по этим цифрам очень легко узнать реальное состояние предприятия. Что собой представляет стартап, можно понять по бизнес-плану, который должен содержать идею, четкие цифры, SWOT-анализ, сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Это должен четко уяснить любой предприниматель, который открывает свое дело.

О.Хусаенов дал нам хороший совет по сети блинных: ищите 1-2 вещи, которые сможете делать лучше других и фокусируйтесь на этом. Посмотрите на фудкорт, на вывески китайской лапши, сэндвичей, пиццы и бургеров, поставьте рядом с вашей блинной и скажите, в чем вы лучше. В итоге мы определили, что мы «самый наш» фаст-фуд. Блины - более привычное и здоровое для славянского человека блюдо, чем пицца, бургер или картошка фри. Наша целевая аудитория - семейные люди в возрасте от 35 лет, многие с детьми.

Они ценят то, что блины производятся из натурального теста, хотя многие заведения в городе работают на порошке. Мы стремимся стать блинным «МакДональдсом», ноэто не означает копирование их стандартов, мы создаем свои. Хотя за кассой у нас - несколько бывших «макдональдсовцев».

Пиар

Как медийная личность стараюсь не привязываться ни к одному бизнесу. Безусловно, на открытии и на деловых встречах я появляюсь, но как руководитель, а не как узнаваемый в обществе человек. То же самое касается, например, санстанции, потому что там для меня не делают послаблений, но переговоры веду именно я. Информацию о своей сети блинных мы распространяем пока локально. Наши баннеры висят у выхода из метро, лайтбоксы на входе и внутри здания ТЦ. Когда мы станем сетью, то запустим рекламу в социальных сетях.

Для создания рекламы мы привлекаем профессионального фуд-стилиста, который отвечает за визуализацию. Еще в наших блинных используется одноразовая посуда, которая «разговаривает». И посетители с юмором относятся к нестандартным надписям на ней, особенно дети. Например, на тарелке написано «Для мамы ты всегда худенький», на пакетике сахара «Нет, не слипнется», на стаканчике «Танцуй, пока горячо». В общем, не просто продаем еду, а создаем настроение.

Денис

Финансы

Точные доходы за прошлый год еще не могу назвать, большая дебиторская задолженность. Думаю, что они ненамного превысят результат 2014 г., оборот двух наших бизнесов: вендинга и продакшн-студии - 10 млрд руб. Понятно, что в валютном эквиваленте в 2015 г. мы сильно просели. Но, пока все, что делали, было прибыльным, что такое работать в убыток, «за идею», мы, к счастью, не знаем.

Затраты

У нас два абсолютно разных бизнеса. Если взять блинную, то это зарплата, налоги, аренда и фудкост. В продакшн-студии - это авторские гонорары. Оборудование составляет меньшую долю. Зачем нам покупать дорогие камеры, если их можно взять в аренду у партнеров? Еще наши презентационные фильмы уже не озвучивают белорусские дикторы, потому что это не устраивает заказчиков из-за узнаваемости их голосов. Сегодня мы пользуемся услугами только российских дикторов, что дает нам солидное преимущество в качестве. Все записи ведутся в студиях онлайн, поэтому в течение дня они могут сделать звуковой ряд к любому фильму.

Нерешительность белорусов

У нашего народа много стереотипов. Уже более 20 лет мы живем в рыночной экономике, но с детства и школа, и родители всех готовят в будущем стать наемными работниками. Считаю, что часть стереотипов, связанных с контролем, вполне оправдана и не является непреодолимым барьером. К примеру, по санитарным нормам и правилам в работе сети блинных нам необходимо соблюдать 250 нормативных требований! И мы это делаем.

В Америке другая проблема: там открыть бизнес проще, но намного сильнее конкуренция. По сути все, что ты пытаешься создать, уже придумано раньше. В этом смысле на белорусском рынке много незанятых ниш. Однако почти все, кто начинает свое дело, - самоучки. Если мы вновь обратимся к опыту США, то надо отметить, что там существует множество бизнес-школ. К слову, я получил степень MBA (магистра делового управления) после окончания бизнес-школы при БГУ. Хорошо, что такие заведения есть, но их единицы.

О начинающих свой бизнес

В отборочном туре телепроекта «Мой бизнес», который мы делаем на ОНТ, участвовало более 700 проектов, большинство из которых, к сожалению, не смогут стать бизнесами. То, что человек пришел с желанием что-то делать, - это уже хорошо, но чаще является мечтой, а не целью. Некоторые хотели участвовать в проекте с понятным бизнес-планом, другие решили попробовать себя в чем-то новом.

В финал проекта прошли самые разные проекты. К примеру, проект, участники которого шьют изделия из текстиля, начиная от сумок для автозапчастей до домашних гамаков. Еще был проект - мобильное приложение для рэперов, которое может получить широкое распространение, так как позволяет вызвать на батл (поединок) людей из разных стран. Его сейчас курирует руководство МТС, которое активно помогает в продвижении.

С нашей помощью также реализовался бизнес-проект по доставке фермерских продуктов, несмотря на существующие трудности в этом бизнесе. Все вышеперечисленные проекты - детища настоящих энтузиастов. Люди пришли на телевидение с мечтой, но благодаря менторам, созданию четкого бизнес-плана и каждодневной работе мечта стала целью.

{jcomments on}