Павлюк Быковский

Более 3 млрд руб. в 2015 г. собрали на свои проекты три белорусские интернет-площадки (MaeSens.by, Ulej.by и Talaka.by), использующие механизмы краудфандинга.

Краудфандинг одновременно и новое, и старое понятие. Это когда всем миром (талакой) собирают средства на социальные проекты, например, строительство храма или дороги. С появлением интернета стало возможным координировать усилия многих людей для решения определенной задачи, и возник краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - толпа и sourcing - использование ресурсов). Обычно краудсорсинг используют для решения общественно значимых задач силами волонтеров, например, быстрого перевода книг или фильмов.

Он также применяется для совместного написания кода открытых платформ: наиболее яркие примеры - ядро Linux и Википедия, созданная и поддерживаемая с помощью краудсорсинга. А вот краудфандинг (англ. crowdfunding, crowd - толпа и funding - финансирование) специализируется на коллективном сотрудничестве для добровольного объединения денежных и иных ресурсов, чтобы поддержать усилия других людей или организаций.

Справка «Директора»
В 2015 г. интернет-площадки на свои проекты собрали:
•    MaeSens.by - 1,99 млрд руб.;
•    Ulej.by - 700 млн руб.;
•    Talaka.by - 379 млн руб.

Первым из вышеназванных интернет-ресурсов в 2011 г. появился «Мае Сэнс» (MaeSens.by) как благотворительный аукцион встреч. Пользователи оплачивали встречу со знаменитым человеком, а деньги шли на финансирование творческих и социальных проектов, в том числе на поддержку детских домов, нуждающихся в срочном лечении тяжелобольных детей и помощь бездомным животным.

В 2013 г. «Мае Сэнс» запустил конкурс социальных проектов Social Weekend. Сегодня проект можно поддержать не только путем приобретения встреч на аукционе, но и непосредственно перечислив на него деньги. Менеджер по проектам Мае Сэнс» Денис Бут-Гусаим отметил, что в перспективе могут появиться и коммерческие проекты.

Talaka.by называет себя сообществом небезразличных людей. Первоначально проект возник в 2013 г. как краудсорсинг (поэтому и используется белорусское слово «талака» в названии), а в 2015 г. дорос до использования механизма краудфандинга - запущен сервис «Талакошт» для сбора средств на реализацию социально значимых проектов.

Самый молодой проект из этой тройки - «Улей» (Ulej.by), который стартовал 22 апреля 2015 г. Он работает в партнерстве с Белгазпромбанком и является отечественным аналогом такого классического западного краудфандингового проекта как Kickstarter. В самом «Улье» считают, что только они в Беларуси полностью соответствуют понятию «краудфандинговая площадка». Применение безопасного банковского процессинга и проработанной юридической базы позволяет им сделать краудфандинг легальным, прозрачным и безопасным способом финансирования.

Способ изменить мир
«Краудфандинг - всего лишь принцип коллективного финансирования, когда деньги поступают не из одного, а из многих источников, причем без посредников. Он является самым эффективным в мире принципом перераспределения финансовых ресурсов», - отметил директор по развитию Ulej.by Эдуард БАБАРИКО.

По его мнению, существуют следующие в зависимости от целей сбора организаторами средств и предоставляемых спонсорам благ направления краудфандинга:
1. Благотворительность (Charity). Люди делают это безвозмездно, ради морального удовлетворения.
2. Вознаграждение (Reward) или «деньги в обмен на результат». Люди дают деньги, рассчитывая взамен получить конкретный результат в виде продукта, услуги или общественных благ. Автор проекта фактически получает предзаказы от потребителей.
3. Коллективное кредитование (Сrowdlending или person-to-person lending, peer-to-peer investing, social lending, P2P-кредитование). Люди выделяют средства на определенный срок и под определенный процент - похоже на классический банковский кредит, но место банка занимает самоорганизующаяся система из сотен или даже тысяч независимых игроков.
4. Эквайти (Equity) или краудинвестинг (Crowdinvesting). Люди обменивают свои деньги на реальные доли в компаниях. В отличие от краудлендинга размер возможной прибыли не зафиксирован. Краудинвестинг является альтернативным финансовым инструментом для финансирования новых предприятий, не имеющих достаточной кредитной истории или убедительного бизнес-плана для банка. Перед инвестором ставится цель - финансирование компаний для последующего получения дохода в виде дивидендов или продажи доли ОАО, создание инфраструктуры, например, совместное владение жителями квартала прачечной, автомойкой, магазином или заправкой.

По словам Э.Бабарико, сегодня в Беларуси представлены только два первых типа краудфандинга: благотворительность и «деньги в обмен на результат».

Как работает «Талакошт»
И.Веденин отметил, что проект Talaka.by возник благодаря тому, что была свободна ниша: «Мы пытались привлечь деньги через «Мае Сэнс» на финансирование одной вечеринки, которая проводилась для популяризации белорусских музыкантов. И столкнулись с тем, что с трудом конкурируем за внимание с проектами по сбору средств для больных детей, нуждающихся в дорогостоящих лекарствах, и спасения животных».

Самая успешная кампания «Талакошта» - проект перевода мультфильма «Свінка Пэпа» па-беларуску». Его автор Андрей КИМ поделился опытом: «Самое главное в краудфандинге - найти свою целевую аудиторию. То есть когда у вас есть идея, надо понять, кого еще она может заинтересовать, - это первый шаг. А второй - обратиться именно к этой аудитории».

По его словам, для реализации проекта нужна была сумма в 2,5 тыс. долл., но автор получил «обещаний» почти в 2 раза больше. К сожалению, точная информация о том, сколько средств было реально перечислено на его счет, отсутствует. Расчет с автором проекта происходит за пределами площадки Talaka.by, остается на совести «обещавшего» и не подпадает под пользовательское соглашение данной платформы.

И.Веденин рассказал, как работает «Талакошт»: «Мы не являемся посредниками в схеме перечисления денег участниками проекта, а лишь создаем на портале доску объявлений, где одни говорят, что им нужны средства, а другие принимают и поддерживают поступившее предложение». Основная функция Talaka.by - определение правил игры, по которым общество, в том числе спонсоры, могут контролировать реализацию проектов до начала сбора и после получения денег.

Перечисление средств производится в 2 этапа. Вначале спонсор выражает готовность поддержать определенный проект, затем выясняется, сколько собрано обещаний. Если они составляют 25% финансирования проекта, то стартует второй этап - перечисление денег. Если не удалось собрать обещания на оплату 1/4 части проекта, то спонсоры освобождаются от обязательств и считается, что кампания не имела успеха.

«Поскольку у нас реализуются общественно значимые проекты, то доля невыполнения обещаний не превышает 10%, - пояснил И.Веденин. - В будущем «Талакошт» остановится на 2 вариантах: моментального перечисления денег и ныне действующем, когда на первом этапе собираются обещания финансировать проект».
Философская позиция «Улья»

11 января типография отгрузила первую партию опубликованного благодаря краудфандингу мистического романа Виталия Радченко «Авессалом. Начало». Это первая проба пера автора, работающего режиссером на радио «Юнистар», и потому издательства не проявляли к книге особого интереса. «Виталий разместил свой проект на площадке «Улей» и собрал группу людей, готовых купить его роман. То есть фактически автор получил финансирование от будущих читателей, которым взамен денег вернул изданную книгу», - пояснил Э.Бабарико.

«Улей» работает по принципу «всё или ничего», причем не только устанавливает правила, игры, но и гарантирует их исполнение. Для финансирования проект должен собрать всю необходимую сумму или средства вернутся спонсорам - расчетную функцию выполняет Белгазпромбанк, выступающий финансово-технологическим партнером «Улья».

«Отправляясь в магазин за покупками, мы изначально являемся потребителями предлагаемых производителями товаров, а не творцами и созидателями. Краудфандинг предоставляет уникальную возможность - право выбирать будущее. Впервые за всю историю у нас появилась возможность моделировать будущее и определять, какая продукция и в каком количестве должна быть произведена, какие сняты фильмы, изданы книги и т.д. Краудфандинг - глобальный тренд, который постепенно меняет наш мир», - отметил Э.Бабарико.

{jcomments on}